16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2016-2-2-69-73

СПЕЦИФИКА ЛИНГВОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ

Сравнительно-исторический метод является важнейшим инструментом познания языковой истории, который имеет свою специфику и конкретную сферу использования. Этот метод целесообразно рассматривать как сложную единицу, которая включает три компонента: онтологический, операциональный и телеологический. Целью сравнительно-исторического исследования (телеологический компонент) является воспроизведение моделей праязыковых состояний семей и групп родственных языков, их дальнейшего развития и членения на самостоятельные языки, а также создание сравнительно-исторического описания (грамматик и словарей) родственных языков. Онтологический компонент сравнительно-исторического метода представляют конкретные принципы (принцип историзма, принцип причинности, принцип системности и принцип общей связи явлений) и подходы (исторический, причинный, системный). Операциональный компонент сравнительно-исторического метода представлен такими приемами и процедурами как: 1) генетическое отождествление фактов; 2) лингвистическая реконструкция архетипа и фонетического закона; 3) хронологизация и локализация языковых явлений. Сравнение разных фактов и их совокупности как в пределах одного языка, так и в масштабах языковой группы, дает возможность лингвистической экстраполяции в прошлое. В практике современных сравнительно-генетических исследований важную роль играет процедура лингвистической реконструкции. Научная литература выделяет три ее вида: внешняя, внутренняя и филологический метод. Очевидно, что основным заданием генетических исследований является изучение процессов исторического развития родственных языков или отдельно взятого языка. Предметом дискуссий на сегодняшний день остается вопрос об объеме вхождения инноваций отдельных языков в сферу компетентности сравнительно-исторического метода.
Количество просмотров: 5895 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 7190
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: