Комплексная тропеическая природа детских умозаключений
В статье рассматриваются случаи совмещения тропеических средств в детской речи. Детские высказывания не только интересны с точки зрения фонетических, грамматических особенностей, но и представляют необычайную ценность в системе лексических средств, в плане употребления средств выразительности. Оригинальность детских высказываний в том, что в разговорной речи употребляются неординарные поэтические образы, тропеический симбиоз, цель которого в онтогенезе речи – донести до взрослого, до собеседника-ребенка мысль, объяснить при помощи металогической речи предмет, явление, процесс и пр. Выразительность в детской речи достигается и при помощи стилистических фигур. В качестве гипотезы настоящей работы выдвигается предположение о том, что детская речь выступает как средство лингвокреативного мышления: речь поэтична, имеет выразительный потенциал; в ней переплетаются, контаминируются тропеические средства. Превалирующая тенденция современности – антропоцентрический подход к процессу получения, функционирования знаний о мире – позволяет рассматривать формирование языковой личности в рамках парадигмы изобразительно-выразительных средств языка, позволяет более точно и эффективно анализировать процесс овладевания когнитивными представлениями о мире, коммуникативной компетенцией.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Голева, Н.М. Сравнение в детской речи (конец XX века): Дис. … канд. филол. наук. Белгород: БелГУ, 1997. 184 с.
Голева, Н.М., Воронкова, Л.С. Формы компаративных конструкций в русском и английском языках // Professional science. Los Gatos, CA, USA. 2016. № 1. С. 137-141.
Леонтьев, А.А. Психофизиологические механизмы речи // Общее языкознание: формы существования, функции, история языка. М.: Наука, 1970. 597 с.
Лепская, Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). М., 1997. 152 с.
Озерова, Е.Г. Сложные слова в детской речи: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Белгород: БелГУ, 1998. 26 с.
Радзиховская, В.К. Об изучении детской речи// Дошкольное воспитание. 1969. № 8. С. 73-77.
Слобин, Д., Грин, Дж. Психолингвистика / под общ. ред. и с предисловием д.ф.н.А.А. Леонтьева. Москва: Просвещение, 1976. 350 с.
Тер-Минасова, С.Г. К проблеме детской речи // Вопросы языкознания. 1969. № 4. С. 107-112.
Харченко, В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения // Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л.: ЛГПИ, 1987. С. 23-34.
Харченко, В.К., Голева, Н.М., Чеботарёва, И.М. Парадоксы детской речи. Опыт словаря. Белгород: Белгор. гос. пед. ун-т, 1995. 148 с.
Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
Чеботарёва, И.М. Олицетворение в детской речи: Дис. … канд. филол. наук. Белгород: БелГУ, 1996. 199 с.
Чуковский, К.И. От двух до пяти. Москва: Детгиз, 1963. 199 с.
Шахнарович, А.М. К проблеме языковой способности (механизма) // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. М.: Наука, 1991. С. 185-220.
Шахнарович, А.М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе // Сорокин, Ю.А., Тарасов, Е.Ф.,Шахнарович, А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Наука, 1979. С. 5-6.
Taine, H. On the acquisition of language by children // Mind. 1876. No 2. P. 285-294.