Генезис средневековой русской правовой традиции: историко-культурологический аспект
Проблемы, связанные с формированием средневековой русской правовой традиции и правовой системы, издавна находятся в центре внимания равно как историков, так и правоведов и российских, и зарубежных. За прошедшие десятилетия эта проблема рассматривалась порой с самых неожиданных сторон и под разными углами зрения, однако разрешение ее пока не достигнуто. Даже в таком вопросе, как влияние византийской правовой традиции на русскую, где, казалось бы, консенсус неизбежен, остаются разночтения. Известный российский философ и культуролог В.М. Живов в свое время предложил оригинальную версию особенностей рецепции византийской правовой традиции на Руси и, соответственно, формирования «дочерней» по отношению к византийской русской правовой культуры. Автор статьи, отталкиваясь от предложенной В.М. Живовым схемы, предлагает свое, дополненное в ряде ключевых аспектов и расширенное по сравнению с базовым, видение этой проблемы.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Аверинцев, С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Аверинцев С.С. Другой Рим. СПб.: Амфора, 2005. С. 315-357.
Богословский, М.М. Областная реформа Петра Великого. Провинции 1719-1727. М.: Тип. Московского университета, 1902. 584 с.
Вершинин, К.В. Мерило Праведное в истории древнерусской книжности и права. М.-СПб.: Нестор-История, 2019. 296 с.
Груша, А.И. Кризис доверия? Появление и утверждение правового документа в Великом княжестве Литовском (конец XIV – первая треть XVI в.). М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. 608 с.
Живов, В.М. История русского права как лингвосемиотическая проблема // Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 187-290.
Живов, В.М. Postscriptum // Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 291-305.
Иванов, С.А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина? М.: Языки славянской культуры, 2003. 376 с.
Инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче // Памятники древней письменности и искусства. Т. CLXVIII. 1908. С. 1-55.
Круглый стол: 1000-летие христианизации Руси // Советское славяноведение. 1988. № 6. С. 10-75.
Леви Стросс, К. Неприрученная мысль // Леви-Стросс К. . Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль. М.: Академический проект, 2008. С. 143-501.
Медведев, И.П. Развитие правовой науки // Культура Византии. Вторая половина VII – XII в. М.: Наука, 1989. С. 216-240.
Никольский, Н.К. Ближайшие задачи изучения древне-русской книжности: Сообщение Н. Никольского (Памятники древней письменности и искусства; Т. CХLVII). СПб., 1902. 32 с.
Пиккио, Р. Древнерусская литература. М.: Языки славянской культуры, 2002. 352 с.
Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. СПб.: Алетейя, 2009. 400 с.
Соколов, И.И. О византинизме в церковно-историческом отношении. Избрание патриархов в Византии с середины IX до начала XV века (843–1453 г.). Вселенские судьи в Византии. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. 272 с.
Суриков, И.Е. Письменность и политогенез в античном греческом мире: сравнительный анализ трех разнохарактерных вариантов (Аттика, Крит, Кипр) // Суриков И.Е. Античная Греция: Политогенез, политические и правовые институты (Opuscula selecta II). М.: Изд. дом ЯСК, 2018. С. 64-68.
Суриков, И.Е. Проблемы раннего афинского законодательства. М.: Языки славянской культуры, 2004. 144 с.
Тоффлер, Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004. 781 с.
Франклин, С. Письменность, общество и культура в Древней Руси. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. 552 с.
Burgmann, L. Zwei Sprachen – zwei Rechte. Zu einem Versuch einer linguo-semiotischen Beschreibung der Geschichte des russischen Rechts // Rechts-historischen Journal. 1992. № 11. Рр. 103-122.