16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2023-9-2-0-1

Сознание как телеологический феномен
 

В современной гуманитаристике существует множество подходов к пониманию феномена сознания. Развитие культуры порождает разнообразные формы репрезентации сознания. В этой связи актуальным является вопрос о телеологичности в жизни сознания. В исследовании в качестве отправной точки решения вопроса об условиях возможности такой телеологии взята оппозиция объективной и субъективной целесообразности. Показано, что, с одной стороны, при экстраполяции идеи телеологизма в эмпирический мир она дает основание для онтологии и космологии, а с другой, при проекции в пространство ценностей и отношений, она фундирует собой аксиологию. В статье эти аспекты уточняются в соответствии с идеей дифференциации целей на сакральные, имеющие отношение к священному и в широком смысле трансцендентному, и витальные, имеющие отношение к жизни в эмпирическом смысле. В итоге делается вывод, что телеология в форме аксиологии является точкой преодоления оппозиции объективной и субъективной целесообразности, становясь пространством соотнесения общезначимого с уникальным, трансцендентного с витальным. Такая телеология релевантна жизни сознания, поскольку приводит в движение механизм транскрибирования витальных импульсов в семиотическое пространство, придавая первым смысл, а второму сообщая жизненную силу, соотнося форму и феномен.

Количество просмотров: 340 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 703
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: