16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2018-4-4-0-4

ИСПОВЕДЬ КАК ТЕМА КОММУНИКАЦИИ НА ПЛАТФОРМЕ YOUTUBE (НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИХОДОВ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА)

Aннотация

Статья содержит анализ структурных единиц наблюдения исповеди на платформе видеохостинга YouTube. Изучение деятельности религиозных сообществ в пространстве Интернета становится сегодня необходимым. Без учета этого компонента данные исследований уже не охватывают религиозное взаимодействие во всей его полноте, а значит, не могут являться всесторонними и претендовать на объективность. Подробно рассматривается исповедь в пространстве цифрового взаимодействия, в ее широком коммуникативном контексте; анализируется структура и состав контента каналов православных приходов Екатеринбурга. С помощью контент-анализа обнаружены смысловые единицы коммуникации священников, проанализированы основные темы, с которыми те обращаются к аудитории, прослеживается качество и объем обратной связи, получаемой от аудитории. Делается заключение о коммуникативной заостренности православного дискурса на YouTube. В статье содержится анализ параметров представленности каждой из коммуникативных единиц анализа исповеди в контексте взаимодействия сетевых сообществ православных храмов Екатеринбурга на их собственных сайтах и на платформе YouTube.


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-03-00-387. «Формирование религиозной идентичности (на примере православных приходов города Екатеринбурга)»

 

Реальность современного мира такова, что все ее компоненты выходят в Интернет и обретают цифровую форму. Этот процесс происходит и с религией. Поэтому изучение деятельности религиозных сообществ в пространстве Интернета становится сегодня необходимым. Без учета этого компонента данные исследований уже не охватывают религиозное взаимодействие во всей его полноте, а значит, не могут являться всесторонними и претендовать на объективность.

Теоретической базой нашего исследования выступает теория медиатизации религии Стига Хьяварда и Мии Лёвхайм. Методологической основой – комбинация методов структурированного наблюдения и коммуникативного интеракционизма в версии N. Denzin (Denzin, 2002, p. 33, 55; Denzin, Lincoln, 2005, p. 429, 824, 832). Была также применена техника сплошного описания «thick description». В статье представлена авторская операционализация единиц наблюдения взаимодействия по типу «исповедь».

Согласно концепции Хьярварда и Лёвхайм, современные СМИ развились в самостоятельный общественный институт, и их влияние возросло настолько, что теперь, для того чтобы эффективно взаимодействовать друг с другом и социальной системой в целом, другие структуры общества должны подчиняться логике медиа.

Поскольку в современном обществе церковь в значительной степени утратила роль морального компаса и не имеет прежнего влияния на институты семьи и школы, эту функцию взяли на себя СМИ. Конфликт интересов заключается в том, что, масс-медиа транслируют не согласованные с догматами мировых религий идеи, а «религиозные фантазии». Это происходит по причине того, что в XXI веке индустрия массовой информации обслуживает интересы общества потребления, поэтому передаваемые ею смыслы «обработаны в соответствии с требованиями жанров популярной культуры» (Hjarvard, Lovheim, 2012, p. 10-11). Институциональные религии всегда держат в центре своего внимания таинства, в то время как в дискурсе институциональных СМИ постулаты веры (любой, в зависимости от изучаемой культуры) заменяются дискурсом о сверхъестественном, магическом, волшебниках, колдунах, эльфах, вампирах и др.

Одновременно медиа-средой XXI века является Интернет, предоставляющий в распоряжение аудитории большое количество коммуникативных площадок, на которых криэйтером контента может выступить любой желающий, а темы, поднимаемые в блогах, Живых Журналах, на форумах и в чатах, не подвергаются никакой цензуре в большинстве современных обществ. Возникающие в результате теле- и радиоканалы, журналы, интернет и видеоблоги, формируют альтернативную медиасреду, а ее создатели часто становятся лидерами мнений. Как следствие, институт церкви получает возможность через своих «сотрудников» говорить «от первого лица» и транслировать свои подлинные ценности.

В православном религиозном сообществе, среди духовенства распространение получил феномен ведения видеоблогов. Деятельность, начатую рядовыми священниками, одобрило и поддержало их высшее руководство. В результате, в 2018 году Синодальный отдел РПЦ по взаимоотношениям Церкви с обществом и Средствами Массовой Информации выпустил документ, призванный обозначить цель пребывания священнослужителей в Интернете и описать тактики поведения, которых тем стоит придерживаться.

Документ под названием «Видеоблоги священников Русской Православной Церкви» находится в открытом доступе на сайте Синодального отдела (http://sinfo-mp.ru/videoblogi-svyashhennikov-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-rekomendatsii-i-sovetyi.html) и доступен для ознакомления всем желающим. Его текст разделен на пять рубрик: «основные положения», «проблематика деятельности», «целеполагание и мотивация», «методы и язык», «тематика выпусков». Важно отметить, что его содержание посвящено только и именно видеоблогингу, а не присутствию священников в Интернете в целом. Ведению канала как роду деятельности дается положительная оценка, он назван «новым видом миссионерства». Охватывается широкий круг вопросов: частота и тематика выпусков, способ подачи материала и тон общения с аудиторией, внешний вид священнослужителя, количество времени, которое необходимо посвящать блогерству. Вcё это отдается на самостоятельное усмотрение священника. Положения документа носят мягкий, рекомендательный характер. Также говорится, что необходимо «помнить об ответственности перед Богом и людьми». Прямо указывается на то, что блогинг может привести священника к «человекоугодию» и «сребролюбию», чего стоит остерегаться.

Сложному с моральной точки зрения вопросу о монетизации канала (процессу, когда автор контента получает материальное вознаграждение от администрации видеохостинга YouTube за то, что размещенный им ролик набрал определенное количество просмотров: чем больше число просмотров, тем выше сумма вознаграждения) также дана положительная оценка, обоснованная тем, что «трудящийся достоин награды».

Поскольку YouTube является площадкой коммуникации священнослужителей и прихожан, вопросы о том, какие темы поднимаются в видеоблогах священников, о чем они говорят с аудиторией чаще всего, с каким посылом обращаются к ней, становятся особенно актуальными. Принимая решение изучить эту сферу, мы руководствовались тезисом о том, что среди наиболее актуальных для православного дискурса тем находится и исповедь – одна из центральных точек духовной жизни верующего.

Видеоплатформа YouTube представляет особенный интерес для исследования коммуникации в цифровом пространстве по двум причинам. Во-первых, тематика и содержание видеороликов, формы подачи материала, тон обращения к аудитории – всё это полностью находится в ведении автора канала, в данном случае священника, и определяется только его моральными, этическими и эстетическими убеждениями (что подтверждается содержанием вышеупомянутого документа). Во-вторых, интерактивная площадка видеоплатформы наглядно демонстрирует объем и качество обратной связи, получаемой от аудитории (число подписчиков, количество просмотров, лайки и комментарии – являются открытой информацией).

Исследование YouTube каналов, принадлежащих православным приходам Екатеринбурга, проводилось нами в период с мая по июль 2018 года. Из 53-х храмов города на первом этапе в выборку попали 24, каким-либо образом представленные в Интернете: через сообщества в социальных сетях vk.com, Facebook, Instagram, Одноклассники; располагающие собственными сайтами и каналами на платформе YouTube. Итак, из 24 храмов Екатеринбурга, презентующих себя в Интернет-пространстве, собственный канал на YouTube ведут семь. Нами проанализирован их широкий коммуникативный контекст, частотность тематик, число подписчиков и просмотров видео, наличие и количество откликов от аудитории (лайки, репосты, комментарии). Всё это позволило наиболее точно отразить степень присутствия исповеди как темы коммуникации, характерной для православного сообщества, в пространстве видеохостинга YoTube.

Описание каналов сгруппировано по квотам, которые были выработаны в ходе исследования православных приходов Екатеринбурга в 2017 году. (Островская, Алексеева, 2017). Тогда в сплошной выборке нами было выделено три группы храмов, которые соответствовали их географическому расположению: «центр», «спальные районы», «окраина». Также в основу анализа контента цифрового взаимодействия по типу «исповедь» нами было заложено Лумановское определение интеракции, а именно: «взаимодействие – это отношения двух и более акторов лицом к лицу, специфицированные в пространстве и во времени, объединенные общностью целей и выбором средств, имеющие контекст и тему». (Луман, 1982). Взяв из этого определения структурные компоненты, мы получили следующие единицы наблюдения: «священник» и «прихожане», выступают в данном случае как акторы. Компонент «пространство» получил свое воплощение в ссылке на конкретный YouTube канал, так как мы наблюдаем цифровое взаимодействие; а «время» фиксируется как единица наблюдения – «время исповеди в расписании служб». Средством достижения цели для акторов в нашем наблюдении является участие в ритуале исповеди, поэтому в наблюдении мы фиксировали, как, кем и в каком количестве обсуждается ритуал исповеди. Тема взаимодействия – таинство исповеди, его духовное содержание, и наличие этого компонента мы также фиксировали в наблюдении. Все полученные нами данные наглядно представлены в таблицах.

Проводя, в 2018 году, исследование каналов YouTube, мы придерживались той же стратегии, что позволило в дальнейшем провести сравнительный анализ представленности компонентов исповеди, в цифровом и физическом пространствах. Выкладка по единицам представлена в Таблицах (см. приложения).

Канал Храма-Часовни Великомученицы Екатерины (№ 6 в таблице 1) называется «Собор Святой Екатерины». Информация о дате создания канала закрыта для просмотра. На канале три подписчика и 14 видео, которые не имеют объединения в плейлисты. Но все имеют одну и ту же тему – восстановление Храма Великомученицы Екатерины на его историческом месте, в городе Екатеринбурге. Лайков, комментариев и репостов под видео также нет.

Канал Екатеринбургской Градо-Семионовской церкви-школы называется «Simeon Prihod» (таблица 2, № 1). На канал выложено пять видео, зарегистрирован один подписчик. Четыре видеозаписи – это выступления детского хора на праздниках в храме. А одна запись – это любительская съемка вознесения креста на купол храма, сделанная прихожанами. Комментариев под видео на канале нет, обсуждений подписчиков тоже нет.

Канал храма Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе (таблица 2 № 4) называется: «Собор Успения Пресвятой Богородицы Екатеринбург, Виз»; создан в 2013 году, подписано 2800 человек. 937 роликов структурированы 15-ю плейлистами: «Благая часть», «Жизнь прихода», «Восстановление собора», «Сюжеты о храме», «Беседы с Батюшкой», «Богослужения», «Для души полезное», «Духовное слово протоирея Евгения Попиченко», «Этапы восстановления собора», «Паломничества», «Лекции священника Константина Корепанова», «Встреча с иеромонахом Анатолием Печор», «Концерт «Сердца Ромэн», «Понравившиеся видео». Отметим, что комментариев и обсуждений на канале нет.

Плейлист «жизнь прихода» содержит видео, темы которых – паломнические поездки, крестные ходы, престольные праздники, лекции на приходе. Плейлист «для души полезное» содержит беседы со священниками других приходов. Темы бесед: образ мужчины, образ женщины, создание православной семьи, праведной православной жизни.

Большой интерес представляет авторский проект настоятеля прихода «Благая часть», который и является собственным видеоблогом священника. Всего проект насчитывает 606 роликов, расположенных в хронологическом порядке.  Видео начали выходить в августе 2017 года и с тех пор выкладываются ежедневно, с очень редкими пропусками. В описании плейлиста на канале сказано: «Каждая программа – это разговор о самом важном, о жизненном, беспокоящем душу. Свои духовные размышления о пути к Богу и спасении души, о борьбе со страстями и поиске Истины батюшка рассматривает через призму современных событий». В этом же разделе – видеозапись беседы с настоятелем о покаянном настрое. В ходе передачи священник отвечает на вопросы прихожан, зачитываемые ведущей. Настоятель поясняет, что такое исповедь, в чем ее смысл, как правильно к ней готовиться, как ее проходить; как строятся отношения кающегося и священника в процессе совершения таинства. Отдельная часть передачи посвящена исповеди детей и подростков. Настоятель поясняет родителям отличия между исповедью взрослого и ребенка, дает советы о том, как помочь в подготовке.

Важно отметить, что этот канал имеет самое большое число подписчиков – как уже говорилось ранее, 2,8 тысяч человек. Ролики этого канала имеют и самое большое число просмотров, оно колеблется от 240 до 2000. Лайков, комментариев и репостов ролики канала не имеют. Возможно, это связано с тематикой выпусков. Выложенные записи не преследуют цели открыть дискуссию, скорее, они направлены на то, чтобы побудить аудиторию к внутренней работе над собой.

Канал храма во имя Преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны (Обитель милосердия) (таблица 2, № 5) называется: «Храм святой Великой Княгини Елисаветы». На канале 56 подписчиков, 106 видеороликов, объединенных в 13 плейлистов. Все они посвящены трем основным комуникативным тематикам – празднование десятилетия обители, жизнь ее подопечных и жизнь сестер.

Канал храма Великомученика Георгия (таблица 2, № 6) носит название «Храм Георгия Победоносца». На канале 28 подписчиков и один плейлист, содержащий 126 видео. Всё это записи проповедей настоятеля и священников храма. Проповеди выложены в хронологическом порядке, начиная с июня 2015 года. Последняя видеозапись датирована 27 мая 2018 года. Темы проповедей соответствуют церковному календарю, священник почти на всех записях с книгой в руках зачитывает Евангелие. Отдельно исповедь и причастие проповедник на этих записях не упоминает.

Канал храма рождества Христова (таблица 2 № 9) называется «Храм Рождества Христова г. Екатеринбург». Он создан 6 марта 2017 года, на канале 18 подписчиков и 73 ролика, объединенные в два плейлиста. Первый из них – спектакли и концерты, показанные детьми при храме. А второй – записи проповедей настоятеля и священников храма. Проповеди выложены в хронологическом порядке, начиная с апреля 2017 года. Последняя запись датирована 28 августа 2018 года. Проповеди поднимают только евангельские темы. О катехизаторских вопросах священники не говорят, поэтому информации об исповеди и причастии в проповедях не найдено.

YouTube канал храма в честь Владимирской иконы Божией Матери на семи ключах (таблица 3 № 3) носит название «Владимирский приход». Создан в 2014 году. Он структурирован 10-ю плейлистами, внутри которых сгруппированы 284 видео. Большая часть записей – это передачи телеканала «Союз». На канале выложено три эпизода из цикла «Есть что сказать». Эта программа представляет собой беседы со священником, в ходе которых поднимаются проблемы духовной жизни верующих, несущих военную службу. Обсуждаются благотворительные акции, проводимые епархией и администрацией города для военных. Зрителям передачи предлагается принять в них участие.

Большая часть видео на канале – это цикл передач «Школа покаяния», выпускаемый той же телекомпанией. Цикл состоит из 70 передач – уроков, в ходе которых обсуждаются самые разные вопросы, связанные с покаянием, сокрушением, исповедью, праведной жизнью. Каждый выпуск посвящен конкретной, очень узкой теме или проблеме, с которой сталкиваются православные в повседневной жизни. В ходе обсуждения ведущая дает ответы на вопросы и конкретные рекомендации, как правильно себя вести православному в разных жизненных обстоятельствах. Схожей тематикой и содержанием обладает и цикл передач телеканала «Союз» «Размышление на погосте». Основной посыл сюжетов состоит в том, что православный должен помнить о смерти, будучи живым, и готовить свою душу к загробной жизни. Здесь, как пример для подражания, зрителям приводятся жизнеописания православных святых, старцев и мучеников. Кроме этого, на канал выложен цикл из 20 огласительных бесед, которые читает катехизатор Сергей Масленников.

Деятельность на платформе YouTube ведут не только приходы храмов, но и православная телекомпания «Союз». Ее видеороликами представлены здесь еще девять храмов Екатеринбурга, которые не имеют собственных каналов (см.: табл. 1 (№ 1,2,3,4,7,8,11); табл. 2 (№ 8); табл. 3 (№ 1)). На YouTube канале телекомпании собраны новостные сюжеты, рассказывающие о событиях в этих храмах – открытиях, освящениях, торжественных службах, детских и престольных праздниках.

Таким образом, из 54 православных приходов города Екатеринбурга на платформе YouTube собственный канал ведут только семь. Их коммуникативный контент содержит в себе следующие смысловые единицы, ранжированные нами по частотности: жизнь прихода (4 из 7), передачи ТК «Союз» (4 из 7), детские коллективы (3 из 7), записи проповедей (3 из 7), восстановление храма (2 из 7), вопросы духовной жизни (2 из 7). При этом исповедь как тема коммуникации не является частотной ни для одного из них. Полная номенклатура единиц наблюдения также не представлена ни в одном случае. Из 7 каналов лишь один – Храма Успения Пресвятой Богородицы (ВИЗ)) (табл. 2, № 4) – содержит специальную беседу об исповеди как таинстве длительностью 46 минут. Другой храм в честь Владимирской иконы Божией Матери на Семи Ключах (табл. 3, № 3) предлагает полный цикл записей программы «Школа Покаяния», где так же обсуждается исповедь как таинство. Другие девять храмов, представленные на YouTube новостными роликами православного телеканала «Союз», сами не являются создателями контента и не говорят о себе от первого лица.

Сравнивая эти данные с полученными в 2017 году, мы видим, что в одном случае (табл. 2, № 4) храм имеет низкую посещаемость – всего шесть человек, при том что максимальное число посетителей для храма спального района составляет 112 человек, согласно данным исследования. Одновременно с этим другой храм (табл. 3, № 3), представленный на платформе YouTube, хоть и не со всеми компонентами исповеди, является одним из самых посещаемых в городе (183 человека при максимальном количестве в 212 посетителей). Исповеди в этом храме в день наблюдения не проводилась, однако проводилось причастие. Это связано с тем, что период исследования совпал с празднованием Пасхи в 2017 году (Островская Е.А., Алексеева Е.В., 2018, с. 74-75).

Список литературы

  1. Островская, Е.А., Алексеева, Е.В. Структурированное наблюдение как метод изучения религиозного ландшафта // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 2. С. 71-115.
  2. Denzin, N.K. Interpretive Interactionism (Applied social research methods). 2nd ed. London: Sage, 2002. 208 p.
  3. Denzin, N.K. Symbolic interactionism and ethnomethodology: a proposed synthesis // American Sociological Review. 1969. Vol. 34, Iss. 6. Pp. 922-934.
  4. Denzin, N.K., Lincoln Y.S. The SAGE Handbook of Qualitative Research. 3rd ed. Thousand Oaks, CA: Sage. 2005. 1210 p.
  5. Denzin, N.K., Lincoln Y.S. The SAGE Handbook of Qualitative Research. 4th ed. Thousand Oaks, CA: Sage. 2011. 784 p.
  6. Hjarvard, S. The mediatization of religion. A theory of the media as agents of religious change // Northern Lights. 2008. № 6 (1). Рp. 9-26.
  7. Luhmann, N. (1982), The Differentiation of Society. New York: Columbia University Press.