16+
DOI: 10.18413 /2408-932X-2014-1-2-98-102

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЕВАНГЕЛИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»

Aннотация



Ключевые слова:

15 мая 2014 года на социально-теологическом факультете Белгородского государственного национального исследовательского университета состоялась II Международная научно-практическая конференция «Евангелие в контексте современной культуры», посвященная 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В стенах факультета собрались ученые, священнослужители, учителя православной культуры, студенты и все те, кого волнуют вопросы духовного развития современного общества. Рассмотрению этих вопросов были подчинены академические дискуссии и общение «на полях» теоретического разговора, на запланированных и спонтанных конференционных площадках.

Конференция была поддержана Синодальным миссионерским отделом Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Было оглашено Приветственное слово председателя Синодального миссионерского отдела, Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова). Перед участниками собрания выступил настоятель кафедрального Преображенского собора г. Белгорода, благочинный I-го Белгородского округа Митрополии Белгородской и Старооскольской протоиерей Олег Кобец. Припоминая духовное подвижничество преподобного Сергия Радонежского, священник говорил о незыблемости и актуальности традиционных ценностей российской жизни – веры в Бога Живого, молитвенного и деятельного упования на милость Божию ко всем, живущим по примеру Его, непереставаемой любви к Богу и ближнему. Для России, говорил о. Олег, всегда было важным осмысливать жизнь как совместное служение евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания. Жизненными смыслами семейного ли бытия, общественного или государственного служения православного христианина в России на протяжении веков становились те высокие духовные начала, главным хранителем которых выступает Православная Церковь в лице ее святых отцов, в сонме которых пребывает поминаемый ныне и присно преподобный Сергий Радонежский.

Доклады участников конференции были представлены в широком практико-философском, историческом и богословском спектре.

Проблеме взаимоотношений государства и Церкви в России был посвящен доклад заведующей кафедрой философии и теологии НИУ «БелГУ» профессора Т.И. Липич, которая обратила внимание слушателей на сложные дискуссии, идущие в российском обществе, связанные с различными подходами к пониманию традиционных ценностей и их социальной роли. Известно, что президент В.В. Путин неоднократно высказывал важную мысль о сохранении духовного суверенитета как исторического условия российской государственности и необходимой части нашего национального характера. В основе духовного суверенитета России, как было отмечено в докладе, находятся ценности, разделяемые большей частью общества. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно обращал внимание на тот факт, что отрицание традиционных ценностей становится одним из самых опасных проявлений сил духовного разрушения, которое влечет за собою разрушение государственной и всей общественной жизни. Современный диалог государства и Церкви, полагает Т.И. Липич, имеет особенную телеологию: государство заинтересовано в активном участии Русской Православной Церкви как непременного института гражданского общества в процессе формирования духовно-нравственного и патриотического воспитания молодого поколения.

В выступлении П.А. Черномаза, доцента Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, было обращено внимание на духовные истоки современного кризисного состояния украинско-российских отношений. События, разворачивающиеся сегодня в Украине, говорят о том, что евангельские ориентиры оказались смещенными в сторону политической злобы дня, что и повлекло за собой множественные разрушительные последствия в экономике, социальном и собственно политическом взаимодействии двух стран. Забвение духовной брани во имя вечного мира злободневной политической бранью во имя мира временного, ситуативно выгодного, – в этом существо современного масштабного кризиса в отношениях между Украиной и Россией. П.А. Черномаз предлагает принять во внимание евангельские приоритеты при разработке практических шагов для выхода украинского общества из сложного духовного тупика, в котором оно оказалось в результате кризиса. Предлагая к обсуждению перечень конкретных мер, он указывает на то, что выход не может быть односторонним, не может быть следствием прямой заботы о себе. Этот выход предполагает взаимность и осознание ответственности сторон, «заботу о другом» как условие заботы о себе; таков евангельский принцип всякого социально-политического мышления и действия.

Проблемам осмысления современного мира сквозь призму евангельского опыта посвятил пленарный доклад профессор кафедры философии и теологии НИУ «БелГУ» С.А. Колесников. Он предложил взглянуть на современный мир и вырастающую из него духовную культуру глазами политически ответственного историка-теолога. Докладчик анализировал концепт тео-историзма, который характеризуется единичным фактом явления Христа, что в свою очередь приводит к возникновению единообразного, канонического мировидения, выраженного в единственно приемлемом Церковью Символе веры. Этот символ православного христианина может рассматриваться и как «документ», определяющий историко-политическую позицию верующего. Монистическая системе ценностей христианства, как полагает С.А. Колесников, позволяет говорить и о едином историко-политическом мировоззрении христианства. В целом, историографический путь Церкви лежит в области миссии, обретающей свои очертания в свете современных проблем, которые предстоит решать тео-историографии.

В своем докладе «Дмитрий Донской, Сергий Радонежский и Митрополит Киприан в 1380 г.» профессор кафедры философии и теологии НИУ «БелГУ» В.В. Пенской коснулся проблемы, вызывающей споры среди ученых-историков (и не только среди них), – отношения власти и Церкви в канун Куликовской битвы. Как известно, в конце 70-х гг. XIV в. Дмитрий Иванович, великий князь московский, стремился к тому, чтобы на вакантную после смерти митрополита Алексия митрополичью кафедру был поставлен политически близкий ему новоспасский архимандрит Митяй, против которого были настроены многие русские епископы. Долженствовавший, по замыслу Константинополя, преемствовать Алексию митрополит Малой Руси и Литвы Киприан был Дмитрием Ивановичем отвергнут, причем в грубой форме. Оскорбленный в своем служении Киприан ответно применил отлучение. Это отлучение, как обосновывается в докладе, не могло не коснуться и Дмитрия, поскольку без его воли насилие над митрополитом Киприаном не могло быть свершено. Сергий Радонежский, один из участников этого церковно-государственного конфликта, оказался перед сложнейшим нравственным выбором – стоит ли ему поддержать весьма дерзкого в церковном общении великого князя в его борьбе с темником Мамаем, признавать ли благодатными помыслы и стремления этого военачальника? Отсюда, проблематичным становится вопрос о благословении Сергия Радонежского: действительно ли оно было преподано Дмитрию и его воинству накануне Куликовской битвы? Или же получение этого благословения было лишь помыслом Дмитрия, который последующая историография преобразовала в исторический факт? Документы истории весьма противоречивы. В.В. Пенской реконструирует, насколько позволяют документы, картину взаимоотношений между Сергием и Дмитрием накануне Куликовской битвы. Но сам вопрос, имело ли место благословение Сергием Дмитрия и его воинства на решающий бой с татарской ордой, оставляется в качестве нерешенного; для его прояснения требуются новые исследовательские усилия.

Доцент кафедры философии и теологии НИУ «БелГУ» протоирей Юлиан Гоголюк трактовал социальные аспекты богословия Святой Троицы. Троическое богословие должно быть принято во внимание не только для построения богословия личности, но и богословского осмысления социальных феноменов. Любая форма сообщества – семья, школа, университет, христианская община, город, нация – призваны быть живой иконой Святой Троицы. Вера в Троичного Бога подвигает нас к борьбе против бедности, эксплуатации, угнетения и болезней.

Профессор Питтсбургской богословской семинарии Джон Буржесс предложил ситуативное практико-богословское исследование жизни православного женского монастыря Преображения Господня в Элвуд Сити (Пенсильвания, США) – в протестантском мире. При этом уточнялся тезис о том, что традиционные протестантские церкви постепенно теряют влияние на современное американское общество, а православное свидетельство о Евангелии, напротив, становится все более существенным для новых поколений христиан США.

Е.Н. Мотовникова, доцент кафедры философии и теологии НИУ «БелГУ», посвятила свое выступление рассмотрению позиции Н.Н. Страхова, анализировавшего свободное толкование Евангелия Л.Н. Толстым, и показывающее нравственно-религиозный подвиг-порыв Толстого с объективной и не осуждающей позиции «зрителя» толстовского мира. Известно, что Толстой не ставил под сомнение само Евангелие, он искал его высокого и чистого понимания для того, чтобы следовать ему самым полным и совершенным образом. Н.Н. Страхов призывал увидеть в опыте Толстого свидетельство возможностей каждого открыть для себя свое истинное положение в мире людей, культуры, государства, увидеть и понять степень осмысленности своей жизни, собственной души.

Весьма неожиданный взгляд на евангельскую проблематику предложил в своем выступлении проректор Белгородской Православной Духовной семинарии, доцент кафедры философии и теологии НИУ «БелГУ» протоирей Сергий Дергалев. В своем докладе он коснулся христианских мотивов, представленных в современном российском песенном творчестве. Обосновывалось, что типологическое внимание к евангельскому слову содействует пониманию смысловых перспектив современной, вновь творимой музыки. Были предложены критерии и классификацию современного песенного творчества, имеющего христианские мотивы (с обращением к слову Ветхого и Нового Заветов, высказываниям Святых Отцов и Учителей Церкви).

Выступление доцента кафедры философии и теологии НИУ «БелГУ» М.Ю. Ширмановой касалось проблемы духовного просвещения и перспектив ее решения в современных российских образовательных практиках. Наполнение образовательной парадигмы человеческой личности духовно-онтологическим содержанием является традиционным для отечественной философии образования. Духовное просвещение – это не просто обучение учащихся на рационально-информативном уровне, но и творческая деятельность, которая призвана способствовать самовоспитанию и самосозиданию личности в образовательном процессе. Практика духовного просвещения как воспоследование Христу является, как показывает мировой опыт христианского образования, весьма эффективной. Свет Христовой истины – «истинный свет, просвящаяй и освещаяй всяческия», – всегда подлинно освещал собою человека, неложно следовавшего за Христом и тем возраставшего личностно, отдавая себя делу научного, общественно-государственного или какого-то иного служения. Осуществление духовного просвещения на основе евангельского призыва к человеку быть с Богом, близ Него, как созданному по образу и подобию Божиему, делает современное образование максимально прочным, надежным. Образование никогда не примет окончательных форм; образование – это живая практика Богообщения, тем более надежная, что только в ней и не иссякает прилежание во времена образовательных экспериментов и прельщений, – тогда, когда «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф 24, 12). Ненадежно прилежание во имя консуматорного комфорта, удовольствий телесных или душевных; как и ненадежно увлечение абстрактной научностью истин общего образования. По слову митрополита Филарета (Дроздова), «свет одного научного образования без истины Христовой есть свет луны без солнца. Свет холодный, безжизненный». Осветиться светом Христовой истины и укрепить узы любви между всеми, кто принимает участие в деле современного образования, – первоочередная перспектива духовного просвещения, без которого успех современного образования никогда не был возможен.

Тему продолжила профессор Харьковской государственной академии железнодорожного транспорта В.В. Компаниец. Она обратила внимание всех участников конференции на ключевые проблемы в развитии современного образования. Отмечалось, что наше постсоветское общество больно аномией, когда безнравственность принимается как норма, когда господствует безответственность и безнаказанность, культивируется принцип «все продается и все покупается». Вместе с тем, масштабный постсоветский политикум со всеми его институтами, организация постсоветского образования, воспитания, работа СМИ не способствуют развитию основ православной культуры, что в свою очередь может привести к потере социокультурной идентичности и серьезным нарушениям в общественной жизни, осуществляющейся прежде всего в духовно-нравственных координатах. Есть ли выход из сложившегося кризиса, в чем заключается миссия постсоветских университетов и главные задачи университетского социально-гуманитарного сообщества в настоящее время? Что необходимо сделать для того, чтобы выработать новую стратегию образования, которая позволила бы системным образом ответить на вызовы современного мира? Все эти вопросы задают себе думающие люди, неравнодушные к судьбе Отечества. В.В. Компаниец предложила обратиться к творческому наследию великого русского ученого И.А. Ильина, который считал, что будущее страны находится в руках учителя. Он считал, что основой русского национального характера является любовь и вера, в том числе, это любовь к Богу и Отечеству. Поэтому, по мнению докладчика, необходимо выстраивать систему образования в соответствии с принципом нравственного соотнесения, что способствовало бы созданию и нового общества, и новой экономики.

На конференции работали практико-ориентированные секции, в которых обсуждались различные аспекты истории христианской культуры и актуальная культурная повседневность – от анализа иконы, ее роли в Православной Церкви (А.И. Парасоцкая), иконографии ангелов в византийской традиции (В.В. Серетарева), отображения Евангелия в иконописи (О.С. Тринева) до влияния фэн-шуй на современную культуру (А.В. Кривко), анализа конфессионального и численного состава коммерческих культов в социальных сетях (Р.В. Шилишпанов, Д.С. Рожкова). На секции шел заинтересованный разговор о роли наследия Сергия Радонежского, его воплощении в учебно-воспитательном и образовательном процессе современной школы. Г.С. Аникина говорила о практической востребованности жития Сергия Радонежского во внеклассной работе. Е.Н. Емельянова и Е.Ф. Кукушкина обратили внимание на важность духовно-религиозного наследия Сергия Радонежского в воспитании не только школьников, но и молодежи в целом. Несколько докладов были посвящены проблемам современной семьи, ее евангельским основам и историческим формам.

В целом, конференция стала своего рода междисциплинарным центром академического разговора и практических дискуссий о духовно-нравственных ценностях нашего общества и перспективах обновления социальных и гуманитарных исследований, о возможном их евангельском преломлении в актуальных социальных практиках, среди которых важнейшая – научно-образовательная.

Список литературы

Список использованной литературы появится позже.