16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2019-5-4-0-7

ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТОР: ДОКТРИНЫ, ОСОБЕННОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья посвящена социально-философскому анализу тайных обществ и их роли в социально-политическом развитии. Опираясь на исследования Л.А. Тихомирова, автор выделяет из всего спектра избегающих огласки организаций эзотерические общины, которые строят собственную иерархию на основе дозирования информации в зависимости от степени посвящения адепта. К не посвященному в доктрину обществу такая организация относится инструментально: в зависимости от своих нужд и возможностей либо соседствуя с ним, либо паразитируя на нем. Эзотерические организации, в свою очередь, делятся на хилиастические и эскапистские. Хилиастические ожидают конца света или хотя бы радикальных трансформаций наличной социальной эмпирии, а в ряде случаев готовы даже поспособствовать наступлению этого масштабного общественного катаклизма (для того, чтобы в новом порядке подчинить себе непосвященных). Эскапистские тайные общества отрицают наличную социальную реальность и либо отстраняются от насущных проблем социума, в котором живут, либо пытаются паразитировать на нем. Эзотерические организации обоих типов в борьбе за реализацию своих доктрин могут действовать как опосредованно, через неравноправное сотрудничество с непосвященными, так и непосредственно, при помощи вооруженного выступления. Тайные общества хилиастического типа рассматриваются на примере манихейского движения и производных от него сект, а в качестве иллюстрации эскапистского тайного общества приводится гаитянский культ вуду.

Количество просмотров: 208 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 284
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статейВ раздел
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: