16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2015-1-4-57-69

К ИСТОРИИ ХАРЬКОВСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОПЫТ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (1910–1940 гг.) (окончание)

Aннотация

Проделан систематический анализ справочно-адресных книг «Весь Харьков» и телефонных справочников за период с 1910 по 1940 год на предмет состава и движения штатов и расположения харьковских музыкальных учебных заведений и их перемещения. Выявленные фамилии педагогов этих учебных заведений сопоставлены с частотой их упоминаний в именном указателе монографии по истории Харьковского института искусств (1992). Составлена сводная таблица перечня руководителей и преподавателей (126 человек), не вошедших в этот указатель. С помощью глубокого поиска в Google собраны сведения о 25 личностях из этого перечня. Изучен вопрос о расположении и смене наименований харьковских музыкальных заведений за рассматриваемый период. Показано, что в дореволюционное время большинство музыкантов-педагогов селилось в окрестностях Харьковского музыкального училища.

К 170-летию со дня рождения

уроженца Белгорода и основателя

харьковской музыкальной школы

Ильи Ильича Слатина (1845–1931)

 

Для изучения деятельности преподавателей музыкальных заведений Харькова, показанных в табл. 13[1], будем тестировать их фамилии, имена и отчества в различных сочетаниях с помощью Google Scholar и Google Books. В ряде случаев при расширенном поиске использовались дополнительные слова, записываемые в строке ниже, такие как «музыкант», «пианист», «Харьков» и др. Начнем тестировать имена преподавателей харьковских музыкальных заведений из табл. 13 сверху вниз (по строкам) и слева направо (по столбцам). Среди музыкальных школ и курсов за 1914 и 1917 гг. удалось найти следующие сведения об их руководителях и преподавателях.

 

[1] Все таблицы см. в предыдущем номере: Научный результат. Сер. Социальные и гуманитарные исследования. 2015. № 3 (5). С. 69-89.

Упоминания об уставах музыкальных школ А.С. Немеровского, М.П. Ястремской и К.А. Пиллика отмечены нами ранее со ссылкой на диссертацию И.В. Жданова [14], размещенную в открытом доступе сети Интернет.

Преподавателя гармонии школы музыки А.Ю. Иентш Лисовского Леонида Леонидовича (1866, Петербург – 1934, Харьков) мы находим в шеститомной «Музыкальной энциклопедии» (1973–1982), которая вместе с «Музыкальным энциклопедическим словарем» (1990) размещена на сайте: www.music-dic.ru. В статье о Лисовском сказано, что он закончил историко-филологический факультет Харьковского университета, занимался у И.И. Слатина (фортепиано). В 1897 г. окончил Петербургскую консерваторию у Н.Р. Соловьева (композиция), с 1898 г. преподавал игру на фортепиано и музыкально-теоретические дисциплины и одновременно был директором музыкальной школы Ф.И. Базилевича в Полтаве; с 1909 г. – преподаватель частных музыкальных школ, а затем Народной консерватории в Петербурге, с 1913 г. – музыкальной школы Л.В. Пышнова и А.Я. Швейгера в Тбилиси, с 1914 г. – музыкальных школ Харькова. После Октябрьской революции продолжал работать в Харькове: с 1918 г. – в Народной консерватории, Музыкальном техникуме. В 1921–30 гг. был членом Высшего музыкального комитета Наркомпроса Украины, а также композиторской мастерской Всеукраинского товарищества революционных музыкантов (ВУТОРМа). Печатался в периодических изданиях и написал много музыкальных сочинений. В «Музыкальной энциклопедии» он представлен как советский композитор и педагог. Кроме того, биографическая статья о Л.Л. Лисовском размещена на сайте «Биографической энциклопедии»: www.biografija.ru.

В статье С.М. Куделко и С.И. Посохова [17] отмечается, что Редина Татьяна Николаевна, отмеченная в табл. 13, является женой профессора Императорского Харьковского университета Редина Егора Кузьмича (1863–1903), а также родной теткой пианистки Ю.Ю. Гольдингер, которая в 1944 г. окончила Харьковскую консерваторию.

В статье Т.В. Тихомировой, опубликованной в газете «Слобода» 2 ноября 1994 г. и посвященной улице Октябрьской Революции (бывшей Большой Москалевской), упоминается школа фортепианной игры и вокала К.А. Пиллика [34]. Автор рассказывает, что в одном из каменных домов, построенных в 1869-1870 гг. крестьянином П.А. Силаковым, с 1914 до середины 1920-х годов располагалась указанная школа. Эти дома П.А. Силаков построил на своем дворовом месте по улице Большой Москалевской, № 29. Это соответствует адресу школы, приведенному в табл. 3. Вышеназванная статья размещена в одном из Live journal под рубрикой «Харьков: новое о знакомых местах» (статьи и страницы Краеведческого альбома), которая хорошо иллюстрирована фотографиями[1].

 

[1] http://ngeorgij.livejournal.com/22645.html (date of access: October 13, 2015).

 

О преподавателях Государственной народной консерватории за 1922 г. в открытом доступе сети Интернет нами были обнаружены следующие сведения. Находкой для нас стали краткие сведения о профессоре А.Б. Гельфгате, о котором ранее не встречалось никаких упоминаний. Так, в «Сводном электронном каталоге системы корпоративной каталогизации», который разработан Объединенным институтом проблем информатики НАН Беларуси, мы находим: Гельфгат А.Б. 1904. Грезы [ноты]: Музыка: [Для скрипки и фп.] / Сочинение А.Б. Гельфгата [6]. Отсюда ясно, что ректор Государственной народной консерватории, профессор А.Б. Гельфгат (см. табл. 4) был композитором. Кроме того, поиск в Google Books вне какого-либо контекста дает его фамилию в переписке И. Стравинского с русскими корреспондентами [33].

О Евгении Юрьевне Гейман в сети Интернет нашлось три упоминания. Один из основателей отечественного симфоджаза Анатолий Владимирович Кальварский (р. 1934 г.) вспоминает, что в блокадном Ленинграде Е.Ю. Гейман давала ему первые уроки фортепианной игры [16]. Михаил Дрейзлер вспоминает о своем учителе А.Л. Соковнине и попутно упоминает о Е.Ю. Гейман следующим образом: «Александр Львович Соковнин (1912–1993), профессор Кишиневской консерватории, заслуженный деятель искусств МССР переехал из Кривого Рога в Днепропетровск [в 1927 г. – В.М.], где обучался в музучилище у Е. Гейман, когда же в 1929 г. эта наставница уехала в Ленинград, он отправился вслед за нею, поступив в тамошнее училище, куда она устроилась на работу» [12]. Кроме того, имя Е.Ю. Гейман встречается в книге «Ленинградская консерватория в воспоминаниях» [20].

Достаточно много упоминаний мы обнаружили о преподавателе пения Осипе Осиповиче Бестрихе. Так, Ю.Ю. Полякова писала, что в сценической студии Харьковского 2-го реального училища в 1914–1920 гг. он преподавал пение и вел оперный класс [28]. Мы также встречали это имя, когда изучали окружение будущего лауреата Нобелевской премии по экономике Семена Кузнеца, обучавшегося в 1915–1917 гг. в этом училище [24]. Известный русский артист оперетты (баритон) Митрофан Иванович Днепров (1881–1966) обучался в 1900–1906 гг. на оперных курсах О.О. Бестриха в Петербурге [10]. Он также сам об этом пишет в своей книге «Полвека в оперетте» (1961) [11]. Из «Большой биографической энциклопедии» (2009), размещенной на сайте slovari.yandex.ru мы узнаем, что оперная певица (меццо-сопрано) Мария Николаевна Пржебылецкая выступала в частных петербургских театрах – «Аркадия» (1898) и оперного товарищества русских артистов под управлением О. Бестриха (зал Кононова, 1898). На сайте shatunovsky.ru размещен очерк по истории Литейного округа, опубликованный в газете «Литейный округ» (2011. № 3 (104)), который является перепечаткой работы [13, с. 287-289]. В нем отмечается, что на Моховой, 46 в 1900–1910 гг. проживала и содержала оперно-драматические курсы Анна Карловна Субботина; на курсах драматический класс вела артистка В.В. Пушкарева-Котляревская, а класс пения – певец О.О. Бестрих. В 1922 г. в Государственной народной консерватории вместе с О.О. Бестрихом работала вокальный педагог А.К. Некрасова (табл. 4). Ее мы находим в качестве автора обширной статьи «Из опыта вокального педагога», опубликованной в 1962 г. в журнале «Вопросы вокальной педагогики» [25].

Среди преподавателей ХГМДИ 1925 и 1926 гг. довольно полные сведения удалось обнаружить о М.А. Крутянском, Е.А. Менес и Б.А. Лезине. Так, в «Юбилейном буклете Курского музыкального колледжа имени Г.В. Свиридова» за 2014 г. отмечено, что он ведет свое начало от Курского музыкального техникума, созданного в 1922 г., и далее пишется: «Педагогические кадры техникума были отличными – это пианист Мирон Абрамович Крутянский – учитель Г. В. Свиридова…» [37].

На сайте этого колледжа в разделе «Предметно-цикловая комиссия фортепиано» указано: «Фортепианное отделение ведет свою историю с 1922 г., с момента создания музыкального техникума. Большой класс студентов техникума по специальному фортепиано имел Крутянский М.А., яркий исполнитель, выпускник Московской консерватории, педагог Г.В. Свиридова»[1].

 

[1] http://www.kmk.kursk.ru/otdelmenu/64-specfort.html (date of access: October 18, 2015).

 

В статье Марины Зуевой, посвященной Г.В. Свиридову и опубликованной в 2014 г. в газете «Курская правда», пишется: «В 1929 г. Свиридов поступил на приготовительное отделение при Курском музыкальном техникуме. Здесь он освоил четырехлетнюю программу за три года. Его учителем по фортепиано был московский музыкант Мирон Абрамович Крутянский, которого Свиридов всегда вспоминал с особой благодарностью. Крутянский был не только концертирующим пианистом, но и эрудированным, образованным человеком. В своем классе он учил не только игре на фортепиано, но также знакомил с основами музыкальной и общей культуры. Именно он заметил способности Свиридова и посоветовал ему посвятить свою жизнь музыке. В 1966 г. М.А. Крутянский присутствовал на концерте, в программе которого звучали произведения Г.В. Свиридова – уже известного композитора» [15].

В «Энциклопедии циркового и эстрадного искусства» (www.ruscircus.ru), в статье, посвященной Е.А. Менес, мы можем прочесть: «Менес Елена Адольфовна (25.08.1905, Варшава – 21.02.1988, Москва), танцовщица, хореограф, педагог по ритмике, пластике и сценическому движению. В 1916 г. поступила в Харькове в балетную школу. После окончания была принята в группу Харьковского театра оперы и балета. Одновременно пробует свои силы в качестве постановщика танцев, начинает выступать на эстраде». С 1925 г. Е.А. Менес жила и работала в Москве (ГОМЭЦ, ВГКО, Мосэстрада, Московская филармония). Ставила номера и целые программы для многих известных артистов, например, для Л. Гурченко в Театре-студии киноактера. Вела педагогическую работу и ставила танцы во многих московских театрах. После войны сотрудничала с А. Райкиным, Театрами имени Ермоловой и имени Пушкина, Театром-студией киноактера. Как прекрасно пишет в этой статье Б.М. Поюровский: «Елена Менес умела превратить любую песню или танец в самостоятельную яркую сценическую новеллу, в небольшой, выразительный спектакль. Ее номера отличались богатой выдумкой, интересной композицией и особой экспрессией. Они были окрашены героикой, романтикой, но почти обязательно и юмором, что снимало ложную патетику» [29].

С биографической статьей о Борисе Андреевиче Лезине (1880–1942) можно ознакомиться в «Литературной энциклопедии», размещенной на сайте slovari.yandex.ru: «Лезин Борис Андреевич (1880–?) – литературовед, получил премию имени А. Потебни. Редактор и издатель сборника «Вопросы теории и психологии творчества», являвшегося центральной трибуной идеалистической школы потебнианства. В последние годы Лезин работает при кафедре литературоведения Харьковского государственного университета и редактирует полное собрание сочинений Потебни. В пооктябрьских работах (статьи в журналах «Червоний шлях», «Родной язык в школе» и т.д.) Лезин пытается приблизиться к марксизму, но идеалистическая методология Потебни, которую Лезин не может преодолеть, препятствует успеху его попыток». В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) (www.rgali.ru) имеется фонд 87 (35 единиц хранения, 1906–1930), посвященный Лезину Б.А., где он показан как историк литературы и в котором уточнены даты его жизни, по сравнению с данными «Литературной энциклопедии».

Упоминание о профессоре М.А. Славинской (ХГМДИ, 1925, 1926) (табл. 13) вместе с Л.Н. Балановской (ХМДИ, 1929, 1930) (табл. 12) мы находим в статье Наталии Вареник, посвященной Генриху Нейгаузу и музыкальной жизни в Елисаветграде (сейчас Кировоград) после революции. В ней приведена выдержка из раздела хроники городской газеты «Известия» от 23 марта 1919 г.: «Сегодня в 5 ч. дня в помещении Комиссариата Народного образования (общественное собрание) состоится совещание местных педагогов-музыкантов о постановке музыкального дела в Елисаветграде. Приглашены следующие лица: Шимановский К., Нейгауз Г., Нейгауз Н., Гайсинский А., Нейгауз Г.Г., Липянский А., Гайсинский Б., Славинская М.А., Гольденберг И.А., Балановская Л., …» [4]. Отметим, что Л.Н. Балановская (1883–1960) до переезда в Харьков в середине 20-х годов была артисткой Большого театра (Москва) [7].

Аккомпаниатора С.Н. Тартаковского (табл. 13) мы упоминали ранее, в связи с воспоминаниями студента ХМДИ 20-х годов В.А. Богдановича [2], но Интернет сведений о нем не дает.

Профессор биологии Харьковского муздрамина Петр Иванович Кравцов (1856, Харьков – 1928, Харьков) (табл. 5, 6) являлся известным в то время врачом, а также заслуженным деятелем науки и искусств Украины, о чем есть упоминание в сети Интернет.

Систему воспитания актера в ХМДИ в 1929 г. (табл. 10) преподавал С.К. Бондарчук, вместе с курсом «режиссура» (табл. 10). В сети Интернет можно увидеть серию его статей, опубликованных в 1999 г. в сборнике «Молодий театр. Генеза. Завдання. Шляхи» [3], в том числе статьи о Лесе Курбасе. Детальные библиографические издания, посвященные последнему театральному деятелю (табл. 10, 11), были изданы в Харькове [5] и Тернополе [21]. Они также размещены в сети Интернет. В последнем издании, кроме работ Леся Курбаса, можно увидеть труды С.К. Бондарчука, Л.М. Дмитровой, Е.Е. Купфервой (табл. 13), а также работы Л.М. Гаккебуша, М.М. Крушельницкого, И.А. Марьяненко, Я.А. Мамонтова и В.С. Василько, упоминание о которых имеется в монографии по истории ХИИ [35] (табл. 12). Среди этих трудов интерес представляет учебник Л.М. Дмитровой по истории мирового театра, изданный в 1929 г. на 474 страницах [9] (электронное издание 2012 г. размещено на сайте elib.nplu.org/view.html?id=344), а также интервью с чешской балериной Ервиной Купферовой, опубликованной в журнале «Наша земля» (Ужгород) в 1928 г. [18]. Первую мы видим в качестве преподавателя художественного чтения, а вторую – в качестве преподавателя танцев и ритмопластики драматического факультета ХМДИ в 1929-30 гг. (табл. 10, 11).

В табл. 7, 10, 11 за, соответственно, 1925, 1929 и 1930 гг. мы встречаем смешанную чешско-еврейскую фамилию – Марачек-Розенштейн. На сайте  www.vilavi.ru мы обнаружили статью Валентина Антонова ««Тоска по родине». Черная кошка в темной комнате», в которой описывается деятельность музыкального магазина «Н. Марачек» в Харькове. В ней приведены следующие сведения: «Марачек-Розенштейн Вера Викторовна (конец 19 в., Харьков – осень 1941, Дробицкий яр под Харьковом)». В статье отмечается, что она, по всей видимости, является дочерью В.Ф. Марачека и Надежды Марачек, собственницы нотной типографии и музыкального магазина, организатора концертов и гастролей в Харькове. В разные годы Надежда Марачек дарила Музыкальному училищу портрет М. Глинки и ноты, являлась вдовой многолетнего капельмейстера 121-го пехотного Пензенского полка и после смерти мужа унаследовала его дело. Сам Франтишек (Виктор) Марачек скончался в 1899 г. [1].

Харьковский муздрамин может гордиться тем, что в конце 20-х годов ХХ в. в нем преподавал курс грима и истории костюма незаслуженно забытый Владимир Павлович Лачинов (28 февраля 1865 – после апреля 1929) – филолог, переводчик, драматический артист, теоретик театрального искусства, театральный критик. Большая и насыщенная фактами, примечаниями и источниками статья о нем в Википедии может послужить толчком к изучению и сохранению творческого наследия этого талантливого писателя, переводчика и театрального деятеля. О масштабах его деятельности говорят следующие факты из вышеуказанной статьи: «В период с 1890-х по конец 1920-х годов В.П. Лачиновым сделано около 150 публикаций по самой разной тематике (даны сведения только до 1917 г.): литературные переводы (Г. Уэльс, М. Твен, Джером К. Джером, А. Шницлер, Г. Д’Аннунцио и мн. др.), биографии художников, поэтов, режиссеров, артистов (А.Н. Островский, В.В. Самойлов, Сара Бернар, Плови де Шаванн, Д. Леопарди, Б.С. Глаголин (Гусев) и мн. др.), статьи по теории театра (Г. Крэг, Ш. Блан, “О новых сценических требованиях” (Г. Фукс), Э. Поссарт, “О народном театре”, “Нововведение в исполнении Гамлета”, “Искусство мимики”, “Выдающиеся новинки французского и немецкого театров”, “Очерк японского театра” и мн. др.), переводы пьес (О. Уайльд, Г. Гауптман, Г. Ибсен, А. Стриндберг, Х. Гофмансталь, А. Мюссе и др.), исторические очерки и статьи по истории театра, обозрения современных культурных событий, эссе (“Драматург-парижанин. Мельяк”, “Письмо о Венской театрально-музыкальной выставке”, “Театр и масонство”, “Родословная Ротшильдов”, “Русский театр и царствование дома Романовых”, “Мейнингейцы” (по А.В. Грубе), “Фламмарион. Психологические загадки и область неведомого”, “История костюма”, “Психология моды”, “Театр будущего” (по Г. Фуксу), “Королева шведская Христиана”, “Конференция о мире, предсказанная голландским романистом (Людвигом Койперусом)”, “Княгиня Доротея Ливен”, …), биографии артистов в Русском Биографическом словаре и в Словаре фирмы “Деятель” и многие другие».

Многие из этих публикаций считаются единственными источниками, по которым можно составить представления о тех или иных театральных явлениях времени, и все они не переиздавались. Одна из причин практически полного забвения наследия В.П. Лачинова связана с тем, что большинство своих публикаций он сделал в периодике, которая после 1917 г. стала недоступной: «Живописное образование», «Новое время», «Солнце России», «Зритель», «Русские ведомости», «Русский инвалид», «Вестник иностранной литературы» (в этом журнале больше всего его публикаций), «Журнал театра Литературно-художественного общества», «Ежегодник Императорских театров, «Обозрение театров», «Библиотека театра и искусства», «Театральная Россия», «Русская старина», «Театр и Искусство». Единичные переводы и труды печатались в издательствах Пантелеева, Санина, Корецкого («Детский театр»), Циммермана, Бергера, Бутковской, в «Сатириконе», «Сфинксе», несколько статей в Энциклопедии театра и искусства и в вышеупомянутом словаре фирмы «Деятель».

Полагаем, что все это уникальное творческое наследие В.П. Лачинова необходимо сохранить и передать будущим поколениям, путем оцифрования и размещения в одном из электронных архивов открытого доступа или на интернет-портале. Отметим, что труд В.П. Лачинова «Искусство мимики», отмеченный в Википедии как статья, оказался книгой на 225 страницах с 232 рисунками, изданной в 1909 г. [19]. Эта книга оцифрована, индексирована Google и размещена в Интернете[1].

 

[1] www.knigafund.ru/books/126980/read#page4 (date of access: October 18, 2015).

 

Поражает пренебрежительное отношение к деятельности В.П. Лачинова и к нему самому со стороны его современников, с которыми он работал. В статье о нем в Википедии об этом написано следующим образом: «В.Э. Мейрхольд (много лет В.П. Лачинов – его консультант), В.Ф. Комиссаржевская (1905 – В.П. Лачинов актер, переводчик, секретарь “кружка самопомощи” ее театра), Н.Н. Евреинов и др., используя знания и литературный дар В.П. Лачинова – кто, понимая его потребность в живом “материале”, а кто словно “из снисхождения” – включали в свои постановки. В юбилейном издании Театра Суворина В.П. Лачинов, несмотря на давнюю службу в труппе, упомянут только как переводчик. Но и эта деятельность, как известно, редко случается благодарной. Когда пишут о наделавшей шуму своим выходом в 1911 г. книге “Нагота на сцене”, редко вспоминают В.П. Лачинова, тем не менее, три четверти этого издания, включая статью его авторства, – обязаны Владимиру Павловичу Лачинову»[1]. Что касается последней книги, которая представляет собой иллюстрированный сборник статей, то в примечании к статье о В.П. Лачинове в Википедии сказано, что из 128 страниц текста 85 – его переводы и статья «Культ наготы».

 

[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Лачинов,_Владимир_Павлович (date of access: October 16, 2015).

 

О бедственной жизни В.П. Лачинова после революции мы узнаем из его писем (с 1915 г.) адресованных секретарю Союза драматических и музыкальных писателей Борису Ильичу Бентовину, драматургу и критику, известному своими публикациями под псевдонимом «Импрессионист». Письма хранятся в фонде архива названного союза. Для нас большой интерес представляют впечатления В.П. Лачинова по приезде в сентябре 1925 г. в Харьков, где он, похоже, и скончался после апреля 1929 г., как отмечено в словарной статье. Как мы знаем, он числился в штате ХМДИ в 1929 г. (табл. 10), а в 1930 – отсутствовал (табл. 11). Итак, он пишет в сентябре 1925 г.: «…наконец очутился в Харькове и служу в Госдеттеатре, где режиссирует Глаголин русскими пьесами, а для украинских другой режиссер. Придется играть по-украински». Октябрь 1925 г., Харьков: «Я устроился, благодаря Б.С. Глаголину… Здесь играют порядочные актеры, и некоторые пьесы ставит Глаголин. Только очень мизерное жалование… Все-таки я рад, что могу побыть на одном месте в большом городе. Беда, что приходится играть большей частью по-украински…» (С 1926 г. Б.С. Глаголин с театром И. Франко уезжает в Киев, далее в эмиграцию.) Ноябрь 1925 г., Харьков: «Приходится играть и по-украински и по-русски. Вообще украинизация сильная».

Август 1926 г., Харьков: «…На положении безработного, хотя играю иногда, но приходится довольно туго».

Июль 1927 г., Харьков: «…Зимой кое-как добываю себе на пропитание в Муздраминституте, но летом все прекращается и приходится плохо. Литературная работа здесь может быть только на украинском языке, а писать по-украински я еще не могу».

Июль 1928 г., Харьков: «… Я теперь живу уроками – очень плохо»;

Апрель 1929 г., Харьков: «Многоуважаемый Борис Ильич. Будьте добры, вышлите мне авторские, если они есть… Я – теперь инвалид труда и получаю пенсию. Собираюсь переехать в Севастополь – на покой. Но это не раньше середины мая. Жму Вашу руку. Вл. Лачинов».

На этом письма, которые можно рассматривать как нерегулярный дневник, о чем сказано в статье Википедии, обрывается. Интересно выяснить, успел ли В.П. Лачинов выехать в Севастополь или остался в Харькове и там умер. Смеем предположить, что если бы не бедственное положение этой неординарной личности после революции, – например, в случае его эмиграции и при хорошем стечении обстоятельств (не все талантливые люди смогли сделать карьеру в эмиграции), – мы бы имели в его лице творческую личность масштаба А.Н. Бенуа.

Заметной фигурой на поприще отечественного литературоведения и книговедения была М.О. Габель, которую мы видим в штате ХМДИ в 1929 г. в качестве преподавателя истории литературы (табл. 10). В работе [22] приведены следующие сведения о ее деятельности: «Поиск и экспертизы книжных памятников в фондах ХГНБ им. В.Г. Короленко и за его пределами, работа по сохранению коллекций была возобновлена в 1930-е годы по инициативе Маргариты Орестовны Габель (1893–1981), известного украинского ученого-литературоведа и библиографа, дочери одного из ведущих сотрудников ХГБ О.М. Габеля. В январе 1934 г. она возглавила книговедческую группу отдела сбережения фондов. В 1934–1936 гг. ее поисковая работа сопровождалась научным описанием выявленных памятников. Постоянными научными консультантами книговедческой группы, а позднее соответствующего отдела были Александр Иванович Белецкий – крупный украинский ученый-филолог XX в., учитель М.О. Габель, и Исаак Яковлевич Каганов – известный отечественный ученый-книговед и литературовед». Отметим, что профессора А.И. Белецкого мы видим в штате ХМДИ в 1929-1930 гг. в качестве преподавателя истории театра (табл. 10–12). Далее в работе [22] отмечается, что О.М. Габель в 1940 г. защитила кандидатскую диссертацию по филологии, а в августе 1949 г., во время «борьбы с безродными космополитами», она, как полька по происхождению и дочь «австрийского поданного», вынуждена была оставить работу в ХГБ по собственному желанию. Она была уволена из Харьковского политехнического института, где она обвинялась в пропаганде «буржуазно эстетической методологии». С 1949 г. с нее сняли обвинения, но дальнейшую научно-педагогическую работу она связала с Харьковским государственным библиотечным институтам.

Наибольшее количество научных трудов М.О. Габель, судя по нашему интернет-поиску, посвящено анализу творчества И.С. Тургенева[1], при этом три работы из перечисленных цитировались в диссертации Л.К. Пановой[2], две работы в диссертации О.В. Дедюхиной[3], четыре работы в диссертации Н.Н. Постниковой[4]. Работа М.О. Габель «Изображение внешности лиц» вошла в труды А.И. Белецкого[5], при этом раннее издание этой работы вошло в аннотированную библиографию по теории литературы С. Балухатыя[6], а более позднее цитировалось в диссертации М.Н. Жорниковой[7]. Помимо этого, известны труды М.О. Габель, посвященные былинному эпосу[8], при этом последний труд, опубликованный в «Научных записках научно-исследовательской кафедры истории украинской культуры» (Харьков, 1927), цитировался в учебном пособии Б.В. Томашевского по теории литературы[9].

 

[1] Битюгова И.А., Габель М.О. Реальный комментарий к роману И. С. Тургенева «Рудин» // И.С. Тургенев. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Т. 5, М., 1980. С. 490-498; Габель М.О. «Дневник лишнего человека» (Об авторской оценке героя) // Тургеневский сб.: Мат-лы к полн. собр. соч. и писем И.С. Тургенева. М., 1966. С. 118-126; Она же. «После торжествующей любви» (опыт анализа) // Творческий путь Тургенева. Пг., 1923. С. 202-225; Она же. «Три встречи» Тургенева и русская повесть 30-40-х гг. XIX века // Русский романтизм. Л., 1927. С. 115-150; Она же. И. С. Тургенев в борьбе со славянофильством в 40-х годах и поэма «Помещик» // Уч. зап. Харьк. гос. библиотеч. ин-та, 1962. Вып. 6. С. 119-144; Она же. Из истории литературной борьбы вокруг «Записок охотника» в 1852 году // Межвуз. Тургеневский сб. Курск, 1975. С. 125-132; Она же. Роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» в общественно-политической и литературной борьбе конца 50-х годов // Уч. зап. Харьк. библиотеч. инст., 1956. Вып. 2. С. 199-246; Она же. Творческая история романа «Рудин» // Литературное наследство. Т. 76. М., 1967. С. 9-70; Она же. «Рудин». Из истории борьбы вокруг романа (Чернышевский и Тургенев) // Тургеневский сборник: мат-лы к полн. собр. соч. и писем И.С. Тургенева. Л., 1967. Вып. 3. С. 77-83; Габель М.О., Измайлов Н.В. Историко-литературный комментарий к роману И.С. Тургенева «Рудин» // И.C. Тургенев. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Т. 5., 1980. С. 463-490.

[2] Панова, Л.К. П. В. Анненков – критик И. С. Тургенева. Дис. … канд. филолог. наук, 10.01.01. Махачкала, 1984.

[3] Дедюхина, О.В. Сны и видения в повестях и рассказах И. С. Тургенева: проблемы мировозрения и поэтики. Дис. … канд. филолог. наук, 10.01.01. М., 2006.

[4] Постникова, Н.Н. Тема Германии в романах И. С. Тургенева. Дис. … канд. филолог. наук, 10.01.01. Вологда, 2007.

[5] Габель М.О. Изображение внешности лиц // Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М., 1964. С. 149-167; Габель М.О. Изображение внешности лиц // А.И. Белецкий. В мастерской художника слова. Гл. IV // Вопросы теории и психологии творчества. 1923. Том VIII. С. 190-212.

[6] Балухатый С. Теория литературы. Аннотированная библиография. I. Общие вопросы. Изд-во. «Прибой», 1929.

[7] Жорникова М. Н. Поэтика портрета в русской романтической повести 1830-х гг. Автореф. дис. … канд. филолог. наук, 10.01.01. Улан-Удэ, 2004.

[8] Габель М.О. К вопросу о технике русского былинного эпоса. Форма былинного действия // Науч. зап. науч.-иссл. кафедры истории европейской культуры. Харьков, 1927. Вып. 2. С. 49-63; Она же. Форма диалога в былине // Науковi зап. наук. – досл. катедри iсторii украiнськоi культури. 1927. № 6. С. 315-328.

[9] Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: учебн. пособие. М., 1999.

 

В капитальном труде Института литературы им. Т.Г. Шевченко НАН Украины по литературному источниковедению дается описание фонда № 162 этого института (ед. xp. 5875, 1853-1997 гг.) [32]. Относительно научного руководителя М.О. Габель в нем приведены следующие сведения: «Белецкий Александр Иванович (1884–1961), украинский и российский литературовед, академик АН УССР с 1939 г., АН СССР с 1958 г., заслуженный деятель науки УССР. Возглавлял в 1939–1941 гг., с 1944 г. до конца жизни Институт литературы им. Т.Г. Шевченко АН СССР, и. о. вице-президента АН УССР (1946–1948 гг.), член Президиума АН УССР (1948–1952 гг.), главный редактор журнала «Советское литературоведение» со дня его основания – 1957 г.»

Сведения о Григории Степановиче Гармаше (22.01.1900, село Будища, Полтавская область – ?), которого мы видим в штате ХМДИ в 1930 г. (см. табл. 11) в качестве преподавателя инструкторско-педагогического факультета, приведены на сайте Саратовской консерватории (www.sarcons.ru). В статье С.В. Волошко на этом сайте написано, что Г.С. Гармаш в 1928 г. закончил Харьковский музыкально-театральный институт по классу теории музыки профессора С.С. Богатырева. Началу его работы в Саратове предшествовала многолетняя педагогическая деятельность в Харькове, Ашхабаде, Баку, Москве. Он принимал участие в реорганизации Львовской консерватории. С 1951 по 1956 год являлся преподавателем истории музыки в Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. На сайте этой консерватории размещена кандидатская диссертация Н.В. Чанбы [36], выполненная в Российской академии музыки имени Гнесиных. В ней приведена ссылка на кандидатскую диссертацию Г.С. Гармаша, которая была посвящена основам хорового изложения и аранжировки и защищена в 1949 г. в Москве[1]. Кандидатская диссертация по аналогичной теме была выполнена О.В. Девуцким в Российской академии музыки имени Гнесиных и защищена в 2006 г. в Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова[2]. В обеих диссертациях, защищенных в этой консерватории, отдается дань ее педагогу Г.С. Гармашу, преподававшему в ней в 50-е годы ХХ в. и внесшему значительный вклад в разработку теоретических основ хорового изложения и аранжировки. В статье Т.Ф. Малышевой, опубликованной в газете Саратовской государственной консерватории «Камертон», отмечается, что Г.С. Гармаш преподавал историю музыки на одноименной кафедре с 1951 по 1956 год [23].

 

[1] Гармаш Г.С. Основы хорового изложения и аранжировки. Дис. … канд. искусствоведения. М., 1949.

[2] Девуцкий О. В. Теоретические аспекты искусства хоровой аранжировки. Дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02, М., 2006.

 

Сведения о пианисте Антоне Ивановиче Рудницком (1902–1975), которого мы видим в штате ХМДИ в 1929-1930 гг. (см. табл. 10, 11), можно почерпнуть в статье Н.П. Гуральник, посвященной развитию украинской фортепианной школы в ХХ в. [8]. В ней отмечено, что украинский пианист, композитор, дирижер и музыковед А.И. Рудницкий получил музыкальное образование до 1926 г. в Львовской консерватории (класс фортепиано В. Курца и Е. Ляличева) и Высшей музыкальной школе в Берлине (класс фортепиано Э. Петри).

В штате ХМДИ в 1930 г. (см. табл. 11) мы видим Рувима Лазаревича Розенфельда (правильно: Розенфельдт. – В.М.), который опубликовал большое количество трудов историко-археологического характера[1]. Он являлся одним из ведущих советских археологов второй половины ХХ в., и на запрос его фамилии Google дает около трех тысяч ссылок с показом около 300 основных.

 

[1] Розенфельдт Р.Л. К вопросу о начале Москвы // Советская археология. 1957. № 4. С. 93-98; Он же. Московское керамическое производство 12-18 вв. М.: Наука, 1968; Он же. О производстве и датировке овручевских пряслиц // Советская археология. 1964. № 4. С. 233; Он же. Русские замки домонгольского времени // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1953. Вып. 49. С. 32-38; Он же. Финно-угры и балты в эпоху Средневековья // Серия: Археология СССР. Гл. 3. Прикамские финны. М., 1987. С. 116-162; Он же. Янтарь на Руси (Х-ХIII вв.) // Проблемы советской археологии. М., 1978. С. 197-208.

Подробные сведения о профессоре психологии Захарии Ивановиче Чучмареве (табл. 11) даются в воспоминаниях К.К. Платонова [27]. Он пишет: «Это была своеобразная личность, промелькнувшая в истории отечественной психологии и вызывавшая у каждого сталкивающегося с ним невольно чувство раздражения и двойственную оценку – творческого, но крайне тяжелого в общении человека. Возможно, это был результат нелегкого детства и юности. Вот некоторые данные из его биографии. Родился в Луганске в 1888 г. и, работая с отроческих лет рабочим на заводе, сумел экстерном окончить гимназию, а затем в 1916 г. – и Московский университет. В университете им руководил К.Н. Корнилов, имя которого Захар Иванович всегда высоко ценил. При организации в 1921 г. УПНИ А.И. Гейманович пригласил З.И. Чучмарева заведовать психофизиологической лабораторией Украинского психоневрологического института. Захару Ивановичу Чучмареву, а точнее его жене Варваре Александровне Лавровой, я обязан усвоенной мною уже в те годы экспериментально-психологической техникой. Оба они владели ею отлично, но Варвара Александровна была вдумчивой, хорошо подготовленной по психологии, тактичной и высококультурной женщиной, тогда как Захар Иванович был взрывчатым клиническим психопатом! Забегая вперед, скажу, что я ушел от него в 1928 г., убедившись в его научной недобросовестности…». К.К. Платонов в своих воспоминаниях пишет, что З.И. Чучмарев переехал из Харькова в Москву (Пединститут им. Н.К. Крупской) в 1929 г., хотя мы видим его в штате ХМДИ в 1930 г. (табл. 11).

В штате ХМДИ в 1929-30 гг. (табл. 10, 11, 13) состоял Федор Демьянович Пущенко. Он преподавал немецкий язык и итальянскую литературу (см. табл. 10). В книге «Реабилитированные историей. Харьковская область» о нем можно прочесть следующие сведения: «Пущенко Федор Демьянович, род. в 1879 г. в г. Чугуеве, Змеевского уезда Харьковский губернии. Украинец, из дворян, высшее образование, беспартийный. Проживал в Харькове. Преподаватель Музыкально-театрального института. Арестован 7 декабря 1933 г., как член украинской контр-революционной организации, за шпионскую деятельность на пользу японской разведки и по решению судовой тройки при коллегии ГПУ УССР от 31 мая 1934 г. посажен в ИТЛ на 5 лет. Срок осуждения отбывал в 8-м отделении Белбалтлагеря НКВД. Реабилитирован 4 сентября 1989 г.» [30, с. 322].

Краткое упоминание о преподавателе-скрипаче 1-й ГМПШ Ароне Михайловиче Консисторуме (см. табл. 9, 13) мы находим в статье Л.П. Сольской, размещенной на сайте Детской музыкальной школы искусств города Южноуральска и посвященной ее педагогу Георгию Георгиевичу Струве. Она пишет, что «большой опыт аккомпанемента Георгий получил в классе старейшего преподавателя скрипки Арона Михайловича Консисторума» [31]. Здесь речь идет о конце 20-х годов ХХ в., когда А.М. Консисторум преподавал в 1-й ГМПШ (табл. 9, 13). Кроме того, Л.П. Сольская упоминает еще одного харьковского музыканта, оказавшего большое влияние на Г.Г. Струве. Она пишет: «Среди людей, оказавших большое влияние на Георгия, был замечательный музыкант, исполнитель, интеллектуал Максимилиан Густавович Пильстрем. Он был человеком энциклопедических знаний и очень много полезного дал своему ученику и в интеллектуальном и в музыкальном отношении» [31].

О преподавателе-скрипаче Плехановского филиала 1-й ГМПШ (см. табл. 9, 13) Букинике И.Е. можно прочитать в Википедии: «Букиник Исаак Евсеевич (1867, Харьков – 1942, Харьков) – украинский скрипач, брат Михаила Букиника. Окончил Музыкальное училище ХО РМО в 1887 г. Преподавал музыку в Сумской гимназии, не теряя связи с Харьковом: так, по случаю приезда П.И. Чайковского в Харьков в 1893 г. был вызван для участия в оркестре, оставил о визите Чайковского подробные воспоминания. Затем открыл в Харькове частную музыкальную школу. После 1895 г. постоянный участник струнного квартета ХО РМО под руководством Константина Горского (играл партию второй скрипки или альта). В Харькове он открыл и скрипичную школу, которая просуществовала до 1917 г. С 1918 г. преподавал в Харьковской консерватории, опубликовал методику обучения игры на скрипке. Написал биографический очерк о Илье Слатине (СПб, 1896). Во время немецкой оккупации Харькова, в период Второй мировой войны, был арестован как еврей и убит в Дробицком яру». В этой статье приведены и литературные источники[1].

 

[1] Берлин В. Харьковчанин… Музыкант… Страдалец // Дайджест Е. Харьков, 2002. № 9(38); Букиник И.Е. Концерты П. И. Чайковского в Харькове // Воспоминания о П. И. Чайковском. М., 1973. С. 341-354.

Отметим, что И.Е. Букиник был последним преподавателем из списка табл. 13, по которым имелись сведения в Интернете на конец января 2015 г. В целом, по материалам справочно-адресных книг «Весь Харьков» за 1910, 1914, 1917, 1922, 1925, 1926, 1929 и 1930 гг. было идентифицировано 220 руководителей и преподавателей Харьковских музыкальных учебных заведений (см. табл. 12, 13).

Заключение

По материалам справочно-адресных книг «Весь Харьков» построены таблицы административного и преподавательского состава Музыкального училища за 1910, 1914 и 1917 гг., а также адресов проживания слушающих и преподавателей этого училища в 1914 г. Показано, что места их проживания тяготели к месту работы. На основе этих же данных идентифицированы музыкальные школы, курсы, классы и частные преподаватели музыки за 1914 и 1917 гг. Их анализ показал, что наиболее крупной частной школой в Харькове была школа музыки А.Ю. Иентш, в которой преподавал один из лучших дореволюционных харьковских скрипачей, К.К. Горский, биография которого вошла в «Музыкальную энциклопедию в 6-ти томах» и в «Музыкальный энциклопедический словарь». Сравнительный анализ данных адресно-справочных книг «Весь Харьков» показал, что после революции широкая сеть музыкальных школ, курсов, классов и частных преподавателей сходит на нет, но зато начинают формироваться высшие музыкальные учебные заведения. Одно из них – Харьковская консерватория во главе с И.И. Слатиным – было создано на площадях музыкального училища (ул. Екатеринославская, 30) а другое – Государственная консерватория во главе с профессором А.Б. Гельфгатом (1922) – было создано на площадях школы А.Ю. Иентш (ул. Пушкинская, 66).

Составлена таблица административного и преподавательского состава Государственной народной консерватории за 1922 г.; составить таблицу для Харьковской консерватории не удалось из-за отсутствия данных. В 1925-26 гг. эти консерватории имели уже другие названия. Первая преобразована в Харьковские государственные высшие музыкально-драматические курсы, а вторая – в Харьковский государственный музыкально-драматический институт. Составлены и проанализированы четыре таблицы штатного персонала этих учебных заведений за 1925-26 гг. Несмотря на то, что ряд ведущих педагогов работали одновременно в обоих высших музыкальных учебных заведениях (Луценко П.К., Ландесман Н.Б., Фанненштиль Ф.Е., Пильстрем М.Г., Добржинец И.В. и Богатырев С.С.), в целом, штаты обоих заведений достаточно сильно различались.

Из состава ГНК 1922 г. в ХГВМДК в 1925-26 гг. продолжали работать Гольдфельд В.М., Пильстрем М.Г., Панфилов И.С., Хлебников Н.А. и Максанин К.А.

В научной литературе отсутствуют какие-либо сведения о деятельности ХГВМДК, а сведения о ГНК нам удалось почерпнуть только в статье Н.А. Пироговой [26].

На основе адресно-справочной книги «Весь Харьков» за 1929 г. нами составлены и проанализированы таблицы административных и преподавательских составов 1-ой ГМПШ и ХМДИ. Кроме того, построена таблица штатного состава ХМДИ за 1930 г.

Данные по штатному составу всех таблиц за период с 1914 по 1930 год были сведены в одну сводную таблицу с указанием частоты упоминаний руководителей и преподавателей музыкальных учебных заведений, подсчитанной нами на основе именного указателя монографии по истории ХИИ. Кроме того, в этой таблице поставлены даты жизни руководителей и преподавателей, для которых удалось их отыскать. Здесь большим подарком для музыковедов является дата смерти Р.В. Геники, недавно обнаруженная профессором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета С.В. Волковым.

Составлен сводный табличный перечень руководителей и преподавателей харьковских музыкальных учебных заведений, не вошедших в именной указатель монографии по истории ХИИ. Их оказалось 126 человек. С помощью глубокого поиска в Google удалось собрать сведения о 25 персонах. В целом, было идентифицировано 220 руководителей и преподавателей харьковских музыкальных учебных заведений.

Дополнительно, с помощью справочно-адресной книги «Весь Харьков» за 1937 г. и Списков абонентов харьковской телефонной сети» за 1934-1937 и 1940 гг. удалось проследить расположение и смену наименований харьковских музыкальных учебных заведений за этот период.

Проделан обзор печатных материалов из краеведческого каталога отдела «Украиника» ХГНБ им. В.Г. Короленко, посвященных ХМДИ. Показано, что обзоры деятельности этого института печатались в журнале «Нове мисцецтво». Особый интерес представляют беседы и интервью с ректорами ХМДИ С.П. Дремцовым, Д.Я. Грудиной и воспоминания студента ХМДИ 20-х годов ХХ в. В.А. Богдановича.

Список литературы

  1. Антонов, В. «Тоска по родине». Черная кошка в темной комнате [Электронный ресурс] // Люди и песни в журнале Солнечный ветер. Апрель-июнь 2011 г. URL: http://www.vilavi.ru/pes/toska/heimweh1.shtml (дата обращения: 15.07.2015).
  2. Богданович, В.А. Харкiвський муздрамiн у спогадах студента 20-х рокiв // Музична Харкiвщина. Збiрник наукових праць колективу авторiв Харкiвського iнституту мистецтв iм. I.П. Котляревського / Упорядники: проф. Калашник П.П., Очеретовська Н.Л., 1922. С. 222-236.
  3. Бондарчук, С.К. «Молодий театр». Чому я взялся за перо?; Лесь Курбас; Наш перший сезон; «Йоля» Ежи Жулавського; «Цар Едiп» Софокла; «У пущi» Лесi Украiнки; «Горе брехунов» Ф. Грiльпарцера; «Рiздвяний вертеп»; «Шевченкова вистава» // Молодий театр Генеза. Завдання. Шляхи / Упоряд., авт. вступ. ст. М.Г. Лабiнський. К.: Мистецтво, 1999. С. 112-166.
  4. Вареник, Н. Тупик Нейгауза [Электронный ресурс] // Новый берег. 2008. № 21 URL: http://magazines.russ.ru/bereg/2008/21/va30.html (дата обращения: 15.07.2015).
  5. Видатний митець ХХ столiття: (До 120-рiччя вiд народж. Леся Курбаса): Бiобiблiогр. iнформ. посiб. / Упр. культури i туризму Харк. облдержадмiн, Харк. обл. унiвер. наук. б-ка; Уклад.: Г.М. Ерофеева, Л.О. Сашкова, Л.М. Федотова, Ю.Ю. Казанцева. Харків, 2007. 72 с.
  6. Гельфгат, А.Б. 1904. Грезы [ноты]: Музыка [для скрипки и фп.] / Сочинение А.Б. Гельфгата // Сводный электронный каталог системы корпоративной каталогизации: unicad.neb.bg (система разработана Объединенным институтом проблем информатики НАН Беларуси).
  7. Грудина, Д. Державний музично-драматичний iнститут у Харковi // Нове мисцетво, 1927. № 8.
    С. 8-10.
  8. Гуральник, Н.П. Развитие украинской фортепианной школы в ХХ ст. Музыкально-просветительские традиции и методические ориентиры // Ars inter Culturas. 2013. № 2. С. 43-59.
  9. Дмитрова, Л. З iсторii всесвiтнього театру: пiдручна книга. К.: Держвидав Украiни, 1929. 474 с.
  10. Днепров Митрофан Иванович [Электронный ресурс] // Календарь знаменательных и памятных дат Липецкого края на 2011 г. URL: http://pandia.ru/text/77/337/67341-2.php (дата обращения: 15.07.2015).
  11. Днепров, М.И. Полвека в оперетте / Предисл. Л.В. Никулина. М.: Искусство, 1961. 168 с.
  12. Дрейзлер, М. С признательностью к наставнику [Электронный ресурс] // Александр Львович Соковнин. November 2nd, 2013, URL: http://dem-2011.livejournal.com/144977.html (дата обращения: 15.07.2015).
  13. Дубина, А.С., Бройтман, Л.И. Моховая улица. СПб: «Центрполиграф», 2004. 346 с.
  14. Жданов, И.В. Роль общественно-педагогического движения в становлении и развитии музыкального образования в России во второй половине XIX – начале ХХ в. Дис…. канд. пед. наук, 13.00.01. Саранск, 2003. 238 с.
  15. Зуева, М. «Первые шаги» гениального композитора [Электронный ресурс] // Курская правда, 2014. 9 октября. № 122. URL: http://www.kpravda.ru/article/culture/030378 (дата обращения: 15.07.2015).
  16. К 80-летию Анатолия Кальварского [Электронный ресурс] // Северная звезда. 3 Ноября 2014. URL: http://nstar-spb.ru/news/culture/k_80_letiyu_anatoliya_kalvarskogo/ (дата обращения: 15.07.2015)
  17. Куделко, С.М., Посохов, С.I. Дар Харковському унiверситету [Электронный ресурс] // 4 Сумцовські читання: Конференція, присвячена 135-річчю з дня народження Є. К. Рєдіна. Харків, 1998. URL: http://museum.kh.ua/academic/sumtsov-conference/1998/article.html?n=4944 (дата обращения: 15.07.2015).
  18. Купферова, Е. Чеська артистка про театр на Радянськiй Украiнi: iнтерв`ю з балериною Ервiною Купферовою // Наша земля. Ужгород, 1928. 25 серп. С. 19-20.
  19. Лачинов, В.П. Искусство мимики. Том 1 / Энциклопедия сценического самообразования. СПб.: Издание журнала «Театр и искусство», 1909. 225 с.
  20. Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. / Под общ. ред. д-ра искусствоведения, проф. Г. Г. Тигранова, редкол.: Э.С. Барутчева и др. Изд. 2-е, доп. Л.: Музыка, 1987-1988.
  21. Лесь Курбас: «Поворот до Европи i до самих себе»: бiблiогр. покажч. / Терноп. обл. унiверс. наук. б-ка, Нац. центр. театр. мистецтва iм. Леся Курбаса; уклад. Л. Оленич; авт. вступ. ст. Г. Веселовська. Тернополь, 2012. 288 с.
  22. Лосiевський, I.Я., Шоломова, С.Б., Грабарчук, О.Л. Дiяльнiсть Харкiвськоi державноi науковоi бiблiотеки iм. В. Г. Короленка з формування, збереження та розкриття колекцiй пам`яток писемностi та друку: iсторiя, традицii, новацii // Збiрник наукових праць. Вып. 6 / Харк. держ. наук. б-ка iм. В. Г. Короленка. Харків, 2012. С. 88-113.
  23. Малышева, Т.Ф. Кафедра истории музыки // Камертон. 2012. № 41 (55). С. 11-15.
  24. Московкин, В.М. Неизвестный Семен Кузнец: учеба в Харькове // Universitates: наука и просвещение. 2010. № 1 (40). С. 52-65.
  25. Некрасова, Л.К. Из опыта вокального педагога // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 1. М.: Музгиз, 1962. С. 30-50.
  26. Пирогова, Н.А. К истории музыкальной жизни Харькова (1917-1918 гг.) // Вопросы искусствознания (Научные и методические работы ХИИ), 1969. Вып. 1. С. 99-114.
  27. Платонов, К.К. Мои личные встречи на великой дороге жизни (Воспоминания старого психолога) / Под ред. А.Д. Глоточкина, А.Л. Журавлева, В.А. Кольцовой, В.Н. Лоскутова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 310 с.
  28. Полякова, Ю.Ю. Сценическая студия П.И. Ильина в Харькове // Культурна спадщина Слобожанщини. Культура i мистецтво. Харків, 2007. № 6. С. 89-103.
  29. Поюровский, Б.М. Менес Е. А. [Электронный ресурс] // Энциклопедия циркового и эстрадного искусства. URL: http://www.ruscircus.ru/encyc?func=text&sellet=%CC&selword=2332 (дата обращения: 15.07.2015).
  30. Реабiлiтованi iсторiею. Харкiвська область: [Электронный ресурс] Кн. 1. Ч. 2. / Редакцiйно-видавнича група Харкiвського тому серii «Реабiлiтованi iсторiею». К.; Х.: Оригiнал, 2008. 800 с. URL: http://www.reabit.org.ua/files/store/Xark.1.2..pdf (дата обращения: 15.07.2015).
  31. Сольская, Л.П. Георгий Георгиевич Струве. К моему учителю [Электронный ресурс] // Сайт Детской школы искусств города Южноуральска. URL: http://www.uralschool74.com/школа/история/г-г-струве/ (дата обращения: 15.07.2015).
  32. Спадщiна: Лiтературне джерелознавство. Текстологiя / Iнститут лiтератури iм. Т. Г. Шевченка НАН Украiни. Т. 4. К.: ПЦ «Фолiант», 2009. 398 с.
  33. Стравинский, И. Переписка с русскими корреспондентами: Материалы к биографии. Т. 3. 1923–1939. М.: Изд. об-ие «Композитор», 2003. 942 с.
  34. Тихомирова, Т.В. Улица Октябрьской революции (бывшая Большая Москалевская) // Слобода (Харьков). 1994. 2 ноября.
  35. Харьковский институт искусств имени И. П. Котляревского. 1917-1992. / Под ред. П.П. Калашникова. Харьков: Изд. ХИИ, 1992. 445 с.
  36. Чанба, Н.В. Героическая хоровая песня абхазов. Дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02, М., 2014. 208 с.
  37. Юбилейный буклет Курского музыкального колледжа имени Г.В. Свиридова. 2014. Курск. 80 с.