16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2023-9-1-0-18

Особенности функционирования СМИ в Республике Мали

Aннотация

Общество с целью обеспечения эффективности функционирования всех своих сфер нуждается в конституционной поддержке и правовом сопровождении деятельности средств массовой информации, что объясняет особую значимость национальной коммуникационной политики. Конституционные положения о средствах массовой информации являются основополагающим законодательным актом, который дает медиаиндустрии право на сбор, обработку и распространение информации, а также на свободу выражения мнения (как личного, авторского, так и общественного). Каждая страна проводит свою политику по отношению к средствам массовой информации. В статье изложены результаты анализа конституционных положений, ориентированных на поддержку СМИ, в Республике Мали. Наблюдения над функционированием медиасферы Республики Мали свидетельствуют о необходимости в создавшихся в стране сложных политических условиях формирования правовых основ деятельности средств массовой информации, в особенности в пункте права на сбор, обработку и распространение информации, а также на выражение мнений.


Введение

Для экономического роста, индустриализации, политических перемен в обществе, его культурной динамики и модернизации всех сфер жизни и деятельности, для повышения уровня урбанизации необходимы не только технологии, но и свободный обмен информацией, надлежащим образом выстроенные социальные коммуникации (Ekpo, 2017: 27). Другими словами, для того чтобы общество динамично развивалось в перспективе формулируемых им социальных, политических и культурных проектов, необходим как непрерывный и целенаправленный поток информации от разных социальных субъектов, от всех участников процесса социального развития, от политических лидеров и правительства, от всех субъектов общества, так и доступные всем СМИ, обеспечивающие развернутый публичный диалог с использованием всех возможных в конкретных условиях форматов связи. Как заметил И.И. Засурский, «подлинная задача СМИ, в осознании которой кроется потенциал самостоятельной роли прессы и журналистов, описывать картину реальности, благодаря которой у людей появляется возможность принимать сознательные решения» (Засурский, 1999: 34).

Различные цели на разных уровнях национальной жизни могут быть достигнуты только путем целенаправленного и последовательного использования возможностей средств массовой информации. В большинстве стран Африки важность СМИ сегодня не может быть осмыслена вне того, как они использовались в качестве одного из основных инструментов получения этими странами независимости и освобождения от колониальных держав. Для того, чтобы средства массовой информации могли эффективно функционировать ради достижения общей цели, необходимо конституционное и политическое регулирование их деятельности.

Конституция является высшим законом, который устанавливает правила и основные принципы функционирования государства, всех его структур и учреждений, включая СМИ. Это еще раз подчеркивает важность выверенной, соответствующей актуальным задачам национальной коммуникационной политики (Вартанова, 2001; Короченский, 2003; Ложко, Яковлев, 2013; Полонский, 2009; Сако, 2022; Abebe, 2019; Daniel, 2020; Momoh, 2021), основная цель которой заключается в том, чтобы определить, каким образом и на каких принципах СМИ могут быть использованы для достижения ускоренного развития общества и успешного решения стоящих перед ним все усложняющихся задач. Целью данного исследования является анализ обеспечения в Республике Мали права средств массовой информации на сбор, обработку и распространение информации. Предмет исследования правовые и конституционные гарантии развития СМИ в Республике Мали.

В основе исследования лежит теория СМИ Д. МакКуэйла, в соответствии с которой СМИ рассматриваются как обязательный участник общественных отношений, нацеленный на то, чтобы служить потребностям общества и своей аудитории (McQuail, 2020). Использованный в исследовании описательный метод позволил систематизировать и последовательно представить полученный материал. Исследование построено на основе осмысления информации, полученной в результате изучения как публикаций в СМИ, так и вторичных источников (статистических и аналитических материалов, посвященных различным аспектам деятельности СМИ).

В качестве эмпирического материала исследования выступают СМИ Республики Мали. В фокусе аналитико-исследовательского внимания находится также текст Конституции Республики Мали (Конституция, 2021: 615-640) и текст закона «Режим СМИ и правонарушение в СМИ» от 7 июля 2000 г. (https://www.rwi.uzh.ch/dam/jcr:00000000-0c04-fd04-0000-00002a968c2f/loi-00-046-an-rm-regime-de-la-presse-et-delit-de-presse.pdf), согласно которому правом на собственность в сфере медиа обладают только граждане Мали.

Основная часть

Для обеспечения эффективного функционирования всех сфер общества, для формулирования и озвучивания общественных запросов, для обеспечения надлежащего диалогового взаимодействия всех социальных субъектов средства массовой информации должны выполнять функцию надежного посредника между обществом и властью, а также выступать в качестве субъекта общественного (гражданского) контроля (Вартанова 2009; Позднякова, 2018; Лучин 2006). Доступ к информации, как и «способность ее анализировать и принимать решение» (Марков, 2000: 44), является важнейшим элементом демократического общества. При этом СМИ, как и все социальные субъекты, несут ответственность перед законом за дезинформацию (Ekpo, 2017: 30).

Реальная ситуация такова, что значительное количество средств массовой информации ориентировано на бизнес, на получение прибыли (Вартанова 2012; Демина 2010) и находится в руках лиц, которые зачастую владеют не только одним средством массовой информации и не только в одной стране. Так, например, медиахолдинг австралийского магната Руперта Мердока «The News Corporation» включает десятки СМИ в разных странах мира (Крикунова 2012: 103).

Федерация Мали получила независимость от Франции 20 июня 1960 г. После выхода Сенегала из Федерации в августе 1960 г. она обрела статус Независимой Республики Мали. День 22 сентября 1960 г. стал Днем независимости. Первая Малийская Конституция была отменена 6 декабря 1968 г. после военного переворота и заменена новым основным законом. Новая Конституция была принята на основе проведенного в стране референдума в 1974 г. и просуществовала до 1991 г., до свержения Муссы Траоре в результате государственного переворота. Разработанная в августе 1991 г. новая Конституция была одобрена на референдуме 12 января 1992 года 98 процентами голосов.

Как отмечает в своем исследовании А. Абебе, появление средств массовой информации в Мали восходит к колониальным временам, когда французские поселенцы использовали прессу в качестве инструмента пропаганды для распространения сообщений в поддержку своего господства (Abebe, 2019: 89). В период между обретением независимости и военным переворотом (1960-1968 гг.) было несколько попыток создания печатных изданий. После переворота многие СМИ либо закрылись, либо перешли под контроль армии. С многопартийными демократическими выборами 1991 г. и либерализацией рынка средств массовой информации в 1992 г. ландшафт радикально изменился благодаря появлению новых изданий и созданию частных радиостанций по всей стране.

В этот период СМИ акцентированно идентифицировали себя с разными политическими партиями. Эта новая динамика способствовала созданию новых законов о СМИ и формулированию этического кодекса. В 2002 г. появились частные телеканалы, первоначально вне политико-административного регулирования, до момента создания HAC («Haute Autorité de la Communication»), высшего органа по управлению коммуникациями. По состоянию на 2019 г. в стране разрешено вещание около десяти станций.

Как отмечает Б. Комбо, по данным за 2020 г. Мали занимает 108-е место (из 180 стран) в Мировом индексе свободы прессы, составленном организацией «Репортеры без границ» (RSF) (Kombo, 2020: 756). По данным Национальной комиссии по правам человека (CNDH) и международных правозащитных организаций, гражданские и политические права в Мали в целом соблюдаются. Медийная среда также считается одной из самых либеральных в регионе. Это принесло стране репутацию ориентира свободы прессы и информации в Западной Африке. Тем не менее после событий 2012 г., которые ввергли страну в общий кризис, затронувший безопасность, политику, экономику и т. д., малийская пресса в целом пережила трудные времена, особенно в ее северных и центральных регионах, где сохраняется социальная и политическая напряженность и некоторым корреспондентам поступали различного рода угрозы. Эта ситуация повлияла на малийские СМИ, в частности, в аспекте увеличения как интереса населения к новостям, так и финансовых ресурсов, генерируемых этими СМИ. В результате во всех слоях общества и социально-профессиональных секторах значительно расширилось медиапредпринимательство и медиапотребление (Ewelukwa, 2020: 50).

Помимо государственной газеты «Essor», другие издания либо принадлежат политическим или религиозным лидерам, либо подконтрольны тем или иным политическим организациям и партиям. Все они активно вовлечены в политическую и религиозную сферы, в частности, для поддержки и продвижения определенных взглядов и лежащих в их основе систем ценностей. Некоторые радиостанции транслируют программы, которые дают слушателям возможность высказать свое мнение о конфликтных или судебных ситуациях. Например, в программе «Большой диалог» на радиостанции «Studio Tamani», которую называют «голосом разума» и «надежным источником диалога» (Informer pour comprendre, dialoguer pour s’entendre. 2016. - https://www.swisspeace.ch/apropos/informer-pour-comprendre-dialoguer-pour-sentendre/?lang=fr), обсуждаются острые проблемы конкретного региона, при этом представители разных сторон аргументированно отстаивают свои позиции.

Кризис 2012 г. и последовавшая за ним экономическая нестабильность делают СМИ все более в политическом отношении влиятельными, однако и более разделенными, чем когда-либо. До конфликта самоцензура и политическое влияние сосуществовали с законами, благоприятными для деятельности СМИ, поддерживая их имидж «четвертой власти» (Короченский, 2003; Полонский, 2017; Сафарян, 2008). Затем были введены законы, которые расширили возможности использования национального бюджета для государственной рекламы, а также изменили налоги, взимаемые со средств массовой информации. Вооруженные группы следят за всей печатной и радиовещательной информацией. Они не используют активно печатные СМИ в качестве канала связи, однако часто отправляют «предупредительные» голосовые сообщения на некоторые радиостанции (Daniel, 2020: 11).

Помимо политического влияния на СМИ, на качество информации влияют и другие факторы, такие как низкая квалификация журналистов, как правило, низкая заработная плата и отсутствие гарантий занятости и коллективных договоров. Кроме того, не хватает подготовленных специалистов среди журналистов, продюсеров и аниматоров. Большая часть рабочей силы освоила профессию на местах, после обучения в университете, а некоторые даже не имеет академического образования.

Финансовая нестабильность сектора СМИ связана с отсутствием доходов как от рекламы, так и от подписки. Это означает, что СМИ не могут выплатить зарплату, что, безусловно, оказывает влияние на производственный и редакционный аспект изданий, которые обязаны разрабатывать контент в соответствии с «заказом» того, кто предлагает им необходимые финансовые средства.

В малийских СМИ также достаточно сильна самоцензура по социальным, политическим и культурным причинам, не говоря уже о проблемах, связанных с гарантиями занятости и физической неприкосновенностью. Заметим, что политические структуры используют зависимость СМИ в своих интересах.

Весь сектор СМИ Республики Мали сегодня развивается неустойчиво, даже несмотря на то, что приход демократии и развитие информационных и коммуникационных технологий произвел революцию в аудиовизуальных средствах массовой информации.

Малийские СМИ испытывают трудности, связанные с отсутствием необходимого уровня профессионализма и финансовой нестабильностью, что угрожает их независимости. СМИ выживают благодаря вмешательству государства, которое предоставляет им ежегодные субсидии. Высшая аттестационная комиссия (ВАК) является контролирующим органом, осуществляющим мониторинг и регулирование средств массовой информации. Это участие государства в организации функционирования сферы СМИ приветствуется теми, кто считает выдачу лицензий беспристрастной или считает, что государственные СМИ поглощают подписки, от которых мог бы выиграть частный сектор.

Волна либерализации в Мали быстро увеличила сферу СМИ, привлекая большое количество людей, которые стали журналистами без какой-либо подготовки. Менее десяти процентов активных журналистов являются выпускниками факультетов журналистики, что имеет очевидные последствия для качества их работы. Несмотря на существование этического кодекса с 1991 г., лишь немногие журналисты соблюдают профессиональные стандарты. Обработка информации, которую они предоставляют, зачастую носит случайный характер. Нередким является факт распространения недостоверной, непроверенной информации. Некоторые средства массовой информации используются для «личных» целей со стороны политиков, стремящихся занять должности в администрации, или со стороны оппозиции для критики правящей партии. Тем не менее, есть достаточное количество примеров деятельности журналистов, которые прилагают усилия для продвижения качественной журналистики.

По данным «Annuaire Media Mali» за 2019 г., подготовленным «Forum de la Presse» и «Maison de la Presse», в Мали издается 227 газет, из которых 10 – ежедневных, 192 еженедельных, 13 выходят один раз в две недели, 12 портовых газет. Ежедневная газета «L'Indépendant», еженедельная газета «Sphinx» и правительственная ежедневная газета «Essor» являются самыми популярными (https://medialandscapes.org/country/mali/media/print), хотя они распространяются только в столице Бамако. В некоторых регионах они доступны лишь по подписке.

В Мали, чтобы работать в качестве журналиста, необходимо получить лицензию Комиссии по пресс-картам, причем каждый член комиссии, который не может быть младше 18 лет, должен поставить свою подпись на удостоверении личности журналиста. Статьи 7 и 9 Конституции Республики Мали требуют, чтобы все СМИ были зарегистрированы в суде первой инстанции.

Сегодня влияние прессы в значительной степени ограничено из-за низкого уровня грамотности, при этом интеллектуалы и политические лидеры являются единственными категориями, привыкшими к регулярному чтению. Кроме того, безбарьерная доступность онлайн-информации изменила способ медиапотребления малийцев, заставив читателей отказаться от платной печатной прессы. Информации в Интернете достаточно, поэтому пользователи находят бесплатные новостные сайты, которые они могут читать в соответствии со своими интересами и возможностями. Однако доверие к онлайн-СМИ, по нашему наблюдению, у аудиторий невысокое, что обусловлено отсутствием в некоторых редакциях практики обработки информации в погоне за сенсационными или экстренными новостями. Нередко можно прочитать противоречащие друг другу версии одних и тех же новостей по темам, связанным с политическими, религиозными или художественными деятелями.

В Конституции Республики Мали (Конституция, 2021: 615-640) свобода выражения мнений гарантируется разделом 1 и охватывает права и обязанности человека. Статья 4 гласит: каждый человек имеет право на свободу мысли, совести, религии, вероисповедания, убеждений, их выражения и на деятельность в соответствии с законом. В то время как статья 7 признает и гарантирует свободу средств массовой информации, право на доступ к информации не упоминается. Свобода прессы ограничивается условиями, которые определяются законом «Режим СМИ и правонарушение в СМИ» от 7 июля 2000 г. (https://www.rwi.uzh.ch/dam/jcr:00000000-0c04-fd04-0000-00002a968c2f/loi-00-046-an-rm-regime-de-la-presse-et-delit-de-presse.pdf). Он учитывает международное право, а также национальную политику в области средств массовой информации. Закон также наделяет суды полномочиями оценивать конституционность законодательства о средствах массовой информации без права отвечать на присоединение к двум международным соглашениям, касающимся средств массовой информации, а именно к Международной конвенции о гражданских и политических правах от 23 марта 1976 г. (https://www.ohchr.org/fr/instruments-mechanisms/instruments/international-covenant-civil-and-political-rights) и к Африканской хартии прав человека и народа 1983 г. (Charte africaine des droits del’homme et des peuplesrapport. URL: https://www.achpr.org/public/Document/file/French/sierra_leone_state_report_fr.pdf)

Существуют меры или возможности для административных санкций по отношению к журналистам и средствам массовой информации, если их деятельность противоречит законам. Министерство территориального управления уполномочено запрещать любые СМИ, которые оно рассматривает как угрозу национальному единству, однако существуют критерии для таких запретов. Что касается телевизионных станций, то министр связи и министерство внутренних дел совместно несут ответственность за выдачу разрешений на лицензирование вещания. Такое решение должно быть принято в течение пятнадцати дней с даты подачи заявления. Невозможность ответить на заявление в течение 15 дней приравнивается к одобрению лицензии, которая возобновляется через три года, что отражено в статье 7 Конституции Мали.

В 2000 г. были приняты законы о том, кто имеет право владеть средством массовой информации в Мали. Такое право закон предоставил только гражданам Мали (статья 11 Закона «Режим СМИ и правонарушение в СМИ» от 7 июля 2000 г.). Кроме того, любая публикация за пределами страны упоминается как иностранная, поэтому только малийцам может быть предоставлена лицензия на управление частными радио- и телевизионными станциями. Закон также создает основу для государственного субсидирования СМИ и определяет, что правительство обязано помогать медиаиндустриям, которые способствуют реализации права на информацию.

Проведенное нами исследование показывает, что в Мали существуют правовые и конституционные гарантии средств массовой информации. Статья 7 Конституции Мали признает и гарантирует свободу средств массовой информации, которые включают в себя как печатные средства массовой информации, так и радио, телевидение и Интернет.

Заключение

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что функционирование СМИ в Мали гарантируется Конституцией и регулируется национальным законодательством. При этом гражданам и социальным субъектам гарантируется равный доступ к средствам массовой информации. Конституция учитывает как международные законы, так и законы государства. Суд имеет право выносить решения по любому конституционному закону, касающемуся средств массовой информации.

Уважение верховенства права путем предоставления средствам массовой информации подлинной свободы выражения мнений при наличии ответственности перед обществом ведет не только к подлинно демократическому обществу, но и к экономическому развитию страны. Эффективное функционирование СМИ как «четвертой власти» является условием поступательного развития Республики Мали.

Список литературы

Вартанова, Е.Л. Коммуникационная политика России: нужен решительный шаг // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2001. № 1. С. 58-73.

Вартанова, Е.Л. Медиаиндустрии в Европе: современные вызовы // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2012. № 5. C. 12-35.

Вартанова, Е.Л. СМИ и журналистика в пространстве постиндустриального общества // Медиаскоп. 2009. № 2. С. 15-24.

Демина, И.Н. Трансформация медиасистемы: взаимовлияние экономики и журналистики // Известия Байкальского государственного университета. 2010. № 5. С. 183-187.

Засурский, И.И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. 272 с.

Конституция Республики Мали // Конституции государств Африки и Океании / А.С. Автономов, А.М. Белялова, Н.М. Касаткина и др. Т. 4. М.: Изд. дом «Юриспруденция», 2021. С. 615-640.

Короченский, А.П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов н/Д. Изд-во Ростов. ун-та, 2003. 283 с.

Крикунова, В.В. Мировые СМИ – инструмент политического влияния // Обозреватель – Observer. 2012. № 4. С. 101–107.

Ложко, В.В., Яковлев, И.П. Социально-экономическая миссия региональных средств массовой информации // Проблемы современной экономики. 2013. № 4 (48). С. 272-276.

Лучин, В.О. Конституционный строй России: основные политико-правовые характеристики // Право и политика. 2006. № 10. С. 27–31.

Марков, Б В. Демократия и Интернет // Информационное общество. 2000. № 6. С. 43-47.

Позднякова, Е.М. Роль средств массовой информации в осуществлении гражданского контроля // Миссия конфессий. 2018. Т. 7. № 4(31). С. 421-429.

Полонский, А.В. Человек и культура в эпоху современных масс-медиа // Инновационные технологии в кооперативном образовании как фактор развития экономики: Мат-лы междун. науч.-практ. конф.: в 7 частях, Белгород, 22–24 апреля 2009 г. Часть 2. Белгород: Кооперативное образование, 2009. С. 163-167.

Полонский, А.В. Медиареальность: что мы можем сказать о ней сегодня? // Медиалингвистика: Мат-лы II Междун. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 02–06 июля 2017 г. / отв. ред. А.А. Малышев. Вып. 6. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2017. С. 329-331.

Сако, Б. Гражданское общество и его влияние на СМИ Мали и Гвинеи (Конакри) в 2010-2021 годы // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93). С. 416-419.

Сафарян, А.В. СМИ как «четвертая власть» и институт социализации // Власть. 2008. № 5. С. 62-65.

Abebe, A.K. Taming regressive constitutional amendments: The African Court as a continental (super) Constitutional Court // International Journal of Constitutional Law. 2019. Vol. 17. No. 1. Pp. 89-117.

Daniel, P.U. Closing the gap between time and space in news dissemination in Radio-Rivers and rivers state television: an analysis of the new media potentials. An Unpublished thesis submitted to the department of English and Communication, Faculty of Humanities, Ignatius Ajuru University of Education. 2020. 402 p.

Ekpo, C.E. Interest, diffidence, rigidity and the challenge of constitutional chance – The Nigerian experience // Legal Aid Oyo Journal of Legal Issues. 2017. Vol. 1. No. 1. Pp. 27–34.

Ewelukwa, B.N. Introduction to Nigerian press law: law and ethics of communication. Onitsha: Varsity Publishing. 2004. 402 p.

Kombo, B.K. A missed opportunity? Derogation and the African Court case of APDF and IHRDA v Mali // African Human Rights Law Journal. 2020. Vol. 20. No. 2. Pp. 756-776.

McQuail, D. Mass communication theory: 6th ed. Los Angeles: Sege Publication. 2020. 566 p.

Momoh, P.T. Codes of conduct from Nigerian journalists appraising the old and the new. In R. A. Akinfeleye & I. E. Okoye (eds). Issues in Nigerian media history: 1900–2000. AD. Pp. 141–152.