Феномен каденции из Музыкальной шутки, К. 522 («Секстет деревенских музыкантов») в фа мажоре В. А. Моцарта
Сохраняющая свою актуальность до нынешних дней финальная каденция Музыкальной шутки, К. 522 («Секстет деревенских музыкантов») в фа мажоре В.А. Моцарта пленяет своей гармоническо-тональной смелостью и сильным контрастом по отношению к гармонической ткани всей композиции, а также и по отношению к всеобщему классическому музыкальному наследию. В соответствии с самым ее содержанием оригинальный композитор В.А. Моцарт в финальной каденции произведения использует политональный способ музыкального мышления, не подозревая при этом, что он, опередив свое время на два века, практически «раскрыл двери» перед новым видом тональной организации, более характерным для ХХ столетия. Цель настоящей работы – пролить свет на полный контекст политонального концепта упомянутой каденции, разъяснить способ, при помощи которого Моцарт добился этого результата, тем самым предвосхитив в стилистическом отношении ХХ век, хотя бы в виде шутки. Кроме того, еще одна цель работы касается расширения теоретико-аналитического подхода в музыкальной педагогике при помощи таких специфических примеров, как рассматриваемая каденция, которые представляют интерес по причине своего сильного отклонения от стандартных и стереотипных решений индивидуальных стилей, равно как и стилей эпохи.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Бершадская, Т.С. Лекции по гармонии. Л.: Музыка, 1978. 200 с.
Гуляницкая, Н.С. Введение в современную гармонию. М.: Музыка, 1984. 148 с.
Луцкер, П.В., Сусидко, И.П. Моцарт и его время. М.: Классика-XXI, 2008. 623 c.
Милка, А.П. Теоретические основы функциональности в музыке. Л.: Музыка, 1982. 16 с.
Михайлов, М.К. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты. Л.: Музыка, 1990. 283 с.
Паисов, Ю.И. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века. М.: Советский композитор, 1977. 15 с.
Черная, Е.С. Моцарт: Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1966.375 c.
Чичерин, Г.В. Моцарт: исследовательский этюд. Л.: Музыка, 1987. 208 c.
Якушина, И.А. Вселенная Моцарта. Занимательный путеводитель по всем произведениям В.А. Моцарта. СПб.: Музыка, 2005. 237 с.
Atkinson, R. Terrible Counterpoint in Mozart’s “A Musical Joke” (Ein Musikalischer Spass). [Электронныйресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=df3dr3cDOfo&t=462s (дата обращения: 02.04.2019).
Despić, D. Kontrast Tonaliteta. Beograd: Univerzitet umetnosti, 1989.
Despić, D. Harmonija sa harmonskom analizom., Beograd: Zavod za udžbenike i nastavna sredstva, 2002.
Konjović, P. Ličnosti. Zagreb: Izdanje Knjižare Ćelap i Popovac, 1920. 208 s.
Koren-Bergamo, M. Humor kao sredstvo realističkog muzičkog jezika u muzici do XIX veka. Beograd: Fond za izdavačku delatnost Univerziteta umetnosti (objavljen magistarski rad), 1985. 104 s.
Lissa, Z. Estetika glazbe: ogledi, Zagreb: Naprijed, 1977. 280 s.
Mocart, V.A. Pisma otsu. Banja Luka: Glas srpski, 2003.
Palmer, J.K. Form-functional and topical sources of humour in classical instrumental music (unpublished dissertation). Vancouver: The University of British Columbia, 2015. 243 p.
Rozen, Č. Klasični stil – Hajdn, Mocart, Betoven. Beograd: Nolit,1979.
Šuvaković, M. Diskurzivna analiza. Beograd: Orion Art, 2010.
Vučković, V. Izbor eseja. Beograd: Naučna knjiga, 1955. 198 s.
Vuksanović, I. Humor u srpskoj muzitsi 20 veka. Beograd: Fakultet muzičke umetnosti, 2015. 345 s.
Работа выполнена в рамках проекта «Музыкальное наследие юго-восточной Сербии – современное творчество и формирование вкуса», реализуемого Отделом Сербской Академии Науки и Искусства в г. Ниш (О-10-17).