Метамодернистская чувствительность Ольги Молчановой-Пермяковой
Статья посвящена анализу функционирования метамодернизма в современном изобразительном искусстве России. Метамодернизм – новый хронотипологический этап, границы которого были обозначены в работах Тимотеуса Вермюлена и Робина ван ден Аккера. Исследователи метамодернизма определяют его маркеры: реконструкция, неоромантизм, новая искренность, осцилляция, перформатизм и др. Метамодернизм – это «структура чувства», рефлексия существующей реальности, которая транслирует переживания человека в современную эпоху. Художники-метамодернисты отражают индивидуальное или коллективное эмоциональное состояние и переживания в перспективе метамодернистской структуры чувства. Автор статьи предпринимает попытку проанализировать маркеры метамодернизма в современном российском изобразительном искусстве на примере творчества художницы Ольги Молчановой-Пермяковой (Пермь). Материалом для исследования послужили произведения (2015–2020 гг.) и исследовательское интервью с О. Молчановой-Пермяковой. В качестве ключевой методологии автор использует семиотический и формально-стилистический методы для анализа картин художницы. Автор приходит к выводу о том, что через такие маркеры метамодернизма, как осцилляция, неоромантизм и обращение к феномену «новой искренности», художник, основываясь на личном чувственном опыте и личном мифе, создает искренне переживаемую собственную реальность. Основные сюжеты апеллируют к осциллируемым метанарративам: жизнь/смерть и человек/природа. Рассматриваемые произведения искусства полны осцилляции между архетипами, чувственными категориями и ощущениями. Сконструированная реальность Ольги Молчановой-Пермяковой, с одной стороны, является мифической, странной, сентиментальной, но, с другой стороны, знакомой и искренней. Художник обращается к темам страха, скрытых эмоциональных состояний, связи с природой, рождения и смерти – всем тем состояниям, которые переживает каждый человек.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Венкова, А.В. Политики идентификации в искусстве метамодернизма // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. № 32. С. 203-213.
Галат, А.А. Книга друидов: [антология]. СПБ.: ООО «Издательство “Пальмира”»; ООО «Книга по Требованию», 2016. 312 с.
Гингель, А.В. Русское искусство метамодерна // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Омские научные чтения – 2018» / отв. ред. Т.Ф. Ящук. Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2018. С. 611-612.
Керриган, М. Легенды кельтов. Герои и войны. Мифические существа и чудовища / [пер. с англ. Т. Королевой, С. Фомичевой]. Нур-Султан: Фолиант, 2019. 224 с.
Козлов, И. Магия переменчивости: жизнь и картины Ольги Молчановой-Пермяковой // Звезда. 2018. 27 декабря. [Электронный ресурс] URL: www.zvzda.ru/articles/3c5d22bf0014 (дата обращения: 20.12.2020).
Кондрашов, А.П. Кто есть кто в мифологии Древней Греции и Рима. 1738 героев и мифов. М.: РИПОЛ Классик, 2016. 1040 с.
Костина, А.С. Сюрреализм как неотъемлемая часть эпохи метамодернизма // ART-VISUALIS. Формообразование в эпоху полистилизма. Сб. науч. ст. VI Всерос. науч.-практ. конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. Омск: Омский гос. технич. университет, 2019. С. 104-108.
Лазутина, Т.В. Символика цвета в искусстве Древнего Египта // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 273-275.
Макарова, Е. Мастерские пермских художников: Ольга Молчанова-Пермякова и её картины-метафоры // 59.ru [Электронный ресурс] URL: www.59.ru/text/gorod/51415311/ (дата обращения: 20.12.2020).
Пертухин, В.Я. Мифы древней Скандинавии. М.: Астрель, 2010. 464 с.
Подледнов, Д.Д. Понятие «метамодернизм» в искусстве: границы и характеристики феномена // Сборник статей по материалам Региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, учащихся и молодых ученых «Мир науки и искусства». Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2020. С. 278-289.
Суворова, А.А. Вступление // Каталог работ О. Молчановой-Пермяковой, 2019. Пермь: Iq press, 2020. C. 3-5.
Суворова, А.А. Твори «Всякое добро» // Компаньон magazine. 2018. № 6 (115). С. 30-34.
Hutcheon, L. The Politics of Postmodernism. London: Routledge. New York, 2002. 232 p.
Kirby, А. The death of postmodernism and beyond // Philosophy now: A magazine of ideas. London. 2006. Nо. 58. Pр. 34-37.
Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth After Postmodernism / R. Van den Akker, A. Gibbons, T. Vermeulen (eds). Lanham: Rowman & Littlefield, 2017. 494 p.
Potter, G. After Postmodernism: An Introduction to Critical Realism. London: The Athlone Press, 2001. 339 p.
Vermeulen, T., van den Akker, R. Notes on Metamodernism // Journal of Aesthetics & Culture. 2010. Vol. 2. Р. 1-14.