16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2023-9-1-0-15

А.Ф. Кони в русской философии права (некоторые размышления о книге А.Я. Кодинцева, Д.В. Рыбина и Н.Н. Штыковой «Гуманитарные исследования Анатолия Федоровича Кони», СПб.: Нестор-История, 2022)

Aннотация

В статье актуализуются междисциплинарные аспекты русской философии права, представленные во вновь изданной монографии А.Я. Кодинцева, Д.В. Рыбина и Н.Н. Штыковой, посвященной гуманитарным аспектам наследия А.Ф. Кони. Показывается, что в монографии впервые в современной истории философии права комплексно представлено творческое наследие выдающегося русского правоведа Анатолия Фёдоровича Кони; комментируется структура и содержание важнейших частей монографии. Обосновывается вклад А.Ф. Кони в этико-философскую разработку проблем русского правоведения. Анализ вновь изданной книги позволяет, как полагают авторы статьи, наметить перспективы контекстуализации дальнейших исследований трудов А.Ф. Кони, герменевтической реконструкции его архива, в котором содержатся свидетельства об этико-философских, психологических и иных практических философских основаниях профессиональных и литературно-творческих инициатив российского юриста и мыслителя.


Когда человеку, кем бы он ни был, пусть даже самым отъявленным злодеем (если только он вообще привык к применению разума), приводят примеры честности в намерениях, твердости в следовании добрым максимам, сочувствия и всеобщего благоволения (и к тому же связанных с отказом от многих выгод и удобств), то он не может не желать, чтобы [и сам] он был настроен поступать таким же образом.

И. Кант. Основы метафизики нравственности

 

Вновь опубликованная обзорная монография является уникальным изданием, в котором впервые в современной истории философии права комплексно представлено творческое наследие выдающегося русского правоведа Анатолия Фёдоровича Кони (1844–1927). Являясь практикующим юристом, А.Ф. Кони никогда не действовал и не мыслил исключительно в рамках уже состоявшихся разборов событий преступлений; его правовое мышление было интенсивно гуманитарным (особенно сосредоточенным на нравственных аспектах правового поведения человека, или, иначе, его этической определённости). Яркий оратор, ученый и публицист, чей охват интересов удивлял его современников и продолжает удивлять исследователей сегодня, Кони был прежде всего судьей редчайшего «понимающего» склада, умел мыслить различными нравственными кругозорами в строгой перспективе государственного законодательства. Взяв за нравственную основу необходимость личного примера для окружающих, он постоянно самосовершенствовался, пытаясь донести свое понимание практической философии (и прежде всего философии права) словом и делом, чему всячески способствовала деятельность на государственных должностях и широкая известность в судебной практике, что позволяло транслировать собственные идеи широкой аудитории, высказываясь и предлагая реформы различных аспектов общественной жизни. Именно поэтому весьма затруднительны сугубо дисциплинарные исследования трудов, жизни и деятельности А.Ф. Кони. Монография петербургского авторского коллектива[1] выполняет важную миссию по целостной (междисциплинарной) актуализации творческого наследия А.Ф. Кони.

Авторы книги прежде всего (и весьма успешно, на наш взгляд) решают непростую задачу: внести некоторую упорядочивающую ясность во все многообразие трудов А.Ф. Кони. В качестве основных структурных элементов систематической монографии предлагаются следующие: Гуманизм А.Ф. Кони (вместо введения); Раздел I. Историография и источниковедение трудов А.Ф. Кони; Раздел II. Этика. Деонтология. Философия права; Раздел III. Участие А.Ф. Кони в разрешении социально-психологических проблем общества; Раздел IV. Судебная экспертиза в трудах А.Ф. Кони; Раздел V. История. Этнография. Религиоведение в трудах А.Ф. Кони; Раздел VI. Уголовное право; Раздел VII. Уголовный процесс; Заключение; Приложения. Тем самым уточняется общий строй мышления А.Ф. Кони, гуманистический в его основании, и при этом отличающийся антропологической, социальной и профессиональной корректностью. Выбор этой структуры вполне оправдан содержательностью монографического труда.

Вводная часть монографии посвящена обзорной характеристике общественной и правовой деятельности Кони как гуманиста своей эпохи; при этом здесь нет поспешного проектного, идейно-обособляющего понимания гуманизма А.Ф. Кони. Такое понимание, по мысли авторов книги, едва ли возможно (Кодинцев, Рыбин, Штыкова, 2022: 5). Кони мыслил историческими идеями и контекстами, а не создавал их; поэтому в монографии предлагаются наброски касательно общих философских и историко-правовых предпосылок гуманизма А.Ф. Кони. Авторы предлагают представлять гуманизм Кони как открытый проект, принципиально далекий от доктринальной завершенности и ярко историчный в своих проявлениях.

В первом разделе авторами представлены результаты колоссальной работы с архивными материалами А.Ф. Кони (основная работа проводилась в архивах: ГАРФ, РО ИРЛИ, РО ИРЛИ РАН, РГИА, ЦГИА; авторами изучено 86 архивных единиц различных материалов, часть документов оцифрованы и представлены в приложении к монографии, опубликованные впервые); был использован хронологический метод, который позволил выявить и систематически уточнить «волны» исследовательского интереса к трудам классика русского права. Тем самым, яснее стал виден масштаб лакун, которые современным исследователям его творчества и, шире, отечественной истории философии права предстоит устранять.

Второй раздел посвящен одной из самых значимых, но до сих пор остававшихся в исследовательской тени областей познавательного опыта А.Ф. Кони – его этике и деонтологии. А.Ф. Кони был нравственно ангажированным мыслителем; тем не менее, как показывают авторы монографии, научной общественности известны лишь несколько его трудов, в которых отчетливым образом дают о себе знать этические умонастроения российского судебного деятеля. Между тем, существует ряд трудов этико-ориентированного характера, которые не опубликованы и хранятся в архивах. Обращая внимание на общедоступные, уже опубликованные работы А.Ф. Кони, авторы уточняют смысловой состав архивных материалов, способствующих целостной реконструкции этико-философских его воззрений. Не может идти речи о воссоздании того, чего не было, концептуально автономной этики А.Ф. Кони (Кодинцев, Рыбин, Штыкова, 2022: 65). Однако авторы обращают внимание на высокий уровень этико-философской осведомленности А.Ф. Кони, описывая тот круг мыслителей и философов, работами которых был увлечен мыслитель. Среди «собеседников» выделяются И. Кант, Б. Спиноза Ж-Ж. Руссо, И. Фихте, Г. Спенсер и др. Несмотря на то, что этические идеи А.Ф. Кони чаще всего рассматриваются в контексте юриспруденции, авторы монографии достаточно подробно описали вклад А.Ф. Кони в этические основы медицины или врачебную этику. В деятельности врача А.Ф, Кони усматривал начала истинного человеколюбия, сильный нравственно-ориентированный потенциал.

Помимо этого, рассматриваются основы этики общественного устройства, литературной этики. Огромной утратой авторы признают не сохранившуюся в полной мере этику личного поведения А.Ф. Кони. Саму этику А.Ф. Кони авторы монографии характеризуют как практическую. Авторы рассматривают и описывают этические труды Кони, не упуская, в том числе, и лишь фрагментарно сохранившихся источников. Этические мотивы пронизывают большинство рассуждений и идей А.Ф. Кони, их исследование помогает в наиболее полной мере реконструировать наследие и вклад Кони в русскую философию права. Однако, несмотря на то, что монография носит обзорно-систематический характер, в некоторых аспектах хотелось бы видеть более глубокий анализ этико-ориентированных работ А.Ф. Кони с содержательной точки зрения, приведение цитат из архивных, неопубликованных материалов и их «встраивание» в общую картину этических воззрений мыслителя, установление их взаимосвязей с историческим этико-философским контекстом.

В третьем и четвертом разделах рассматриваются вопросы психологии и психиатрии. Как показывают авторы монографии, для Анатолия Фёдоровича интересны, прежде всего, практические аспекты этих двух наук и их использование при разрешении конкретных социальных ситуаций. С другой стороны, довольно убедительно показывается, что размышления над теми или иными проблемами общественной жизни часто приводят Кони к идее о связи психологии права и нравственности, что наводит на некоторые интеллектуальные параллели с другим выдающимся современником – создателем психологической школы права Львом Иосифовичем Петражицким (1867-1931), чьи идеи имели большое влияние в отечественной и зарубежной юриспруденции того времени (он считал что юриспруденцию нельзя рассматривать вне психо-социального контекста, внутри которого формируются нравственные и правовые нормы, которые необходимо изучать в том числе и методами научной социологии (Петражицкий, 2000: 597)). Не случайно авторским коллективом упоминается большое количество различных социологических данных, прямо или косвенно собранных и проанализированных А.Ф. Кони в его многочисленных докладах, посвященных, в частности, проблемам пьянства, суицидов и проституции в Российской империи, что подтверждает большой интерес Кони к социологической методологии – в попытках выяснить внешние и внутренние причины упадка нравов, которые (как и в случае Петражицкого) понимаются как обусловленные социальными нормами. Впрочем, в отличие от Льва Иосифовича, практические установки Кони склоняют его видеть в психологизме лишь инструмент для юридической практики, нежели основание для выстраивания некоей общей теории права.

Примечателен пятый раздел книги, в котором предстает и анализируется одна из самых неизученных сторон творческой биографии юриста – как инициативного социального антрополога, знатока архетипических форм городской культуры. Публикуемые авторами архивные материалы позволяют узнать о его опытах исследований религиозных феноменов городской жизни, что оказывается неожиданно близко концептуальным размышлениям о «городах и духовной жизни» немецкого философа и социолога, младшего современника Кони, Георга Зиммеля (1858-1918) (Зиммель, 2018: 1) и вполне перекликается с тем интересом к городу, который давал себя знать в новоевропейской интеллектуальной культуре, от трудов А. Смита до антропологически подробных романов О. де Бальзака, В. Гюго, Ч. Диккенса, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Э. Золя, или этнографических наблюдений В.А. Гиляровского, символизаций А. Белого и др. Для А.Ф. Кони, как выясняется, «город есть состояние многогранное» (Кодинцев, Рыбин, Штыкова, 2022: 264), требующее некоторого целостного, междисциплинарного подхода; и в монографии намечаются эпистемологические контуры такого новаторского антропологического холизма А.Ф. Кони. В этом же разделе показывается также новаторство Кони по отношению к вопросу о старообрядчестве – в контексте существовавшей правоприменительной практики, установки которой тогда были достаточно консервативны. Правовая оценка действий старообрядцев предполагала их отнесение к представителям христианских сект, что, по мысли Кони, является помехой для объективной оценки доказательств в судебном процессе, и, во всяком случае, нуждается в более детальном понимании социально-религиозных смыслов старого обряда.

При обстоятельном анализе религиозной жизни общества для ученого становится все более очевидной ситуация глубокого духовно-нравственного кризиса, ярким представителем которого он считает графа Л.Н. Толстого и его учение. Безусловным достоинством книги А.Я. Кодинцева, Д.В. Рыбина и Н.Н. Штыковой является публикация рукописи А.Ф. Кони «Нравственная сила православия и свобода совести», где содержится подробная сравнительная социально-антропологическая характеристика русской православной традиции (в соотношении с католичеством и другими христианскими конфессиями). Указывая на долгую историческую вовлеченность православного духовенства в различные социальные аспекты русской действительности, А.Ф. Кони тревожится насчет затемнения базовых нравственных ориентиров православного христианства массовым чиноисполнительством и обезличиванием, омассовлением религиозного чувства православных христиан. Православие, по убеждению А.Ф. Кони, может иметь успех в борьбе против «нравственного бессилия» (Кодинцев, Рыбин, Штыкова, 2022: 266) общества, если будет отброшено лицемерие, нравственная безмятежность и беспечность немалого числа пастырей в общении со своей духовной паствой. Для этого необходима, в числе прочего, и реформа по улучшению духовного образования, которая позволит крепче усвоить и адаптировать незыблемые вероучительные начала православия к современному состоянию общественной жизни, избыть догматически корректным образом распространившееся профанное понимание Православия как надличностной или государственной религии. Тесная связь с государственными институтами играет двоякую роль для церкви: с одной стороны, церковь укреплена авторитетом власти, с другой же – глубокая интеграция в государственный механизм принятия решений мешает ей гибко реагировать на изменения в религиозной жизни народа.

Несмотря на то, что уголовное право и процесс играли огромную роль в юридической карьере А.Ф. Кони, его значительный профессиональный вклад и известность, приобретенную в ходе работы на различных должностях, имеющих отношение к уголовно-правовой сфере деятельности, многие материалы, накопившиеся за годы его службы, оказались на грани забвения. Отмечая этот парадокс, авторы монографии вполне основательно намечают перспективы его разрешения. В разделах пятом и шестом монографии систематически уточняются основные направления деятельности выдающегося юриста и его практически разносторонний, глубокий интерес к различным вопросам уголовных правоотношений на всем протяжении его профессиональной жизни – от университетской скамьи до активного участия в реформировании законодательной базы. Большой заслугой монографии является систематический анализ множества идей и интересов Кони, которые формировались у него в контексте работы прокурором, судьей и законодателем, что во многом предопределило тематику его работ и, собственно, служебный интерес ко многим областям знаний, «трансцендентальным» понятиям философии права.

На протяжении всей книги А.Я. Кодинцев, Д.В. Рыбин и Н.Н. Штыкова показывают и обосновывают тесную взаимосвязь между исследованиями Александром Федоровичем проблем нравственности, психологии, психиатрии и уголовно-процессуальной областью, где высокие познавательные смыслы приходят в некоторое напряженное отношение с реальностью, жизненной практикой. Все это, по мысли А.Ф. Кони, ведет к периодической переориентации принципов уголовного судопроизводства между двумя крайностями, выражающимися либо в слишком поспешном принятии новых юридических категорий, например, в судебно-психиатрической экспертизе (Кодинцев, Рыбин, Штыкова, 2022: 121-122), либо в угнетении человека «безжизненными уголовными формулами» (Кони, 2000: 192) без оглядки на изменения общественной жизни. Как практикующий судья, А.Ф. Кони тонко чувствовал изменения, которые необходимо внести в правоприменительную практику судов уголовной системы; прекрасно понимая остроту этой темы для широкой общественности, он предпочел выступать с инициативами реформ «сверху», чем дожидаться стихийных изменений «снизу». В монографии широко представлен спектр инициатив, с которыми выступал А.Ф. Кони, предлагая внести изменения в действующее уголовное законодательство.

Книга, только что увидевшая свет, является, без сомнения, значительным событием для современной истории русского права. И дело не только в том, что введен в научный оборот значительный массив архивных материалов, большая часть которых становится впервые доступна для широкой публики. Обладавший обширными познаниями, энциклопедически обстоятельным и философски активным складом ума, А.Ф. Кони во многом предвосхитил те герменевтические направления научно-философского поиска, которые только еще развиваются в современной философии права, юридической антропологии и юридической герменевтике. Дар понимания и ответственного судебного красноречия, которым блистал А.Ф. Кони в своих выступлениях, все более обнаруживает свою герменевтико-диалогическую обоснованность. Продуктивный интеллектуальный диалог, который вел А.Ф. Кони со многими выдающимися современниками (попутно выполняя важную задачу нравственно-правового просвещения), никоим образом нельзя назвать познавательно поверхностным или тривиальным. На наш взгляд, выход в свет монографии, нацеленной на целостное, гуманитарное понимание наследия А.Ф. Кони, в равной степени окажется полезным как для систематической (и давно уже назревшей) разработки глубинных оснований правового мышления Александра Фёдоровича, так и станет вкладом в разработку новых, актуальных методологий в области истории философии права.

 

[1] Кодинцев Александр Яковлевич, доктор юридических наук и кандидат исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (ВГУЮ) (до мая 2015 года – Российская правовая академия (РПА) Минюста России); Рыбин Данил Вячеславович, кандидат исторических наук, директор Санкт-Петербургского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России), доцент кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России); Штыкова Наталья Николаевна, кандидат юридических наук, доцент, директор колледжа Санкт-Петербургского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России).

Список литературы

Источники

Кодинцев, А.Я., Рыбин, Д.В., Штыкова, Н.Н. Гуманитарные исследования Анатолия Фёдоровича Кони: монография / науч. ред. А.Я. Кодинцев. СПб.: Нестор-История, 2022. 336 с.

 

Литература

Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь / пер. с нем. М.: Strelka Press, 2018. 112 с.

Кони, А.Ф. Избранные труды и речи / сост.: Потапчук И.В. Тула: Автограф, 2000. 640 c.

Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб.: Изд-во «Лань», 2000. 608 с.