16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2022-8-3-0-13

Христианские аксиологические основания современных внутрисемейных отношений в условиях глобализации

Aннотация

Целью статьи является выдвижение и обоснование тезиса о том, что обращение к христианской аксиологии приобретает особую актуальность в деле сохранения традиционного понимания семейно-брачных отношений, что, с позиции православной теологии, имеет важные последствия для будущего страны. В работе делается акцент на антихристианской направленности глобализации, ее деструктивном влиянии на институт семьи, а также на положительном влиянии христианской аксиологии на внутрисемейные отношения. В итоге утверждается созидательное воздействие евангельских ценностей на внутрисемейные взаимоотношения, на эмоциональные и поведенческие особенности человека. Делается вывод о том, что отход от евангельских установок ведет к разрушению духовного единства и семьи, деструктуризации межличностных отношений, что является опасным для целостности и устойчивости российского социума, а потому необходимо опираться на христианское вероучение, евангельские принципы.


В настоящее время, в век глобализации, молодое поколение испытывает грандиозное информационное давление и, в силу неокрепшего сознания и нахождения в поисках истины, нередко оказывается в сложной ситуации, когда не может сделать правильный выбор. Глобализация принесла с собой изменения в сфере понимания человека и гендерной политики (сексуальную революцию, феминизм, ЛГБТ и др.), смену аксиологической, мировоззренческой парадигмы и констант мышления, трансформацию в этической сфере, смену культурных, нравственных ценностей и ориентиров (см.: Липич, 2017: 150), формирование качественно иных межличностных отношений на фоне роста культа комфорта и потребительства.

Быстрое развитие био-нанотехнологий, исследования в области искусственного интеллекта привели к тому, что в настоящее время происходит формирование нового образа человека с иным, нехристианским, мировосприятием, самоощущением, с иной ценностной шкалой. Если в соответствии с христианской аксиологией и антропологией, человек имеет в себе образ и подобие Бога-Творца, а человеческое тело смертно, и душа после смерти тела переходит в иное состояние, то согласно, например, современным трансгуманистическим идеям, человеческое состояние является изменяемым, и посредством современных технологий человек может стать бессмертным и модернизировать, трансформировать себя, свое сознание, свое тело. Так, NBIC (N – нано; B – био; I – инфо; C – когно, т. е. нанотехнология, биотехника, информатика, наука, их взаимовлияние[1]) ведет работы по модификации биологии человеческого тела, созданию искусственного интеллекта и новых систем роботов, углублению знаний, касающихся устройства человеческого мозга. Путем синтеза этих четырех направлений научной сферы планируется создать «нового человека»: наносущество, техносущество, трансчеловека, постчеловека. Речь идет о так называемом «новом гуманизме», неорелигии «для новой пост-человеческой формации будущего социума на Земле» (Рудавина, 2021: 170).

Такой подход противоречит христианскому мировоззрению и диаметрально противоположен христианской антропологии, взгляду на человека и на смерть, трансформирует духовно-нравственные ориентиры, преобразует понимание личности и действительность в целом, изменяя при этом христианское понимание семейно-брачных взаимоотношений. Учитывая то, что семья является ячейкой социума, в которой, прежде всего, закладываются духовно-нравственные ориентиры, базовые для человека ценности, «прочная семья выступает условием стабильности, как в обществе, так и в духовно-нравственном состоянии личности» (Липич, 2020: 8), можно сказать, что такой трансгуманистический, глобалистский подход к человеку отрицательно скажется на институте семьи, межличностных и внутрисемейных отношениях. Если же будет разрушен институт семьи – будет искажен и демонтирован фундамент благополучия и стабильности общества.

Сегодня все чаще можно услышать, что семья как институт себя изживает, что нужно развиваться и не зацикливаться на старых устоях, что нетрадиционные межполовые отношения равнозначны традиционным и имеют право быть. СМИ пестрят рекламой и пропагандой таких взаимоотношений, которые противоречат христианскому мировидению, а потому христианство всячески дискредитируется. Внутрисемейные отношения перестают восприниматься как проявление духовного единства, искренней любви, которая предполагает жертвенность, и перерождаются на наших глазах в эгоистическое удовлетворение в браке собственных потребностей.

Все эти процессы оказывают деструктивное воздействие на сознание и мировосприятие детей, молодежи. А ведь молодое поколение – это основной движущий пласт социума. В связи с этим для сохранения традиционного понимания семейно-брачных, внутрисемейных отношений, для сохранения целостности и духовной безопасности страны, для эффективного решения проблем российского социума необходимо делать упор на привитие созидательной духовности детям, раскрывать православное вероучение, христианскую аксиологию, направленную на духовное совершенствование человека, гармонизацию его внутреннего состояния.

Как отмечает член бюро Всемирного русского народного собора С.А. Анисимова, в настоящее время часть взрослого российского населения не понимает важность семьи в деле воспитания целостной, гармоничной личности, некоторые российские семьи «не осознают себя социальным институтом, в котором закладываются основы духовно-нравственного воспитания»[2]. Сегодня наблюдается некоторое падение в сфере нравственности, уход от созидательных евангельских принципов и, как следствие, утрата любви и взаимоуважения. Это является детерминантой снижения способности человека строить семейные отношения на основе христианской аксиологии. С начала XXI в., как отмечает Т.С. Пронина, процессы глобализации и интеграции, столкновения культур вызывают кризисные явления в сфере семьи (см.: Пронина, 2015: 130). Об этом же говорит и А.Б. Федулова, которая обозначает серьезные и вызывающие тревогу изменения «семейных ценностей практически во всех брачно-семейных сферах» (Федулова, 2003: 45).

Семья, в традиционном ее понимании, является той сферой, которая помогает человеку интегрироваться в социум, в отечественную культурную традицию. Мир ценностей, утвердившихся в семье, непосредственным образом оказывает влияние на сферу ценностных ориентаций ребенка, который в будущем станет взрослым полноценным членом общества. И благополучие этого общества в целом находится в зависимости от ценностных установок отдельно взятого человека, а потому весьма важно то, какие ценности прививаются человеку в семье. В связи с этим особую значимость приобретает согласованность личностных интересов индивидуума и интересов социума для гармоничного, созидательного развития общества.

Глобализационные ценности противостоят традиционным христианским ценностям и принципам построения семьи и внутрисемейных отношений. Так, Г.А. Ельникова обращает внимание на то, что современные феминистические движения в рамках глобализационных процессов выступают против традиционного, т. е. христианского, взгляда на внутрисемейные отношения и «заменяют патриархальную семью семьей нового типа – свободным браком и новой общностью равноправных людей» (Ельникова, 2003: 13). Наблюдаются тенденции искоренить саму систему патриархальных отношений, семья все чаще объявляется пережитком прошлого. Все чаще стали появляться семьи на правах сожительства, пышным цветом расцветают всевозможные ЛГБТ-движения, пугающим становится рост разврата и педофилии[3]. В СМИ появляются сюжеты, в которых оправдываются и приравниваются к браку гомосексуальные связи, продвигаются идеи о преимуществе малодетной семьи, о достаточности иметь в семье одного ребенка. Распространенной формой отношений становятся так называемые «партнерские отношения» без взаимных обязательств. В результате в молодежной среде появилось движение «чайлдфри». Для приверженцев этой идеологии «отказ от вечеринок и спонтанных поездок за границу – слишком высокая плата за материнство»[4]. Многие современные молодые люди не желают быть ответственными за семью, за детей, предпочитают внебрачные сожительства. Итак, процесс вымирания нации постепенно превращается в реальность, а, как нам показывает история человечества, «когда вымирает одна цивилизация, ее место тут же занимает другая. И мы не застрахованы от подобного финала» (Морозова, 2009).

Между тем, следует отметить, что пока, несмотря ни на что, в России большинство жителей считает, что институт семьи играет важную роль в жизни общества и государства[5], в деле воспитания и развития детей, молодого поколения, в развитии социума. Именно в семье закладываются основы ценностных ориентаций, приобретаются азы знаний о мире и формируются модели поведения в нем, способы интеграции в социум. Семья – это та среда, которая будет влиять на протяжении всей жизни человека на принятие им решений, на его поведение в обществе, на отношение к окружающему миру, природе, людям. В основе христианских семейно-брачных отношений лежат понятия верности, искренности, взаимопомощи, а возникающие трудности в семейной жизни (и их преодоление) являются составляющей семейной жизни, которая способствует духовному росту членов семьи. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что если члены семьи живут в согласии, единодушии и любви «и соединены узами добродетели, там посреди Христос» (Иоанн Златоуст, 2006a: 770). Христианские ценностные ориентиры «делают человека в счастье скромным, в несчастье – твердым и великодушным, образуя его в истинного гражданина, подготовленного как к земной, так и к вечной жизни» (Фролышева).

В соответствии с православным вероучением, человек состоит из тела и души, а потому ребенку необходимо дать не только физическое, но и духовное воспитание, чтобы он не вырос бездуховным рабом плоти и своих страстей. Епископ Александр (Милеант) отмечает, что христианское воспитание направлено на то, чтобы дать ребенку духовный вектор развития, духовный фундамент, чтобы он мог устоять перед разными житейскими соблазнами (см.: Александр (Милеант), 2015). Иоанн Златоуст обращает внимание родителей на то, что они должны думать прежде всего о духовном состоянии детей, о богатстве их души, о глубине сердца, воспитывать в них благочестие и добродетели, а не «думать о том, как бы сделать детей богатыми» (см.: Иоанн Златоуст, 2006b: 717).

Разрушительная модель воспитания и дальнейшего поведения основывается, по рассуждению свт. Тихона Задонского, на самолюбии, неимении любви к Богу и ближним, на корыстолюбии, тщеславии и гордыне. Для такого человека на первом месте всегда его потребности, его желания, и ему не интересно, как и чем живут окружающие его люди, каковы потребности у них, а потому он раздражителен в отношении немощей других людей, но при этом весьма лоялен к своим слабостям; другие люди для него – лишь способ, объект для удовлетворения своих потребностей (см.: Тихон Задонский, 1994a: 261). Свт. Тихон убежден, что формирование четких и ясных понятий о евангельских ценностях, принципах, формирование христианского отношения к миру, придание христианской направленности волевым силам, научение человека самоконтролю, самокритичности, самоанализу, соотношению своих мыслей и поступков с Заповедями Божьими составляет суть процесса воспитания (и самовоспитания) личности (Тихон Задонский, 1994b: 362).

Внутрисемейные отношения, основанные на евангельских принципах любви и заботы, уважения и жертвенности, терпения и умения прощать, тактичности и великодушия, определяют созидательную духовную атмосферу, задают контекст взаимоотношений мужа и жены, а также родителей и детей. Именно в семье у человека формируются ценности, представления о добре, зле, любви, дружбе, о долге и порядочности, здесь он приобщается к оценкам жизненных явлений, точкам зрения, убеждениям. Семья – это люди, объединенные родовыми связями, это «малая церковь», единство любящих друг друга людей, скрепленное искренней, чистой и живой верой в Бога, это собрание (со-братья), духовная общность совместно живущих людей, со-трудничество, синергия, единство во множестве (церковный принцип соборности). В соответствии с христианскими вероучением и аксиологией, брак есть свободное соединение двух личностей разного пола, это благодатный союз мужчины и женщины, когда два становятся «одна плоть» (см.: Мф. 19:5-6; Еф. 5:31). Апостол Павел говорит о сакральности брака, о его таинственности (см.: Еф. 5:32), указывая тем самым на великое его значение для человечества.

Как отмечает исследователь философии советского времени Ю.В. Пущаев, современные идеологии либерализма отрицают «практически все традиционные социально-политические институты – вплоть до семьи или половой принадлежности. Семья и иные формы социальности считаются ими чисто договорными явлениями <...> семья мешает процветанию либерализма, ведь традиционная семья является базой и школой нравственных, культурных и духовных ценностей, имеет основу не в эгоизме, а в жертвенной любви ради ближнего; либерализм видит идеалом человека-потребителя, эгоиста, без пола и возраста, с запросами на уровне инстинктов (полового и потребления), без семьи» (Пущаев). С позиции православной теологии, разрушение внутрисемейных отношений, разрыв с родными и близкими людьми, отрыв от семейных традиций и ценностей, искажение института семьи ведут к утрате исторической памяти, разрыву поколений, атомизации и эмансипации личности, замыканию человека в самом себе, утрату духовного фундамента.

Следует сказать о том, что семья может выступать не только как положительный, созидательный фактор в развитии личности, но и как деструктивный, разрушительный фактор, если духовность и нравственность в ней находятся на низком уровне, если один из родителей не осознает свое место и роль в семье, не осознает свое влияние на других членов семьи и воспринимает их лишь как способ удовлетворить свои потребности. В таком случае семья наносит огромный вред в воспитании детей (см.: Кураженкова, 2015: 1, 2).

Таким образом, традиционный для русского самосознания взгляд на семейно-брачные отношения, на воспитание молодого поколения связан непосредственно с христианским мировоззрением, аксиологическая система которого лежит в основе создания семьи и базируется на таких понятиях, как любовь, которая мотивирует человека на жертвенное служение, и иерархия, которая является «основанием устойчивости ценностных отношений» (Трунина, 2016: 28). Семья для большинства россиян является главной средой воспитания и формирования личности. Ее влияние намного превышает влияние школы, сверстников, улицы (хотя, справедливости ради, не стоит недооценивать их воздействие). Внутрисемейные отношения – это основа, фундамент жизни человека, а потому многие современные либеральные течения, политические партии, социальные группы, особенно прозападного направления, стремятся исказить взгляд на семью и брачные отношения, нивелировать христианский взгляд на институт семьи и межполовые отношения, навязывая молодому поколению антихристианские ценностные ориентиры и настаивая на отходе от христианской аксиологии, выдвигая на первый план приоритет личных, индивидуалистических интересов над общественными (когда «Я» становится выше «Мы»), прививая молодежи потребительский взгляд на мир, негативное отношение к родителям, к их традициям и опыту.

Здесь необходимо сказать о том, что в западных обществах уже давно продвигаются антихристианские принципы и идеи относительно семейно-брачных отношений и межполовых связей. Западные религиозные объединения христианского направления стали рукополагать открытых гомосексуалистов, лесбиянок, совершают таинство венчания над ними, подгоняя библейскую картину мира под свое мировоззрение, под свои страсти. Так, в частности, еще в 1977 году англиканский епископ Нью-Йорка Пол Мур совершил рукоположение открытой гомосексуалистки в священники[6]. Также англиканский епископ Д. Спонг в своей книге «Спасая Библию от фундаментализма» дерзко заявляет о гомосексуальности апостола Павла (Ливцов, 2015: 419). С 2011 г. в Великобритании под девизом “Goodbye, mother and father!” и в рамках защиты прав геев слова «отец» и «мать» в документах на оформление паспорта заменены словами «родитель № 1» и «родитель № 2»[7]. В законодательстве Нидерландов сказано: «Брак может быть заключен двумя представителями одного или противоположного полов»[8]. Такие же права были признаны за однополыми парами в иных странах (например, в Испании, Швеции и др.) (см.: Дергунова, 2011). Теперь обладать ребенком в этих странах может каждый, т. е. ребенок стал объектом, предметом удовлетворения потребностей, что для большинства россиян пока неприемлемо. В 2013 г. во Франции также узаконены однополые брачные отношения, и такие пары могут усыновлять детей[9]. Во многих школах, детских садах слова «мальчик» и «девочка», определяющие пол, заменены на нейтральные слова «друзья», «дети»[10]. В том же году Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) призвала страны «установить отношения диалога и доверия с ЛГБТ-сообществами также посредством участия в гей-парадах <...> и воздержаться от гомофобских и трансфобских речей и публично осудить их»[11].

Все это противоречит христианским принципам и свидетельствует об отходе западного мира от библейского мировоззрения. Ведь Библия недвусмысленно и ясно говорит об отношении полов, о семейно-брачных отношениях и воспитании детей. Как замечает митрополит Иларион (Алфеев), Церковь признает влечение к лицам своего пола в качестве недуга, греховного влечения, а потому она категорически против того, «чтобы греховное поведение было объявлено нормой» (Иларион (Алфеев), 2013). С позиции православного богословия, полная свобода в сфере интимных отношений, межполовых связей ведет к тому, что душа порабощается плотью, человек подчиняется животным инстинктам, превращаясь в бездумное, безответственное, безнравственное животное.

В России в 2013 г. был принят законопроект «О пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», который нацелен на то, чтобы обезопасить, защитить детей, молодежь от пропаганды нетрадиционных, развращающих половых связей, поддержать баланс в обществе, т. к. западный, либеральный, внебиблейский подход к семье, браку, к воспитанию детей, межполовым отношениям вызывает у большей части россиян, воспитанных на христианских ценностях, святоотеческом наследии, серьезные опасения и отторжения, а потому этой антихристианской идеологии в России противостоит пока большая часть населения.

Следует отметить, что ПАСЕ сразу отреагировала осуждением данного законопроекта и позиции России. Законодательная система многих западных стран сегодня нацелена на разрушение традиционной семьи в христианском понимании, поскольку в такой семье человек обретает твердую духовную, мировоззренческую основу. Как отмечает иерей Александр Каневский, разрушение института семьи «протекает исключительно в русле глобального процесса формирования единого общемирового секулярного государства» (Каневский, 2013), который напрямую связан с дехристианизацией общества, особенно молодежи, еще не окрепшей духовно и сознательно.

В заключение необходимо сказать о том, что в настоящее время признаки кризисного состояния института семьи во всем мире налицо, причем с преобладанием его в западных странах, где семейные ценности больше всего подверглись серьезным изменениям и трансформации в результате отхода от христианской аксиологической системы и искажения библейских принципов в сфере семейных и межполовых отношений, что существенно влияет на межличностные отношения в целом. В мировом сообществе становятся нормой добрачные и внебрачные сексуальные отношения, авторитет родителей нивелируется, их опыт высмеивается, разрушаются родовые, семейные связи, что приводит к трансформации, деструктивному искажению отношений между всеми членами семьи и отрицательно сказывается на внутреннем состоянии детей. Потребность в деторождении отходит на второй план.

Несмотря на это, в России значимость семьи в целом пока неоспорима, семья все еще остается важнейшей фундаментальной ценностью в жизни российского общества, воспитанного на христианских принципах и культуре. Христианская аксиология повышает уровень ценностной шкалы человека, а также уровень сопереживания, сострадания другим людям. От того, что ребенок получил в детстве, как говорит свт. Тихон Задонский, зависит вся его жизнь и жизнь его рода: «Чему обучен ребенок будет в детстве, того до смерти и будет держаться» (Тихон Задонский, 1994a: 120). Человек, имеющий четкие христианские ценностные и смыслообразующие жизненные ориентиры, способен противостоять секулярной, деструктивной идеологии либерализма, а потому в сфере воспитания и образования молодого поколения необходимо опираться на христианское вероучение, евангельские принципы, на святоотеческое наследие.

 

[1] Феномен NBIC-конвергенции: Реальность и ожидания // Официальный сайт Российского Трансгуманистического Движения [Электронный ресурс]. URL: http://transhumanism-russia.ru/content/view/498/ (дата обращения: 22.03.2022).

[2] Духовно-нравственное воспитание молодежи: путь в будущее. 2018 г. // Сайт Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор» [Электронный ресурс]. URL: https://vrns.ru/news/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-molodezhi-put-v-budushchee/ (дата обращения: 10.01.2022).

[3] В России выросло число половых преступлений против детей // РИА Новости. 29.05.2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20200529/1572152411.html (дата обращения: 10.01.2022).

[4] Движение «чайлдфри» – «свободные от детей» – набирает обороты в России и Европе // ТВ. Первый канал. Новости. 28.09.2014 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.1tv.ru/news/2014-09-28/34043-dvizhenie_chayldfri_svobodnye_ot_detey_nabiraet_oboroty_v_rossii_i_evrope (дата обращения: 10.01.2022).

[5] ВЦИОМ выяснил отношение россиян к браку и семье // РИА Новости. 08.07.2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20210708/brak-1740461421.html (дата обращения: 10.01.2022).

[6] https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.083a1214-6326eac3-20ccda32-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Paul_Moore_Jr.

[7]Goodbye, mother and father! Now Parent 1 and Parent 2 appear on PC passport form // Daily Mail [Электронный ресурс]. URL: https://www.dailymail.co.uk/news/article-2044491/PC-passport-Goodbye-mother-father-Now-Parent-1-2-appear-form.html (дата обращения: 13.01.2022).

[8]О регистрации супружеских отношений в Нидерландах [Электронный ресурс]. URL: https://netherlands.mid.ru/vaznaa-informacia?cn=11 (дата обращения: 16.01.2022).

[9] Закон об однополых браках во Франции вступил в силу // РИА Новости. 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20130518/938034835.html (дата обращения: 10.01.2022).

[10] См.: Представитель РПЦ: легализация нетрадиционных семей – модная утопия // РИА Новости. 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/interview/20130705/947796599.html (дата обращения: 10.01.2022).

[11] Коммюнике представительства Русской Православной Церкви при Совете Европы по итогам летней сессии ПАСЕ 2013 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3078791.html (дата обращения: 10.01.2022).

Список литературы

Александр (Милеант), еп. Религиозное воспитание детей // Азбука веры [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/deti/religioznoe-vospitanie-detej#n1 (дата обращения: 10.01.2022).

Дергунова, В. Право однополых пар на усыновление детей // Закон.ру. 10.10.2011 [Электронный ресурс]. URL: https://zakon.ru/blog/2011/10/10/pravo_odnopolyx_par_na_usynovlenie_detej (дата обращения: 10.01.2022).

Ельникова, Г.А. Становление и развитие феминизма в России: к истории вопроса // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2003. № 12. С. 1-15.

Иларион (Алфеев), митр. Семья, христианство, общество: православный взгляд // Patriarchia.ru, 13 ноября 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3365819.html (дата обращения: 10.01.2022).

Иоанн Златоуст, свт. Восемь слов на Книгу Бытия. Слово 7 // Полное собрание творений: В 12 т. Т. 4. Кн. 2. М.: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2006. С. 760-770. (a)

Иоанн Златоуст, свт. Слово о воспитании детей // Полное собрание творений в 12 т. Т. 12. Кн. 2.  М.: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2006. С. 717-725. (b)

Каневский, А., иер. Церковь и семья в условиях построения однополярного глобального мира // Русская народная линия. 13.11.2013 г. [Электронный ресурс]. URL: https://ruskline.ru/analitika/2013/11/14/cerkov_i_semya_v_usloviyah_postroeniya_odnopolyarnogo_globalnogo_mira/ (дата обращения: 29.03.2022).

Кураженкова, Н.С. Семья как главный институт воспитания // Мир науки. 2015.  № 3. Т. 3. C. 1-7 [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN315.pdf  (дата обращения: 29.03.2022).

Ливцов, В.А. Экуменическое движение и Русская Православная Церковь в контексте государственной конфессиональной политики России с середины XIX в. по начало XXI в. Орел: ОФ РАНХиГС, 2015. 550 с.

Липич, Т.И, Липич, В.В., Борисов, С.Н. «Семья – это колыбель, в которой воспитываются дети, в которой оттачиваются человеческие отношения» (патриарх Кирилл) // Евангелие в контексте современной культуры: Cб. науч. ст. VIII Междунар. науч.-практич. конференции, г. Белгород, 15 мая 2020 г. / под ред. Т.И. Липич, С.М. Дергалева, С.Н. Борисова. Белгород: ИД «Белгород»; НИУ «БелГУ», 2020. С. 8-11.

Липич, Т.И., Дмитрийчук, А.Ю. Семья в философско-культурологическом осмыслении // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2017. № 10 (259). Вып. 40. С. 146-150.

Морозова, Е.А. Гармония в семье и браке. Семья глазами православного психолога // Азбука веры [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/semya/garmonija-v-seme-i-brake-semja-glazami-pravoslavnogo-psihologa-morozova/ (дата обращения: 10.01.2022).

Пронина, Т.С. Религия как источник культурной идентичности в современной России // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2015. Т. 157. № 1. С. 130-139.

Пущаев, Ю.В. Либерализм // Азбука веры [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/liberalizm (дата обращения: 10.01.2022).

Рудавина, Т.А. Анализ трансгуманизма с позиции православной теологии // Труды Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2021. Вып. XIII. С. 166-182.

Тихон Задонский, свт. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского: В 5 т. Т. 2. М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. 359 с. (a)

Тихон Задонский, свт. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского: В 5 т. Т. 3. М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. 420 с. (b)

Трунина, О.К. Традиционные семейные ценности православной культуры в воспитании младших школьников // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 27-37.

Федулова, А.Б. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический анализ: Дис. … канд. философ. наук: 09.00.11 – Социальная философия. Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2003. 255 с.

Фролышева, Л.А. Православное воспитание в семье – основа личностного становления ребенка // Азбука веры [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospitanie-v-seme-osnova-lichnostnogo-stanovleniya-rebjonka (дата обращения: 12.01.2022).