16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2021-7-2-0-7

Расколотое сознание героя времени: о диалогичности в романе А. Чулпана «Ночь и день»

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы отражения диалогического сознания человека в художественных текстах на примере романа А. Чулпана «Ночь и день». На основе анализа образа главного героя произведения рассмотрено своеобразие диалогических отношений Мирякуба с внешним миром, взаимосвязей между духовной и физической сущностями героя, а также диалогических взаимодействий на глубинном уровне сознания героя. Подчеркнуто, что Мирякуб как герой своего времени является носителем расколотого сознания, в котором Я-активное и Я-рефлектирующее не предстают цельным единством, а состоят из фрагментов, порой болезненно противоречащих друг другу. Так, ущемленное эго героя активирует в нем деятеля, стремящегося исправить несправедливое по отношению к нему стечение обстоятельств, формируя своеобразный кодекс бизнесмена, смеющего попирать законы нравственности, против чего серьезно протестует часть его рефлектирующего сознания, основанного на мусульманских и – шире –общечеловеческих ценностях. Борьба между обоими субъектами сознания героя проявляется на нескольких уровнях диалогических отношений: 1) взаимодействие, не достигающее уровня речи; 2) внутренний монолог/диалог; 3) озвученный монолог. Анализ этих уровней диалогических отношений помог охарактеризовать своеобразие системы диалогичности сознания человека, отраженной в романе «Ночь и день», а также подтвердил, что А. Чулпан далеко опередил своих современников в понимании и решении проблем диалогизма.

Количество просмотров: 1005 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 3471
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: