16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2023-9-1-0-12

Концерт для балалайки начала XXI века. Основные принципы развития жанра, композиционные и идейно-драматургические особенности на примере концертов А. Марчаковского, Е. Подгайца, В. Беляева

Объектом исследования данной статьи является концерт для балалайки, созданный в начале XXI века. В современном культурно-образовательном контексте актуальным становится глубокое изучение востребованных произведений современных авторов для профессиональных и начинающих исполнителей на балалайке, что способствует повышению уровня интеллектуальной и исполнительской культуры музыкантов, продвижению исполнительства на русском народном инструменте, популяризации достойных образцов музыкального искусства. Целью работы является выявление основополагающих черт идейно-драматургического развития, композиционного решения и стилевого воплощения не исследованных ранее инструментальных концертов для балалайки. В статье дается краткий анализ достижений концертного жанра предыдущего столетия, обозначаются ведущие композиторы рубежа XX-XXI веков, солисты-балалаечники, сыгравшие важную роль в становлении концерта, авторы современных научно-аналитических трудов, изучающие данный вопрос. Предметом исследования в работе являются три концерта современных авторов для балалайки – Александра Марчаковского, Ефрема Подгайца и Владимира Беляева. В статье решается ряд задач: выявляются основные характерные структурные тенденции произведений, дается подробный анализ формы, композиционных и драматургических приемов, используемых композиторами, определяются принципы тематического развития, особенности современного тонального и ладогармонического стиля концертов. Отмечается уровень исполнительской и интеллектуальной культуры солиста и оркестра, художественный потенциал балалайки, возможность создания концертов для разных по тембровому наполнению оркестровых составов симфонических и народных инструментов. В результате анализа произведений выявляются главные тенденции развития жанра, индивидуальное композиционно-драматургическое решение в воплощении авторской мысли подчеркивается уникальность и притягательность жанра концерта, в котором через взаимодействие образно-смысловых и драматургических концепций проявляется облик русской народно-инструментальной культуры настоящего времени.

Количество просмотров: 443 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 717
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: