16+
DOI: 10.18413 /2408-932X-2015-1-2-8-12

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ПОЗДНЕМ СОВЕТСКОМ МАРКСИЗМЕ

Статья посвящена группе советских философов, выступивших в 1960–1970-е годы с новаторской, недогматической интерпретаций марксизма. Ключевыми фигурами этой школы советской марксистской мысли были Эвальд Ильенков (1924-1979), Феликс Трофимов (1930-2006) и Генрих Батищев (1932-1990). Отталкиваясь от сочинений «раннего» Маркса, посвященных проблемам, выходившим за рамки официозного марксизма, они 1) подвергли переосмыслению категорию идеального с целью изменения ее статуса в философии марксизма; 2) подчеркивали сущностное отличие социального от природного, несводимость первого ко второму и 3) деятельностную сущность человека; 4) выдвинули оригинальную гипотезу происхождения сознания. Сознание понималось ими как продукт коллективного действия, опосредованного орудиями труда, которые выступают как своего рода материальные (каменные) «протопонятия», «отражающие», с одной стороны, объективные свойства предметов, на которые направлены коллективные трудовые усилия, с другой стороны, формы взаимодействия трудящихся, т. е. общественной практики. Представляя субъект действия (еще не осознанное «Я») в объективной форме, орудия труда, вернее, их коллективное использование, сыграли решающую роль в развитии самосознания, различении Я и не-Я, преодолении естественной солипсистской установки и обретении объективного знания, что, в свою очередь, сделало возможным выход за границы природного бытия в сферу свободного действия и творчества.
Количество просмотров: 4079 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 3897
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: