Феноменология открывает Америку: первые ученики и контакты феноменологии
Цель статьи состоит в определении обстоятельств и закономерностей, обусловивших распространение возникшей в Германии феноменологии на англоязычный мир и, в первую очередь, на США. Был исследован комплекс наиболее ранних документов, раскрывающих данную тему. Результаты проведенной работы таковы: 1) программа «перевода» феноменологической проблематики на язык англоязычной философии отчетливо подразделяется на дипломатические усилия, ведущиеся как в отношении британской, так и собственно северо-американской философии; еще до начала 30-х гг. и начала вынужденной эмиграции ученых из Европы интерес к США и американскому типу организации науки в кругах философов, ассоциированных с феноменологией, достаточно велик (Т. Масарик, М. Шелер, М. Гайгер); 2) зарубежные контакты феноменологии становятся для немецкой феноменологии начала ХХ в. продолжением ее политики укрепления позиций в национальном (немецком) научном сообществе; 3) основу своей стратегии популяризации феноменологии Гуссерль неизменно строит, опираясь на «идеализм» как основной мировоззренчески значимый для него ориентир; 4) в рамках этой работы Гуссерль, при опоре на своих зарубежных учеников, в том числе канадских, делает ставку на фигуры, уже получившие признание у себя на родине (Дж. Ройс); 5) эта стратегия оказывается малоэффективной ввиду мощной оппозиции идеализму, характерной для американской философии под влиянием прагматизма; эта оппозиция существовала с начала ХХ в., градуально возрастая ввиду политических поводов, которые Германия предоставляла в 1914, 1933 и 1939 гг.; 6) помимо этого важного упущения, Гуссерль демонстрирует малую готовность к подобной «зарубежной экспансии» феноменологии: он недостаточно глубоко знаком с проблемами, над которыми работают его американские и британские коллеги; 7) проникновение феноменологии на американскую почву следует рассматривать как результат взаимодействия двух «стратегий»: гуссерлевской и британо-американской; изначально присутствовавшие в этом комплексе внутренние противоречия сказались на последующем понимании феноменологии в США. В исследовании использованы методы историко-философской реконструкции, понятийного анализа, подход с позиций социологии знания.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайлова. М.: Академический Проект, 2009. 489 с.
Гуссерль, Э. Фихтевский идеал человечества. Три лекции / Пер. с нем. В.И. Молчанова // Ежегодник по феноменологической философии. 2009/2010. М.: РГГУ, 2010. С. 366-394.
Bell, W.P. Eine kritische Untersuchung der Erkenntnistheorie Josiah Royces (Husserliana. Dokumente. Bd. V). Dordrecht: Springer, 2018.
Bixler, J.S. German Phenomenology and Its Implications for Religion // The Journal of Religion. 1929. No 9 (4). P. 589-606.
Butler, E.M. The Tyranny of Greece over Germany. Boston: Beacon Press, 1958.
Cho, K.K. Marvin Farber (1901–1980) in memoriam // Phänomenologische Forschungen. 1982. No. 12. P. 145-172.
Dewey, J. German Philosophy and Politics. New York: Henry Holt and Co., 1915
Dewey, J. German Philosophy and Politics, New York: G.P. Putnam’s Sons, 1942.
Edie, J.M. William James and Phenomenology // The Review of Metaphysics. 1970. No. 23 (3). P. 481-526.
Farber, M. Phenomenology and Existence: Toward a Philosophy within Nature. New York: Harper & Row, 1967.
Fink, E. VI. Cartesianische Meditation. I: Die Idee einer Transzendentalen Methodenlehre (Husserliana. Dokumente. Bd. II. Teil 1). Dordrecht: Kluwer, 1988.
Friess, H.L. The Progress of German Philosophy in the Last Hundred Years // The Journal of Philosophy. 1939. No. 27 (15). P. 396-415.
Hocking, W.E. From the early days of the “Logische Untersuchungen” // Edmund Husserl. 1859–1959. The Hague: M. Nijhoff, 1959. P. 1-11.
Husserl, E. Nachwort zu meinen “Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie” // Jahrbuch für Philosophie Und Phänomenologische Forschung. 1930. No. 11. P. 549-570.
Husserl, E. Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge. 2 Aufl. Dordrecht: Kluwer, 1963.
Husserl, E. Syllabus of a Course of Four Lectures on “Phenomenological Method and Phenomenological Philosophy” // Journal of the British Society for Phenomenology. 1970. No. 2. P. 18-23.
Husserl, E. Briefwechsel (Husserliana. Dokumente. Bd. III. Teil 1. Brentano-Schule). Dordrecht: Kluwer, 1994. (a)
Husserl, E. Briefwechsel (Husserliana. Dokumente. Bd. III. Teil 2. Die Münchener Phänomenologen). Dordrecht: Kluwer, 1994. (b)
Husserl, E. Briefwechsel (Husserliana. Dokumente. Bd. III. Teil 3: Die Göttingener Schule). Dordrecht: Kluwer, 1994. (c)
Husserl, E. Briefwechsel (Husserliana. Dokumente. Bd. III. Teil 4: Die Freiburger Schüler). Dordrecht: Kluwer, 1994. (d)
Kraushaar, O.F. Lotze's Influence on the Pragmatism and Practical Philosophy of William James // Journal of the History of Ideas. 1940. No. 4 (1). P. 439-458.
McGill, V.J. Notes on Philosophy in Nazi Germany // Science & Society, 1940. No. 4 (1). P. 12-28.
Metzger, A. Phänomenologie und Metaphysik. Das Problem des Relativismus und seiner Überwindung. 2 Aufl. III (1. Aufl. 1933). Pfullingen, 1966. 373 S.
Metzger, A. Phänomenologie der Revolution. Frühe Schriften., Frankfurt a. M.: Syndikat, 1979.
Schneider, H. Geschichte der amerikanischen Philosophie., Hamburg: Meiner Verl., 1957.
Spicker, S.F. Shadworth Hodgson's Reduction as an Anticipation of Husserl's Phenomenological Psychology // Journal of the British Society for Phenomenology. 1971. Vol. 2. Iss. 2. P. 57-73.
Spiegelberg, H. The Context of the Phenomenological Movement (Phaenomenologica. Vol 80). Dordrecht: Springer, 1981.
Spiegelberg, H. The Phenomenological Movement. 3d Edit. The Hague: Nijhoff, 1994.
Wind, E. Contemporary German Philosophy. II // The Journal of Philosophy. 1925. Vol. 22. No. 19. P. 516–530.