16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2023-9-2-0-9

К вопросу о содержательно-жанровой классификации аниме и манги

Aннотация

Аниме и манга как феномены массовой культуры приобретают глобальный характер, при этом вопрос жанровой классификации данного типа анимации и литературы в сравнении с исследованием других аспектов массовой и гик-культуры в сети Интернет разработан недостаточно. Отечественные исследования, посвященные данной проблеме, в настоящее время практически отсутствуют, хотя фрагментарно с разной степенью профессионализма вопросы жанровых характеристик аниме затрагиваются в интернет-энциклопедиях, обсуждаются на сайтах и любительских форумах, посвященных аниме-культуре. В работе на основе функционального и структурно-содержательного своеобразия аниме и манги предлагается неоднолинейная классификация их жанров с учетом субжанровых модификаций и тенденции к жанровой гибридизации. Предлагаемая классификация может служить инструментом жанровой идентификации в качестве исходной точки как для систематизации эмпирического материала, так и для содержательно-семиотической интерпретации этих произведений. Детально разработанная жанровая классификация важна и в прагматическом аспекте, поскольку более четкая жанровая и субжанровая рубрикация аниме и манги обеспечивает более точный выбор произведений целевой аудиторией в соответствии с ее ожиданиями, что востребовано сегодня и пользователями новых медиа, и коллекционерами печатных изданий.


В настоящее время субкультура аниме, включающая в себя увлечения просмотром самого аниме, чтением манги (японских двухцветных комиксов, издаваемых томами, включающими несколько глав) и ранобэ (разновидности современной японской развлекательной литературы в духе light novel – небольшого романа), а также косплей (копирование образа и поведения понравившегося персонажа), участие в фестивалях, посвященных тематике аниме и др., сформировавшаяся в свое время в Японии, приобрела глобальный характер и является весьма востребованным и активно развивающимся сегментом массовой культуры. Аниме и манга, на основе которой чаще всего и создают аниме, обладают узнаваемым визуальным стилем, что в первую очередь и выделяет их среди других видов мультипликации. В аниме представлены различные типы анимации, вследствие чего «весьма разнообразен и формат выхода аниме, включая как полнометражные мультфильмы, продолжительность которых может достигать двух и более часов, так и многосерийные телевизионные сериалы» (Понаморёва, 2015: 1299).

Наличие каких-либо устойчивых разновидностей и форм в рамках того или иного направления, вида художественной деятельности, массовой культуры, медийных практик и т. д. неизбежно подводит к вопросу об их внутренних системных связях и, соответственно, к вопросу о типологизации и, далее, о жанровых разновидностях.

Признание дискуссионного характера общей теории жанров, при том что она развивается достаточно долго и опирается на мощный фундамент, заложенный М.М. Бахтиным, Н.Л. Лейдерманом, Ю.М. Лотманом, А.П. Скафтымовым, В.Б. Шкловским и многими другими, стало уже своего рода общим местом для исследований в этой области, тем не менее основной посыл в определении целей и задач изучения жанровых систем является довольно устойчивым. Так, М.А. Мясникова в обзоре сложившихся подходов к пониманию функций жанра как со стороны исследователей, так и со стороны аудитории подчеркивает, что «смысл жанровой структуры <…> состоит в образной модели мира» (Мясникова, 2009: 251), и, ссылаясь на Н. Гея, понимает его как «художественную формулу мира» (Мясникова, 2009: 252).

В сравнении с российскими и западными мультфильмами, где, за редкими исключениями, истории рассчитаны на детей, а возрастные рейтинги естественным образом ограничивают жанровое разнообразие, у создателей аниме и манги (манхв, маньхуа) нет таких жестких ограничений. Сегодня аниме и манга представлены широким спектром тем и жанров, среди которых наиболее заметны такие как драма, романтика, ужасы, триллер, детектив и др. (Олешкевич, 2021: 285).

Следует отметить, что аниме-культура обладает весьма обширным жанровым потенциалом, значительно превосходящим список жанров, популярных у массовой аудитории. Так, например, существуют не только распространенные в странах Запада и США, но и более специфические, узконаправленные жанры, которые определяются не только лейтмотивом и модальностью повествования (романтика, драма, детектив, ужасы и т. д.), но и ориентацией на целевую аудиторию, что с методологической точки зрения предполагает многоаспектный характер их классификации.

Важным исходным положением является то, что жанры массовой литературы, кинематографа и анимации образуются «общностью сюжетных и стилистических признаков» (Черняк, Черняк, 2009: 167). Соответственно, «каждому жанру присущи свои уникальные конвенции, или характеристики», которые «определяют структуру истории, эмоциональную окраску произведения (позитивную или негативную) и кульминационные моменты» (Татаринцев, 2019: 541).

Среди специфических жанров выделяются разновидности, имеющие определенные сюжетные маркеры, свойственные той или иной конкретной разновидности. К примеру, обязательным элементом сюжетно-персонажной структуры могут быть большие пилотируемые роботы или главная героиня обязательно должна обладать магическими способностями, либо жанр однозначно предполагает повествование об определенной модели романтических отношений между персонажами и т. д.

Методологически важным является и положение о том, что «жанровая классификация в аниме аналогична классификации манги, допустимо смешение жанров, которые, так же как и в манге, предполагают соблюдение стилистических и сюжетных рамок» (Леонов, 2015: 18).

Многоаспектное описание жанровой специфики аниме и манги требует выделения определенных линий (аспектов) описания. На основе такого подхода, предполагающего учет как особенностей аудитории, так и структурно-содержательного своеобразия, нами была разработана классификация жанров по таким аспектам, как гендерно-возрастные (по целевой аудитории), по сеттингу (учету времени, места, обстоятельств и свойств реальности, в которой происходит событие тайтла (отдельного произведения, объединенного общим названием, сюжетом, персонажами, сеттингом, коллективом создателей и характерной изобразительной манерой)), по типичным особенностям модели отношений между героями. Обоснованность этих критериев подтверждается их регулярной воспроизводимостью в типичных контекстах и манифестацией при помощи специфических признаков.

Исходя из гендерно-возрастной направленности, произведения аниме и манги относят к одному из пяти жанров: кодомо, сёдзё, сёнэн, дзёсэй, сэйнэн (Кузнецова, Каллиников, 2022: 33)

1. Кодомо (яп. 子供, «ребёнок») – аниме и манга для детей до 12 лет; как правило, в этих произведениях визуальная репрезентация, сюжет и морально-нравственная проблематика упрощены в соответствии с возрастными возможностями аудитории; такие аниме либо не включают сцены насилия, либо подобные сцены носят юмористический характер; характер персонажей, их отнесенность к положительным либо отрицательным манифестируется стилистически, с помощью характерных для той или иной категории персонажей способов отрисовки. Известным примером тайтла в этом жанре служит «Doraemon»[1] Фудзико Фудзио и «Pokémon»[2].

2. Сёдзё (яп. 少女 сё:дзё, «девушка») – жанр аниме и манги для девушек-подростков от 12 до 18 лет. В подобных произведениях главной идеей являются романтические отношения и чувства, прежде всего любовь и дружба. Главное действующее лицо в произведении – молодая девушка, обычно ученица старшей школы. Женские персонажи изображаются с очень большими открытыми глазами, а главные мужские персонажи всегда красивы, благородны. Одними из самых популярных аниме в данном жанре являются «Kami-sama Hagimemashita»[3] («Очень приятно, Бог») Джульетты Судзуки, «Kaichou wa Maid-sama!»[4] («Президент студсовета – горничная!») Хиро Фудзивары.

3. Сёнэн (яп. 少年 сё:нэн, досл. «мальчик, юноша») – жанр аниме и манги, целевой аудиторией которого являются юноши от 12 до 18 лет. Для жанра характерны динамично развивающийся сюжет, обилие юмора, харизматичные главные герои, превозмогающие все препятствия на пути к своей цели. Как правило, главным героем выступает подросток. Сюжет часто строится на том, что у главного героя есть великая цель, к которой он стремится, но на пути к ней возникают препятствия, которые герой должен преодолеть. Характерной чертой жанра является также обилие сцен соревнований, боев и сражений, выявления сильнейших в чем-либо. «Для сёнэна совершенно не характерен тезис «главное не победа, а участие». Более популярна идея «результатом участия может быть только победа». Причем не только победа над собой, но и вполне реальная и материально ощутимая» (Иванов, 2001: 188). Одними из самых известных и ярких примеров этого жанра в странах бывшего СНГ являются «Naruto»[5]Масаси Кисимото, «Jujutsu Kaisen»[6]Гэгэ Акутами, «Chainsaw Man»[7] Тацуки Фудзимото, «One Piece»[8] Эйитиро Оды. Эти работы начали выходить в конце 1990-х – начале 2000-х гг., их новые выпуски продолжаются и в настоящее время.

4. Дзёсэй (яп. 女性 дзёсэй, букв. «женщина») – жанр, рассчитанный на девушек старше 18 лет. Повествование строится на отражении повседневных событий и проблем взрослой жизни. Героини таких аниме и манги уже либо учатся в университете, либо работают и изображаются в потоке будней. В отличие от сёдзё в дзёсее события и сюжет более детализированны, приземленны и реалистичны. Может присутствовать фэнтезийная составляющая, однако в этом случае она будет проявляться не через призму юношеских мечтаний, а через реалистичные события жизни уже сформировавшегося как личность молодого человека. Примерами дзёсея в аниме являются «Koukyuu no Karasu»[9] («Ворона в гареме») Коко Сиракава, «Kuroshio Ai»[10] («Убивающая любовь») автора под псевдонимом Fe.

5. Сэйнэн (яп. 青年, «молодой человек») – жанр, рассчитанный на взрослых мужчин от 18 лет. В отличие от сёнэна, здесь, как и в дзёсее, затрагиваются проблемы взрослых людей. Основное внимание в таких аниме и манге уделяется решению повседневных жизненных проблем, подробностям, раскрывающим характеры героев, их внутренний мир, мировоззрение, а не активным действиям или выраженному противостоянию персонажей. Следует отметить, что тайтлы, выпускаемые в этом жанре, могут повествовать не только о взрослых мужчинах – главными героями могут выступать даже школьники, причем не только юноши, но и девушки, однако сюжет будет более реалистичным, развернутым и проработанным. Встречается манга и с фэнтезийным сюжетом, публикующаяся в сэйнэн-журналах, и созданные на ее основе аниме-тайтлы. Известные примеры манги и аниме этого жанра – «Kimi no na wa»[11] («Твое имя») Макото Синкая, «Vinland Saga»[12] («Сага о Винланде») Юкимуры Макото.

Помимо названных, следует отметить также хентай – жанр, предназначенный исключительно для взрослой аудитории (яп. 変態 илиヘンタ, «извращение») – посвященный сексуальным девиациям, при этом самый многокомпонентный жанр в аниме и манге (Леонов, 2015, 25). Соответственно, основным содержательным признаком жанра выступают эротические или порнографические сцены. Это единственный жанр, публикуемый на специализированных площадках, он запрещен к трансляции по телевидению и выпускается в формате OVA (аббревиатура термина Original Video Animation, обозначающего формат для видеоносителей; OVA используются также и для распространения дополнительных эпизодов аниме-сериалов других жанров). Так же, как и в случае с другими аниме, большинство аниме в жанре хентая создается на основе манги (в данном случае – хентай-манги). Произведениям этого жанра свойственны также более примитивные анимация или графика по сравнению с произведениями для широкой аудитории.

Линия жанров аниме и манги по типу романтических отношений между персонажами опирается на повествование, где отношения строятся между двумя главными героями – мужчиной и женщиной. Охарактеризуем ведущие жанры.

1. Гарем – жанр, в котором персонаж мужского пола оказывается в окружении большого количества девушек. Как правило, повествование строится на том, что среди девушек идет борьба за внимание главного героя. Отношения героинь с главным мужским персонажем могут оставаться дружеским на протяжении всего произведения, но с намеками на возможность их романтического развития. Данный жанр имеет комедийно-романтическую направленность и характеризуется большим разнообразием типажей героев (которых также можно классифицировать по самым ярким чертам характера). В тайтлах этого жанра часто присутствует фансервис (яп. ファンサービス фан са:бису, англ. fan service) – прием, характеризующийся включением в повествование побочных сцен и ракурсов для стимулирования определенного отклика у аудитории, привлечения ее внимания и удержания интереса к произведению за счет двусмысленных намеков в повествовании и поведении героев. Примером аниме и манги в этом жанре является «5-toubun no Hanayome»[13] («5 невест») Нэги Харубой.

2. Реверс-гарем – жанр, отличающийся от жанра гарема только тем, что в нем главенствующая роль принадлежит девушке, за внимание которой борются несколько персонажей-мужчин, типажи которых, как и в гареме, отличаются разнообразием и яркостью характеров. Аниме в этом жанре является «Diabolik lovers»[14] («Дьявольские возлюбленные») от компании Rejet.

3. Юри (яп. 百合, «лилия»), также сёдзё-ай (少女 сёдзё, девушка; 愛 ай, любовь) или GL (яп. ガールズラブ га:рудзу рабу, псевдоангл. Girls Love – «любовь девочек») – жанр, представляющий романтические отношения между двумя девушками. Юри и сёдзе-ай обычно разделяют и считают двумя разными жанрами, где сёдзё-ай – романтические отношения девушек без намеков на откровенные сцены, а юри – жанр с более высоким возрастным рейтингом.

4. Сёнэн-ай (яп. 少年愛 юношеская любовь), также яой (яп. やおい яои) – жанр аниме и манги, схожий с сёдзё-ай, с разницей лишь в том, что посвящен отношениям двух юношей или мужчин. Основные читатели – женщины.

По особенностям сеттинга в аниме и манге выделяются как уже названные, так и иные жанры. Подробнее рассмотрим жанры, относящиеся к данной категории и используемые только в аниме-культуре.

1. Махо-сёдзё (яп. 魔法少女 махо: сё:дзё, «девушка-волшебница») – жанр, сюжетной особенностью которого является главный действующий персонаж – девочка или девушка, изначально обладающая магическими способностями или каким-то сверхъестественным даром либо приобретающая его. Вокруг этого свойства и строится дальнейший сюжет. Классический пример – «Bishoujo Senshi Sailor Moon»[15] («Красавица-воин Сейлор Мун») Наоко Такэути.

2. Исекай (яп. 異世界, «другой мир» или «потусторонний мир») – жанр аниме и манги, ранее относимый к одному из поджанров фэнтези – жанра, описывающего некий созданный авторским воображением мир, при этом подробно прорабатывается момент творения мира, верования и расы (Хоруженко, 2014: 108). Сейчас исекай выделяется поклонниками аниме как самостоятельный жанр, характерной особенностью сюжета в котором является попадание главного героя или нескольких персонажей в другой, как правило, фэнтезийный мир в результате призыва их как спасителей от вселенского зла (часто эту роль выполняет король демонов), или же бог либо боги отправляют героя в другой мир в качестве подарка, утешения, попытки загладить вину за ошибку божества. Или же герои попадают в мир книги, которую они читали, или же в мир пройденной игры и становятся их персонажам. В тайтлах этого жанра могут присутствовать игровые элементы – такие как вызов системного окна с характеристиками предметов и людей, всплывающими перед глазами героев; деление на уровни, классы, профессии и формирование скиллов (умений, навыков, способностей) по принципу MMORPG, то есть чем больше заработанных при определенных действиях или выполнении заданий очков вкладывается в приобретенное умение, тем сильнее оно становится. Часто попадание героя манги или манхвы в другой мир происходит, когда его сбивает грузовая машина, вследствие этого в интернет-сообществах России и других стран распространены мемы, в которых высмеивается этот прием, уже ставший клише, а грузовую машину, сбивающую героев, фанаты принимают как полноценного персонажа и именуют «грузовик-сан» (-сан さん – японский нейтрально-вежливый именной суффикс). Известный пример относительно нового аниме в этом жанре – «Mushoku Tensei: Isekai Ittara Honki Dasu»[16] («Реинкарнация Безработного: История приключений в другом мире») Рифудзина Магонотэ.

3. Этти (яп. エッチ, иногда записывается ромадзи – ecchi) – жанр, ключевой особенностью которого является изображение эротических сцен. Однако подобные сцены не имеют прямолинейного и откровенного характера, используется стилистика недосказанности, завуалированности, намека на подобные сцены и отношения. Основной творческий прием здесь – фансервис.

4. Спокон (яп. スポ根 супокон), сокр. от スポーツ [супо:цу] «спорт» + 根性 [кондзё:] «сила воли»). В произведениях этого жанра основой сюжета являются спортивные достижения, соревнования между командами или отдельными людьми, преодоление трудностей в попытке выиграть. Главные действующие лица – молодые, целеустремленные, талантливые спортсмены. Как правило, данный жанр реализуется в совокупности с элементами жанра сёнэн (редко – сёдзё). Пример: «Kuroko no Basuke»[17](«Баскетбол Куроко») Тадатоси Фудзимаки.

5. Повседневность (англ. Slice of Life, дословно «кусочек жизни») – жанр аниме и манги, работы в котором сосредоточены на, казалось бы, случайном фрагменте потока жизни – обыденной жизни главных героев. Часто основой нарратива становятся школьные или рабочие будни главных героев. В таких тайтлах отсутствует классическая модель развития сюжета: «завязка – развитие с кульминацией – развязка». В историях жанра «повседневность» часто отсутствуют всеобъемлющий конфликт и развязка. В то время как жизнь не лишена конфликтов, конфликт здесь не является движущей силой развития сюжета. Данный жанр практически не встречается в чистом виде. Как правило, аниме и манга Slice of Life включают в себя элементы других жанров, таких как романтика, комедия, сёдзё, дзёсэй, и даже исекай и фэнтези. Примерами аниме и манги в этом жанре являются «Natsume Yuujinchou»[18] («Тетрадь дружбы Нацумэ») Юки Мидорикавы, «Tanaka-kun wa Itsumo Kedaruge»[19] («Вечно вялый Танака-кун») Нодзоми Уда.

6. Меха (яп. メカ мэка, от англ. mechanism – «механизм») – жанр, изначально появившийся в аниме и манге, но постепенно входящий в употребление в кинематографе. Основные атрибуты здесь – огромные боевые человекоподобные роботы, которые могут быть самостоятельными самоуправляемыми боевыми единицами, либо пилотируемыми одним человеком или парой лиц (обычно пару представляют юноша и девушка, выполняющие каждый свою, строго отведенную в управлении роль), экзоскелеты, шагоходы. Часто в сюжете произведений данного жанра присутствуют элементы постапокалипсиса, когда главным героям, использующим технологии будущего и пилотируемых роботов в борьбе с монстрами, вирусами, космической угрозой, необходимо добиться выживания человечества. Одним из наиболее известных примеров аниме в жанре меха выступает «Shin Seiki Evangelion»[20] («Евангелион») мангаки Ëсиюки Садамото и режиссёра Хидэаки Анно.

На сегодняшний день меха выходит за рамки аниме и манги. Современный американский кинематограф использует элементы жанра, а некоторые фильмы являются экранизацией манги или же, будучи оригинальными работами, создаются в этом жанре.

Структурные и содержательные элементы меха использованы в таких известных кинофраншизах, как «Трансформеры»[21]М. Бэя, «Могучие рейнджеры»[22](сериал и ремейк сняты на основе японского сериала), «Тихоокеанский рубеж»[23] Г. дель Торо, а также в фильмах «Аватар»[24] и «Аватар: Путь воды»[25] Дж. Кэмерона, ставших одними из самых кассовых фильмов в истории кино.

В российском кинематографе с недавнего времени также появились работы, в сюжете которых присутствуют элементы меха. Известным фильмом с такими элементами является фильм Ф. Бондарчука «Притяжение»[26].

7. Японский киберпанк. Японский киберпанк является отдельным, самостоятельным жанром: как в фильмах, так и в аниме и манге основной акцент в нем делается не на высоких технологиях или научной концепции, а на индустриальности и сюрреалистичности. Это объясняется тем, что западный киберпанк вдохновлялся научной фантастикой, японский же – андеграундной панк-культурой 1970-х годов. Произведения данного жанра включают множество сцен насилия, агрессивные, избыточные модификации тела (создание киборгов), в них стираются границы между жизнью и смертью, реальностью и виртуальностью, нередко эксплуатируются идеи трансгуманизма, когда человек может полюбить робота, а робот может полюбить человека. Еще одной идеей японского киберпанка является идея постгуманизма, заключающаяся в том, что «сущность» человека не зависит от его материальной или физической формы, а остается неизменной при переносе в другую «оболочку». Персонажи проходят через сложные, чудовищные метаморфозы при модификации тела.

Именно японский киберпанк вдохновил многих зарубежных создателей фильмов не только в Японии, но и на западе. На сегодняшний день имеются американские экранизации аниме и манги в этом жанре, к примеру «Призрак в доспехах»[27] Руперта Сандерса (экранизация одноименных аниме Мамору Осии и манги Масамунэ Сиро[28]), «Алита: боевой ангел»[29] Роберта Родригеса (экранизация аниме Хироси Фукутоми и манги Юкито Кисиро «Gunnm»[30]). Помимо этого, также появился ряд фильмов и сериалов, в которых часть сюжета, лора (информации о мире произведения, его истории, культуры, традициях, особенностях в принципах работы магии и физики в нем) или же визуальная составляющая являются отсылками именно к японскому киберпанку или конкретным аниме. В том же «Бегущем по лезвию[31]» и его сиквеле на фоне города присутствуют характерные для Японии вывески и изображения. Аниме «Призрак в доспехах» 1995 года повлияло на создание всеми известной кинофраншизы «Матрица»[32] сестер Вачовски, включивших ряд элементов из полнометражного аниме в свою работу. К таким элементам следует прежде всего отнести соединительные провода на шее героя для подключения к виртуальному миру и строки зеленого условного машинного кода на черном фоне, хорошо узнаваемые поклонниками фильма.

В настоящее время в аниме и манге диапазон жанров существенно шире, чем в анимационной и кинематографической продукции других стран, что является одной из его особенностей и способствует популяризации этой субкультуры.

Представленные линии жанровой классификации аниме и манги изоморфны и могут допускать гибридизацию жанров, как например, сёнэн и исекай, сэйнэн и меха. В аниме и манге также предполагается соблюдение определенных стилистических и сюжетных рамок: повествование протекает в соответствии с жанровой принадлежностью, что обусловлено изобразительными приемами и стратегией построения сюжета, который должен соответствовать конкретной жанровой форме, являясь, по сути, ее своеобразной манифестацией. Жанровая принадлежность произведения предопределяет и его стилистическую специфику – прежде всего каноны изображения героев, особенности развития сюжета и текстового сопровождения, в частности, наличие или отсутствие иронии, юмора.

Жанровая характеристика произведения имеет и прагматическую ориентацию, поскольку позволяет соотнести ожидания аудитории с предлагаемым содержанием: «Жанр – своего рода подсказка для аудитории. <...> инструмент коммуникации, позволяющий <…> понять смысл <…> послания и даже испытать соответствующие, запланированные автором, чувства, ответить на его эмоциональный призыв» (Мясникова, 2009: 252).

Представленную общую схему системы жанров аниме и манги, предполагающую учет гендерно-возрастных, событийно-нарративных и хронотопических (сеттинговых) критериев, можно рассматривать как «точку входа» для содержательно-семиотического анализа этих единиц, востребованных массовой аудиторией и расширяющих свое присутствие в массовой культуре за счет проникновения в смежные области и оказывающих заметное влияние на интересы и систему ценностей прежде всего подростков и юношества.

 

[1] Аниме «Doraemon» на портале My Anime List: https://myanimelist.net/anime/2471/Doraemon_1979

[2] Аниме «Pokémon» на портале My Anime List: https://myanimelist.net/anime/527/Pokemon?q=Pokemon&cat=anime

[3] Аниме «Kami-sama Hagimemashita» на портале Shikimori: https://shikimori.me/animes/z14713-kamisama-hajimemashita

[4] Аниме «Kaichou wa Maid-sama!» на портале My Anime List: https://myanimelist.net/anime/7054/Kaichou_wa_Maid-sama

[5] Аниме «Naruto» на портале My Anime List: https://myanimelist.net/anime/1735/Naruto__Shippuuden?q=naruto&cat=anime

[6] Аниме «Jujutsu Kaisen» на портале My Anime List: https://myanimelist.net/anime/40748/Jujutsu_Kaisen?q=Jujutsu%20Kaisen&cat=anime

[7] Аниме «Chainsaw Man» на портале My Anime List: https://myanimelist.net/anime/44511/Chainsaw_Man?q=Chainsaw%20Man&cat=anime

[8]Аниме «One Piece» на портале My Anime List: https://myanimelist.net/anime/21/One_Piece

[9] Аниме «Koukyuu no Karasu» на портале My Anime List: https://myanimelist.net/anime/50590/Koukyuu_no_Karasu

[10] Аниме «Kuroshio Ai» на портале Shikimori: https://shikimori.me/animes/44516-koroshi-ai 

[11] Аниме «Kimi no na wa» на портале Shikimori: https://shikimori.me/animes/32281-kimi-no-na-wa

[12] Аниме «Vinland Saga» на портале My Anime List: https://myanimelist.net/anime/37521/Vinland_Saga?q=Vinland%20saga%20&cat=anime

[13] Аниме «5-toubun no Hanayome» на портале My Anime List: https://myanimelist.net/anime/38101/5-toubun_no_Hanayome

[14] Аниме «Diabolik lovers» на портале My Anime List: https://myanimelist.net/anime/17513/Diabolik_Lovers?q=Diabolik%20Lovers&cat=anime

[15] Аниме «Bishoujo Senshi Sailor Moon» на портале My Anime List: https://myanimelist.net/anime/530/Bishoujo_Senshi_Sailor_Moon?q=Bishoujo%20Senshi%20Sailor%20Moon&cat=anime

[16] Аниме «Mushoku Tensei: Isekai Ittara Honki Dasu» на портале My Anime List: https://myanimelist.net/anime/39535/Mushoku_Tensei__Isekai_Ittara_Honki_Dasu?q=Mushoku%20Tensei%3A%20Isekai%20Ittara%20Honki%20Dasu&cat=anime

[17] Аниме «Kuroko no Basuke» на портале My Anime List: https://myanimelist.net/anime/11771/Kuroko_no_Basket?q=Kuroko%20no%20Basuke&cat=anime

[18] Аниме «Natsume Yuujinchou» на портале My Anime List: https://myanimelist.net/anime/4081/Natsume_Yuujinchou?q=Natsume%20Yuujinchou&cat=anime

[19] Аниме «Tanaka-kun wa Itsumo Kedaruge» на портале My Anime List: https://myanimelist.net/anime/32093/Tanaka-kun_wa_Itsumo_Kedaruge?q=«Tanaka-kun%20wa%20Itsumo%20Kedaruge»%20&cat=anime

[20] Аниме «Shin Seiki Evangelion» на портале My Anime List: https://myanimelist.net/anime/30/Neon_Genesis_Evangelion?q=Shin%20Seiki%20Evangelion&cat=anime

[21] «Трансформеры» на Кинопоиск: https://www.kinopoisk.ru/film/81288/

[22] «Могучие рейнджеры» на Кинопоиск: https://www.kinopoisk.ru/film/841627/

[23] «Тихоокеанский рубеж» на Кинопоиск: https://www.kinopoisk.ru/film/546915/

[24] «Аватар» на Кинопоиск: https://www.kinopoisk.ru/film/251733/

[25] «Аватар: Путь воды» на Кинопоиск: https://www.kinopoisk.ru/film/505898/

[26] «Притяжение» на Кинопоиск: https://www.kinopoisk.ru/film/840250/

[27] Фильм «Призрак в доспехах»на Кинопоиск: https://www.kinopoisk.ru/film/843789/

[28] Информация об аниме и манге «Призрак в доспехах» на портале Shikimori: https://shikimori.me/animes/43-koukaku-kidoutai

[29] «Алита: боевой ангел» на Кинопоиск: https://www.kinopoisk.ru/film/88173/

[30] Информация об аниме и манге «Gunnm» на портале Shikimori: https://shikimori.me/animes/1016-gunnm

[31] «Бегущий по лезвию» на Кинопоиск: https://www.kinopoisk.ru/film/403/

[32] «Матрица» на Кинопоиск: https://www.kinopoisk.ru/film/301/

Список литературы

Иванов, Б.А. Введение в японскую анимацию. 2-е изд. М.: Фонд развития кинематографии; РОФ «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры», 2001. 396 с.

Кузнецова, Е.Ю. Каллиников, А.О. Трансформация графики сёнэн манги на основе анализа произведений журнала Weekly Shonen Jump // Искусствознание: теория, история, практика. 2022. № 3 (35). С. 32-38.

Леонов, В.Ю. Проблемы развития манга и аниме в художественной культуре Японии второй половины XX – начала XXI века: Автореферат. дис. … кандидата искусствоведения. М., 2015. 30 с.

Мясникова, М.А. Специфика жанров телевидения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2009. № 1-2. С. 250-260.

Олешкевич, К.И., Шубина, Г.Р. Феномен аниме и манга в современной массовой культуре // Молодой ученый. 2021. № 18 (360). С. 284-287.

Понаморёва, Ю.В. Аниме как отражение японской культурной идентичности // Молодой ученый. 2015. № 9 (89). С. 1298-1300.

Татаринцев, Н.С. Жанры в кинематографе // Молодой ученый. 2019. № 21 (259). С. 541-547.

Хоруженко, Т.И. Путь фэнтези: от жанра к метажанру // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 5 (32). С. 107-111.

Черняк, В.Д., Черняк. М.А. Базовые понятия массовой литературы: учебный словарь-справочник. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. 167 с.