Расколотое сознание героя времени: о диалогичности в романе А. Чулпана «Ночь и день»
Статья посвящена исследованию актуальной проблемы отражения диалогического сознания человека в художественных текстах на примере романа А. Чулпана «Ночь и день». На основе анализа образа главного героя произведения рассмотрено своеобразие диалогических отношений Мирякуба с внешним миром, взаимосвязей между духовной и физической сущностями героя, а также диалогических взаимодействий на глубинном уровне сознания героя. Подчеркнуто, что Мирякуб как герой своего времени является носителем расколотого сознания, в котором Я-активное и Я-рефлектирующее не предстают цельным единством, а состоят из фрагментов, порой болезненно противоречащих друг другу. Так, ущемленное эго героя активирует в нем деятеля, стремящегося исправить несправедливое по отношению к нему стечение обстоятельств, формируя своеобразный кодекс бизнесмена, смеющего попирать законы нравственности, против чего серьезно протестует часть его рефлектирующего сознания, основанного на мусульманских и – шире –общечеловеческих ценностях. Борьба между обоими субъектами сознания героя проявляется на нескольких уровнях диалогических отношений: 1) взаимодействие, не достигающее уровня речи; 2) внутренний монолог/диалог; 3) озвученный монолог. Анализ этих уровней диалогических отношений помог охарактеризовать своеобразие системы диалогичности сознания человека, отраженной в романе «Ночь и день», а также подтвердил, что А. Чулпан далеко опередил своих современников в понимании и решении проблем диалогизма.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Источники
Чулпон, А. Кеча ва кундуз. Тошкент: Шарк, 2000. 288 б.
Литература
Бармин, А.В. Диалогичность как свойство и условие культуры // История науки и техники в современной системе знаний: вторая ежегодная конференция кафедры истории науки и техники, 8 февраля 2012. Екатеринбург: [УМЦ УПИ], 2012. С. 45-50. [Электронный ресурс] URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/39914/1/init_2012_08.pdf (дата обращения: 30.01.2021).
Бахтин, М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
Бубер, М. Проблема человека, 1998. [Электронный ресурс] URL: www.i-text.narod.ru/lib/buber/problem.html (дата обращения: 30.01.2021).
Бубер, М. Я и ты, 1995. [Электронный ресурс] URL: http://www.klex.ru/nvh (дата обращения: 30.01.2021).
Волкова, Т. Философская концепция другого в контексте формирования мультикультурного общества // Вестник МГТУ. 2008. Т. 11. № 1. С. 84-88.
Гордиенко, Е.В. Диалогичность сознания личности: анализ философско-психологических концепций сознания // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 3. С. 238-243.
Даренский, В.Ю. Диалогическая природа человеческого бытия как откровение о человеке // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2015. № 1 (17). С. 18-32.
Касымова, З.А. Концепция мира и человека в призме традиций национальной и мировой литературы. Ташкент: Фан, 2008. 228 с.
Касымова, З.А. Проблема диалогичности человеческого сознания и ее решение в романе Чулпана «Ночь и день» // Чўлпон ижоди ва замонавий адабий жараён: Конференция материаллари 29-30 ноябрь, 2018. Тошкент: “Mashhur-press”, 2018. C. 169-176.
Клецкова, И.М. О некоторых аспектах понимания философии диалога М.М. Бахтина // Философия и социальные науки. 2013. № 3/4. С. 31-35 [Электронный ресурс] URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/91447 (дата обращения: 30.01.2021).
Куронов, Д.Х., Шералиева, М.И. Отражение «двойного сознания» в повести М. Мухаммада Доста «Возвращение в Галатепе» // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2020. Т. 6. № 3. С. 28-36. DOI: 10.18413/2408-932X2020-6-3-0-3.
Лифинцева, Т.П. Философия диалога Мартина Бубера. М.: ИФ РАН, 1999. 133 с.
Мережковский, Д.С. Пушкин. [Электронный ресурс] URL: https://ilibrary.ru/text/1004/p.1/index.html (дата обращения: 30.01.2021).
Паксина, Е.Б. Концепция диалога в работах М. Бахтина и В. Библера // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 (Ч. 2). [Электронный ресурс] URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19949 (дата обращения: 30.01.2021).
Прихода, И.В. Истоки «диалогичности» М. Бахтина: полифонический роман Ф.М. Достоевского // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2011. № 3 (46). С. 235-238.
Тихонова, Е.П. Диалог как универсальный способ развития культуры и всеобщая форма понимания личности // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 327. С. 69-73.
Улыбина, Е.В. Психология обыденного сознания. М.: Смысл, 2001. 263 с.
Чалыкова, Т. Блуждания ума: языковое сознание о ментально-когнитивной деятельности человека // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Linguistica Rossica. 2017. № 12. С. 29-41 [Электронный ресурс] URL: https://czasopisma.uni.lodz.pl/lingrossica/article/view/1486 (дата обращения: 30.01.2021).
Шелер, М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии: Переводы / сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. С. 31-95.
Куронов, Д. Чўлпон насри поэтикаси. Тошкент: Шарқ, 2004. 288 б.