16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2022-8-4-0-12

Благотворительность в сфере образования в Тульской губернии на рубеже XIX–XX вв. (к истории вопроса)

Aннотация

В статье исследованы различные формы проявления инициативы общества в процессе развития образования в Тульской губернии на рубеже XIX-XX вв. Рост внимания государства и общества к проблеме повышения общего уровня грамотности и введения всеобщего обучения в условиях резкого социального расслоения населения требовал активизации благотворительной деятельности. Эти явления получили различные интерпретации отечественных исследователей и требуют дополнительного рассмотрения. Обращение к материалам фонда 174 (Тульская городская управа) Государственного архива Тульской области и отчетам обществ взаимопомощи и попечительств позволяет конкретизировать ситуацию в губернии и проанализировать такие направления деятельности, как учреждение стипендий для учащихся начальных и средних учебных заведений и другие формы материальной поддержки нуждающихся.


Период второй половины XIX – начала XX века время значительных перемен в сфере российского образования. Великие реформы Александра II создали основу для развития системы всесословного доступного качественного начального, среднего и высшего образования. Санкт-Петербургский и Московский комитеты грамотности выступили с инициативой введения всеобщего образования, известный педагог В.П. Вахтеров в докладе 1894 г. аргументированно доказал возможность воплощения этой идеи (Днепров, 2011: 528). 13 мая 1906 г. была принята Декларация Правительства о введении всеобщего обучения, законопроект «О ведении всеобщего начального обучения» обсуждался на протяжении ряда лет. При этом Министерство народного образования и земства развернули активную работу по созданию школьной сети, предполагалось выделить средства из государственного бюджета на развитие народного образования в размере около 6 900 000 руб. (см.: Днепров, 2011: 540).

Невысокий уровень грамотности в Тульской губернии – в 1897 г. он составлял 20,7 %, что несколько ниже общероссийского показателя (21,1 %) и показателя грамотности в европейской части страны (22,9 %) (Рашин, 1956: табл. 19) – требовал активной деятельности по развитию прежде всего системы начального образования и увеличению количества средних учебных заведений, так как их выпускники пополняли учительский кадровый состав.

С 1894 по 1914 гг. количество учебных заведений в Тульской губернии выросло с 984 до 2151, то есть более чем в два раза (Антонова, 2016: 46). По материалам подворных переписей 1908–1913 гг. в Тульской губернии грамотность сельского населения составляла 28,5 %, что было выше среднего показателя в европейских губерниях (22,9 %), но значительно ниже, чем в Московской (41,7 %) (Рашин, 1956: табл. 242). Эти показатели нельзя назвать удовлетворительными, кроме того, на начало 1913–1914 учебного года, по данным Тульской городской управы, 900 детей не были приняты в городские начальные (министерские) училища из-за недостатка мест, и еще 600 детей по той же причине не были приняты в земские, церковно-приходские школы и одноклассное училище при Патронном заводе, то есть 1500 детей школьного возраста не смогли приступить к учебе, что вызывало серьезное беспокойство Тульской городской управы, содействовало активизации работы по созданию новой школьной сети (Государственный архив Тульской области[1]. Ф. 174. Оп. 1. Т. 12. Ед. хр. 37004. Л. 61-62). Однако и на начало следующего учебного года (1914–1915) 1713 детей не смогли приступить к обучению по причине нехватки мест в школах (ГАТО. Ф. 174. Оп. 1. Т. 12. Ед. хр. 37004. Л. 61-62). Средств на строительство школ, приобретение учебных пособий, подготовку учительских кадров, достойную оплату труда учителей, поддержку малоимущих учеников не хватало. В этой ситуации любые формы общественной активности, прежде всего благотворительность, оказывали огромное позитивное воздействие на развитие системы образования, хотя и не могли полностью разрешить проблемы.

Вопросы благотворительности в сфере образования в пореформенный период находятся в центре внимания историков и педагогов. Они нашли отражение в исследованиях, посвященных благотворительности в широком понимании этого слова: так, Е.В. Якубсон исследовала развитие благотворительности, уделив значительное внимание правовому регулированию вопроса, роли органов местного самоуправления, частных лиц в Московской и Тульской губерниях (Якубсон, 2011). Различные направления благотворительной деятельности и ее влияние на развитие российского образования в середине XIX – начале XX в. исследованы В.А. Радченко (Радченко, 2015). Н.В. Слугина изучила формы попечительной помощи и частные благотворительные инициативы в Тульской губернии, уделив значительное внимание документам фонда 9 (Дирекция народных училищ г. Тула) Государственного архивного учреждения Тульской области (Слугина, 2012). Ряд исследований посвящен вкладу купечества в строительство и содержание начальных школ и детских приютов (Бойко, 2000; Маслова, 2013). Региональные особенности благотворительности изучены в работах (Помелова, 2010; Золотницкая, 2011; Клиницкий, 2015) и других исследованиях.

В данной статье рассматривается практика организации материальной помощи учащимся: учреждение стипендий (именных и в память значимых для общества и государства событий), приобретение пособий для учебных учреждений и другие формы проявления общественной инициативы в деле поддержки системы образования в Тульской губернии. В основе исследования – не публиковавшиеся ранее исторические источники, материалы фонда 174 (Тульская городская управа) ГАТО и отчеты обществ и попечительств, деятельность которых была направлена на материальную поддержку учащихся.

В России первая именная стипендия была учреждена П. Демидовым: еще в 1803 г. он пожертвовал значительные средства (60 000 руб.) Тобольской гимназии на открытие Сибирского университета, но вопрос не был решен, и по ходатайству администрации гимназии на проценты с капитала было учреждено несколько стипендий (Клиницкий, 2015: 50). Значительный рост стипендиальной помощи наблюдался с 60-х гг. XIX в. и продолжался до начала Первой мировой войны. Развитие образования рассматривалось как общее дело, важнейшее условие общественного прогресса. Инициатива учреждения именных стипендий исходила от органов местного самоуправления (земских и городских органов), органов Духовного ведомства, администрации учебных заведений (как правило, средних и высших) и частных лиц и вызывала всеобщее одобрение. Механизм учреждения стипендий был несложен: обычно подавалось прошение попечителю учебного округа, а он, в свою очередь, получал разрешение Министерства народного просвещения, далее было необходимо внести определенную сумму в Государственный банк.

В виду планировавшегося открытия в Туле Второй мужской гимназии, по мнению Управы, было желательно ходатайствовать о присвоении этому учебному заведению наименования «В память 300-летия Дома Романовых» и об учреждении стипендии в честь этой знаменательной даты; стипендия предоставлялась поступившим в гимназию после окончания начальных училищ, выбор производила городская управа из нескольких кандидатов (ГАТО. Ф. 174. Оп. 1. Т. 12. Ед. хр. 37027. Л. 1, 12). В учебных заведениях Тулы стипендия была учреждена с 1 января 1913 г.: в размере 80 руб. в мужской гимназии – две, в Реальном училище – одна, в двух женских гимназиях – две, в ремесленном училище и художественных ремесленных мастерских в размере 100 руб. – итого 500 руб. Эту сумму вносила в ежегодные расходные сметы городская управа, покрывая ее из сбережений расходов города на электроэнергию, которая ранее отпускалась бесплатно для устройства балов-базаров, концертов, спектаклей, устраиваемых с благотворительной целью (ГАТО. Ф. 174. Оп. 1. Т. 12. Ед. хр. 37027. Л. 1, 12).

Сохранилось несколько прошений о назначении стипендий. Так, Василий Андреевич Кузьминцев писал: «Чтобы внести плату в гимназию за первый год обучения (дочери), мне приходилось часто отказывать себе в необходимом, заработок на Тульском оружейном заводе составлял 30–35 руб. в месяц, с семьей, которая состоит из матери, жены и пятерых детей, трудно было сделать сбережения» (ГАТО. Ф. 174. Оп. 1. Т. 12. Ед. хр. 37027. Л. 18). Прошения удовлетворялись далеко не всегда. Например, управа отказала учителю Кудрявцеву в просьбе о стипендии двум его сестрам для определения в Первую и Вторую женскую гимназии, хотя он указал, что в семье четыре дочери, семья нуждалась (ГАТО. Ф. 174. Оп. 1. Т. 12. Ед. хр. 37027. Л. 21, 85).

В феврале 1914 г. Тульская городская дума по настоянию комиссии по народному образованию внесла изменения в постановление о стипендиях: была отменена условность назначения стипендий (только за счет экономии на средствах на электроэнергию), и был разработан проект нового положения о стипендиях. Предполагалось учреждение пяти стипендий: по одной для двух мужских гимназий, Реального училища, двух женских гимназий. Требования к стипендиатам/стипендиаткам: «православное исповедание, из беднейших учащихся, поступивших в учебные заведения из успешно окончивших курс в тульских городских начальных училищах», стипендиальный совет определял получателей стипендий 1 марта и 1 октября ежегодно: пользование стипендиями не налагало никаких обязательств: «Если кандидатов на стипендии в каком-либо из учебных заведений нет, то можно передать в другие учебные заведения из списка» (ГАТО. Ф. 174. Оп. 1. Т. 12. Ед. хр. 37027. Л. 74).

В феврале 1913 г. Тульская городская управа рассматривала вопрос о содержании стипендиатов Ремесленного училища, был представлен список учащихся на 1912-1913 гг. на стипендию им. Д.И. Менделеева, все учащиеся проживали в Туле; в следующем учебном году 10 учащихся выдвигались на стипендию, всего было выделено 30 руб., то есть размер стипендии составлял 3 руб., и она шла на оплату обучения (ГАТО. Ф. 174. Оп. 1. Т. 12. Ед. хр. 37630. Л. 3, 6).

Стипендии действительного тайного советника, тульского губернатора в 1893–1895 гг. В.К. Шлиппе получали в I высшем начальном училище пять стипендиатов по 100 руб. (так, в первом полугодии 1913 г. ее получали Чулков Владимир, Солдатов Александр, Медведев Петр, Протопопов Михаил, Протопопов Николай). Тульская городская управа передавала деньги в депозит училища; сохранились ответы В.К. Шлиппе «принять на стипендию мальчиков и девушек в очень тяжелых материальных условиях» (ГАТО. Ф. 174. Оп. 1. Т. 12. Ед. хр. 37631. Л. 8-9). Также в материалах дела упоминаются стипендия имени доктора Ф.С. Архангельского, видимо, утвержденная в 1909 г., выплаты производились в трех высших начальных училищах по 20 руб., стипендиатами в 1910 г. состояли Петр Лопатин, Александр Леонардов, Константин Алешин (ГАТО. Ф. 174. Оп. 1. Т. 12. Ед. хр. 37635. Л. 1а); в 1913 г. упоминается сумма 10 руб. (ГАТО. Ф. 174. Оп. 1. Т. 12. Ед. хр. 37631. Л. 3; Д. 37635. Л. 1). Во II городском четырехклассном училище нуждающимся учащимся выплачивалась стипендия имени Н.И. Пирогова; Тульская городская управа передавала училищу 100 руб. «как плату за учение в 1912–1913 гг.», указаны фамилии десяти учеников (ГАТО. Ф. 174. Оп. 1. Т. 12. Ед. хр. 37632. Л. 1-2). По ходатайству Тульской духовной семинарии выплачивалась стипендия имени отца Иоанна Сергиева (Кронштадтского), сохранилось прошение о выдаче стипендии в размере 200 руб. воспитаннику VI класса семинарии Валентину Лизгачеву (ГАТО. Ф. 174. Оп. 1. Ед. хр. 660. Т. 12. Д. 37634. Л. 1а-2). В деле Тульской городской управы о расходах на содержание стипендиатов Тульского реального училища (январь–ноябрь 1917 г.) упоминается стипендия «В память о чудесном освобождении Их Императорских Величеств от грозившей им опасности 7 октября 1888 г. на станции Борки» (ГАТО. Ф. 174. Оп. 1. Ед. хр. 660. Т. 12. Д. 37629. Л. 16).

Следует отметить, что, в отличие от современного подхода к предоставлению стипендий за особые успехи, в исследуемый период главным критерием выделения помощи в средних учебных заведениях было тяжелое положение семьи обучающегося. Стипендиальная помощь носила конкретный адресный характер, и это, несомненно, стимулировало учеников к усердию, достижению более высоких результатов. В то же время, являясь формой долговременной благотворительности, стипендия могла быть передана другому обучающемуся, то есть пожертвованные средства постоянно «работали» на благо общества.

Еще одним направлением поддержки учащихся стала деятельность различных обществ. 26 января 1895 г. по инициативе Преосвященнейшего Иринея, бывшего епископа Тульского и Белевского, было учреждено Попечительство «о недостаточных воспитанницах» Тульского женского епархиального училища с целью оказания материальной помощи нуждающимся «без различия сословий» (Отчет…, 1897: 1). Почетным председателем правления был избран Преосвященнейший Питирим, епископ Тульский и Белевский, а в состав правления входили «почетные» и «пожизненные» члены. Почетными членами были епископ Тамбовский и Шацкий Александр, епископ Тобольский и Сибирский Агафангел, епископ Псковский и Порховский Антонин, епископ Подольский и Брацлавский Ириней, бывший ранее епископом Тульским и Белевским, епископ Камчатский и Благовещенский Макарий, епископ Туркестанский и Ташкентский Никон, обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, потомственные почетные граждане А.С. Баташев и Н.В. Киселев, купец Д.Я. Ваныкин, вдова потомственного почетного гражданина В.П. Уланова и протоирей В.Н. Боголюбов. «Пожизненными» членами были избраны потомственный почетный гражданин А.Т. Балашев, супруга товарища председателя Тульского окружного суда Е.П. Волынская, архимандрит Памфил, священники Д.С. Глаголев и С.С. Зеленицкий, протоиерей А.Н. Иванов, профессор Московской духовной академии И.Н. Корсунский, тульский вице-губернатор И.М. Леонтьев, супруга купца А.В. Платонова, врач Ф.П. Поляков, тульский городской голова П.А. Постников и его супруга М.И. Постникова, частный пристав А.А. Уаров, «временный купец» П.С. Шереметев (см.: Отчет…, 1897: 1-2).

Фактически деятельность правления возглавлял А.Н. Иванов, значительную роль играла начальница училища С.А. Сытина. Средства общества составляли добровольные пожертвования, самое крупное, в размере 100 руб., поступило от Н.В. Киселева, пожертвования от 5 до 30 руб. от тульского городского головы П.А. Постникова и его супруги М.В. Постниковой, тульского вице-губернатора И.М. Леонтьева, священника С.С. Зеленицкова и частного пристава А.А. Уварова; большая часть средств хранилась в ценных бумагах (билетах Дворянского земского банка, свидетельствах Государственной ренты и книжке сберегательной кассы при Тульском отделении Государственного банка (см.: Отчет…, 1897: 7).

При выдаче пособий воспитанницам учитывалась, прежде всего, материальная необеспеченность семей, к которым они принадлежали, а затем «успехи в науках» этих воспитанниц. Важно отметить, что помощь оказывалась воспитанницам независимо от их принадлежности к духовному сословию. Основанием для предоставления пособия было прошение нуждающихся и удостоверение его истинности двумя членами Совета училища или тремя частными источниками. За год деятельности было удовлетворено 20 прошений, по 14 была оказана денежная помощь, а по 6 – вспомоществование одеждой и обувью. Общая сумма помощи составила 469 руб. 50 коп., отказ последовал только на одно прошение, а именно дьякона села Малое Скуратово П. Лебедева, так как его дочь, ученица I класса, на момент подачи прошения была в училище менее года (в этом случае устав не предусматривал оказание помощи). Ежегодно ассигновались средства на одежду и дорожные расходы бедных учениц, отправлявшихся на каникулы. Сумма помощи нуждающимся за год составила 854 руб. 50 коп. (см.: Отчет …, 1897: 6). Важно отметить, что правление, выделяя деньги на приобретение одежды и обуви воспитанницам, не выдавало их им на руки, но через своих членов Е.П. Волынскую и С.А. Сытину приобретало на эти деньги обувь и материал для одежды и белья, из которого ученицы шили все необходимое.

Значительную роль в развитии образования в губернии сыграло Тульское общество взаимного вспомоществования учащим и учившим, Устав которого был утвержден 22 июня 1895 г. (Отчет…, 1911: 1-3). Наряду с материальной поддержкой учителей, улучшением их бытовых условий и содействием профессиональному росту значительное внимание Общество уделяло и поддержке учащихся. Одним из самых активных членов Общества был Николай Владимирович Чехов (1865–1947 гг.). После окончания историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета он несколько лет работал в Тульской губернии. Заведуя хозяйственной частью училищ Богородицкого уезда в 1890-е гг., Николай Васильевич смог организовать библиотеки в земских школах уезда; при содействии Петербургского комитета грамотности в Богородицке была открыта одна из первых в России бесплатных библиотек-читален (Народное образование в Тульской области, 1959: 38-39). На протяжении ряда лет Общество настойчиво решало проблему организации общежития и столовой для обучавшихся в Туле детей учителей губернии (в 1906 г. – 80 детей). Первоначально была выделена сумма в размере 225 руб., но так как этого было недостаточно, объявили сбор пожертвований, большие надежды возлагались на сборы от публичных лекций учителями Пясковским и Городецким, но попечитель учебного округа их запретил, несмотря на ходатайство учителей в Министерство народного просвещения (Отчет…, 1911: 9-10). Большую помощь оказала А.В. Баташева, именно на ее средства был снят дом на ул. Старо-Дворянской, и 15 августа 1910 г. общежитие было открыто. Заведующей общежитием была назначена Е.Ф. Гоппе, ответственным за воспитательную работу – В.Ф. Андреев: безвозмездную помощь детям оказывали доктор М.А. Щеглов и зубной врач А.Н. Момперовская (Отчет …, 1911: 9-10).

Большую роль в деятельности Общества в 1911–1912 гг. сыграл земский деятель Михаил Михайлович Голицын. Так как содержание общежития требовало значительных расходов, размер которых превышал сумму членских взносов и возможной благотворительной помощи, он предложил разместить сумму 1500 руб. из средств земства в банк под 8 % годовых. Несмотря на огромную занятость в Епифанском уезде, Михаил Михайлович не смог отказать Обществу, предложившему ему стать председателем. В своих воспоминаниях он скромно отмечал: «По совести говоря, моя работа в нем (в Обществе) выразилась лишь в том, что я два раза в год председательствовал в его правлении и затем, где мог, собирал в его пользу пожертвования, за меня там работали некоторые из тульских педагогов – помню среди них симпатичных старушек Литкенс, затем учителей Голосова и Дампеля…» (Голицын, 2007: 404). Именно благодаря его деятельности удалось не только увеличить размер материальной помощи учителям, но и «устроить для детей в общежитии каток, организовать оркестр, а также регулярно проводить чтения с демонстрацией “световых картин” и литературно-музыкальные вечера … директор театра организовал для детей, проживавших в общежитии, бесплатное посещение дневных спектаклей» (Отчет…, 1911: 8).

Интересным примером частной коллективной благотворительности была деятельность Тульского общества вспомоществования учащимся высших учебных заведений города Москвы. В фонде Тульской городской управы (Ф. 174) среди документов от 21 февраля 1915 г. сохранилась печатная брошюра (ГАТО. Ф 174. Оп. 1. Ед. хр. 660. Т. 12. Д. 38257. Л. 63а-63д). Учредителями Общества были Федор Алексеевич Тюнин, Иван Николаевич Кудринский, Рафаил Иванович Артемов, Сергей Никитич Палладин, Елизавета Алексеевна Батурина. Членами Общества могли быть «лица обоего пола»; Общество состояло из почетных членов, тех, кто сделал значительный взнос, и действительных членов, прослушавших курс или окончивших высшие учебные заведения или учащихся в них, а также «соревнователей» (скорее всего, претендентов на вступление). Размер взносов составлял для действительных членов – 5 руб., для рядовых членов – 1 руб. Общество имело статус юридического лица (определением Московского Городского по делам об обществах Присутствия от 26 января 1915 г., Устав Тульского общества вспомоществования учащимся в высших учебных заведениях города Москвы был зарегистрирован) и действовало только в пределах Москвы и Тульской губернии с целью «оказывать вспомоществование учащимся в высших учебных заведениях гор. Москвы без различия пола и вероисповедания, обучавшихся в средних учебных заведениях Тульской губернии или живущих в пределах Тульской губернии. Для достижения этой цели Общество а) вносит плату за обучение своих членов; б) выделяет членам пособия единовременные и периодические в виде краткосрочных и долгосрочных беспроцентных ссуд; в) приискивает для своих членов занятия, могущие доставить им средства для жизни; г) учреждает стипендии для своих членов в высших учебных заведениях». Средства Общества формировались за счет взносов, пожертвований, возвратных ссуд, процентов с капитала, иных доходов, с принадлежащих Обществу имуществ и предприятий. Для «усиления средств» Общество имело право устраивать литературные, музыкальные, семейные вечера, публичные лекции, концерты, выставки, спектакли, балы; издавать книги и периодические издания, а также устраивать курсы и другие занятия для сторонних лиц с целью обеспечить занятиями своих неимущих членов (ГАТО. Ф. 174. Оп. 1. Ед. хр. 660. Т. 12. Д. 38257. Л. 63а-63д). К сожалению, мы пока не располагаем полными сведениями о деятельности Общества, но сам факт его создания и начало деятельности, безусловно, заслуживают внимания. Следует отметить, что подобные формы поддержки земляков, получавших высшее образование в Москве и Санкт-Петербурге, действовали и в Западной Сибири в форме выплаты специальных стипендий (Клиницкий, 2015: 52).

Таким образом, архивные материалы показывают высокую степень общественной активности представителей различных сословий в деле развития образования в Тульской губернии, готовность к сотрудничеству состоятельных членов общества с органами местного самоуправления и государством. Солидарность на основе понимания ценности образования и воспитания подрастающего поколения, постоянный поиск новых эффективных социальных практик – все это способствовало постепенному развитию образованности и свидетельствовало о росте гражданского сознания.

 

[1] Далее – ГАТО.

Список литературы

Источники

Голицын, М.М. Мои воспоминания (1873–1917). М.: Русский мир: Жизнь и мысль, 2007. 768 с.

Государственный архив Тульской области. Ф. 174. Оп. 1. Т. 12.

Отчет о деятельности Попечительства о недостаточных воспитанницах Тульского Епархиального женского училища за время от 21 апреля 1896 г. до 11 июня 1897 г. / второй год существования Попечительства. Тула, 1897. 7 с.

Отчет о деятельности Тульского общества вспомоществования учащим и учившим за 1910 г. Тула, 1911. 88 с.

Отчет Тульского общества взаимного вспомоществования учащим и учившим с 1 января 1911 г. по 23 августа 1912 г. Тула, 1912. 67 с.

Положение начального народного образования в Тульской губернии в 1913 г. Краткий обзор. Тула, 1915. 115 с.

Устав Тульского общества вспомоществования учащимся в высших учебных заведениях гор. Москва. М.: Скоропечатня «Техник», 1915. 8 с.

 

Литература

Антонова, Ю.В. Учительство Тульской губернии на рубеже XIX–XX вв. Дис. … канд. ист. наук. Тула, 2016. 252 с.

Бойко, В.П. Благотворительность западносибирского купечества в сфере народного образования в XIX веке // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия «Гуманитарные науки» (спецвыпуск). 2000. Вып. 4 (20). С. 56-60.

Днепров, Э.Д. Российское образование в XIX – начале XX века: В 2 т. Т. 1. Политическая история российского образования. М.: Мариос, 2011. 648 с.

Золотницкая, В.С. Становление и развитие благотворительности в системе отечественного образования: на примере Нижегородской губернии XIX – начала XX века. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2009. 27 с.

Клиницкий, А.И. Именные стипендии как форма благотворительности в развитии средней школы Западной Сибири XIX – начала XX вв. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1 (6). Т. 4. С. 50-53.

Маслова, И.В. Вклад купечества в систему народного образования Российской империи XIX – начала ХХ в.: на примере благотворительной деятельности купечества Вятской губернии // International Journal of Russian Studies. 2013. No. 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ijors.net/issue2_2_2013/articles/maslova.html (дата обращения: 30.06.2022).

Помелова, Е.В. Благотворительность в сфере образования во второй половине XIX – начале XX века (на примере Вятской губернии) // Вестник Вятского государственного университета. 2010. № 3-3. С. 117-126.

Радченко, В.А. Благотворительность как средство развития отечественного образования в середине XIX – начале XX в. Дис. … канд. пед. наук. Владикавказ, 2015. 197 с.

Рашин, А.Г. Население России за 100 лет (1813–1913). Статистические очерки / под ред. акад. С.Г. Струмилина. М.: Государственное статистическое издание, 1956 [Электронный ресурс]. URL: https://istmat.org/node/70 (дата обращения: 29.06.2022).

Слугина, Н.В. Дореволюционная благотворительность в области образования и просвещения в Тульской губернии: региональные особенности // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 1-2. С. 358-367.

Якубсон, Е.В. Благотворительность в Московской и Тульской губерниях во второй половине XIX – начале XX вв. Дис. … канд. ист. наук. Тула, 2011. 205 с.