Межиндивидуальная природа самости: дополнительность символического интеракционизма к концепции коллективного бессознательного К. Юнга
Проблема выстраивания картины мира тесно связана с формированием человеком собственного образа себя. Вопросы, связанные с определением места человека в мире и пониманием собственной личности, находились в центре философского осмысления с древнейших времен. Варианты ответов на них были предложены также психоанализом и символическим интеракционизмом. В данной статье проведен сравнительный анализ теоретических выкладок некоторых представителей этих двух направлений, так или иначе выявлявших социальную обусловленность индивидуальности. Психоаналитическая традиция представлена в нашем случае архетипическим подходом и концепцией коллективного бессознательного К.Г. Юнга. При изложении парадигмы символического интеракционизма внимание обращено на теории «обобщенного другого» Дж.Г. Мида и «зеркального Я» Ч.Х. Кули. Делается вывод о комплементарности символического интеракционизма и теории коллективного бессознательного. Оба проанализированных подхода содержат в себе идеи о полноценной реализации личностных потенциалов индивида только через включение в социальные связи и установление общения с себе подобными. Такая коммуникация осуществляется коллективно вырабатываемыми символическими средствами. На это прямо указано уже в самом названии символического интеракционизма. Для функционирования коллективного бессознательного символическое наполнение архетипов также играет ключевую роль.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-Пресс-Ц; Кучково поле, 2000. 304 с.
Камю, А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // А. Камю. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство: Сборник. М.: Политиздат, 1990. С. 23-92.
Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 320 с.
Маркс, К. Тезисы о Фейербахе // Онлайн-журнал КПРФ. 2021. [Электронный ресурс] URL: https://www.politpros.com/library/14/24/ (дата обращения: 18.01.2021).
Стоунквист, Э.В. Маргинальный человек // Чикагская социология: Сб. переводов. М.: РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии, 2015. С. 265-299.
Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М.: АСТ, 2006. 571 с.
Хайдеггер, М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.
Юнг, К.Г. Человек и его символы / Юнг К.Г., фон Франц M.-Л., Хендерсон Дж. Л. и др. М.: Медков, С.Б., «Серебряные нити», 2006. 352 с.
Юнг, К.Г. Очерки по психологии бессознательного. М.: Когито-Центр, 2010. 352 с.
Юнг, К.Г. Структура и динамика психического. М.: Когито-Центр, 2008. 480 с.
Acute social isolation evokes midbrain craving responses similar to hunger / Tomova L., Wang K.L., Thompson T., Matthews G.A., Takahashi A., Tye K.M., Saxe R. // Nature Neuroscience. 2020. № 23. P. 1597-1605.
James, W. Psychology. Briefer Course. New York: Henry Holt and Company, 1920. 478 p.
Mead, G.H. Mind Self and Society. Section 20 Play, the Game, and the Generalized Other // Brock University, 2019. [Электронный ресурс] URL: https://brocku.ca/MeadProject/Mead/pubs2/mindself/Mead_1934_20.html (дата обращения: 20.04.2019).