Ментальные основы творения телесных образов в первобытном искусстве
В работе рассмотрены побудительные причины возникновения художественно-творческой деятельности человека в ходе антропогенеза. Объектом исследования стала социальная среда, сформировавшая образы палеоискусства, сначала ментальные, а затем воплощенные в скульптуре и пещерной живописи. Работа предпринята с целью выявить психофизиологические и социальные предпосылки возникновения этих образов. В статье подверглись анализу ментальные основы творчества и сам психофизиологический «механизм» творческого акта. Для выявления социально-исторических предпосылок образотворчества детально рассмотрены этапы становления дуально-родовой организации из первобытного стада. В результате проведенного анализа выявлена причина возникновения полового запрета, в итоге послужившего толчком к возникновению доминантных образов искусства – женщины и зверя. Новым в данной работе является сам подход к изучению этих образов и причин их появления. На основе гипотетического моделирования воссоздана социальная среда первобытного сообщества, в которой на определенном этапе возникает табу. Именно система запретов стала причиной возникновения морали и сознательного творчества. Обуздание звериных инстинктов «будило воображение» и, в конце концов, сублимировалось в образы искусства.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Бородай, Ю.М. Эротика, смерть, табу: трагедия человеческого сознания. М.: Гнозис; Русское феноменологическое общество, 1996. 416 с.
Выготский, Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 573 с.
Выготский, Л.С., Лурия, А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-пресс, 1993. 224 с.
Куценков, П.А. Психология первобытного и традиционного искусства. М.: Прогресс-традиция, 2007. 232 с.
Лободанов, А.П. Семиотика искусства: история и онтология: 2-е издание. М.: Издательство Московского университета, 2013. 680 с.
Марков, А. Эволюция человека. Кн. 1. Обезьяны, кости и гены. М.: АСТ: CORPUS, 2014. 464 с.
Поршнев, Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М.: Мысль, 1974. 487 с.
Постмодернизм: Энциклопедия / сост. и науч. ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. 1040 с.
Семенов, В.А. Первобытное искусство: Каменный век. Бронзовый век. СПб.: Азбука-классика, 2008. 592 с.
Семенов, Ю.И. Как возникло человечество. М.: Издательство «Наука», 1966. 568 с.
Семенов, Ю.И. На заре человеческой истории. М.: Мысль, 1989. 360 с.
Тен, В.В. Диалектические начала антропоэволюции. СПб.: Инсайт, 2011. 147 с.
Тэрнер, В.У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу) // Искусствометрия: методы точных наук и семиотики. Изд. 2-е, доп. М.: Издательство ЛКИ, 2007. 368 с.
Фатыхов, С.Г. Новая археология матриархата. Социокультурный анализ реликтов. Екатеринбург: ЧГКИ, 2009. 252 с.
Фрейд, З. Тотем и табу. М.: Алетейа, 1977. 222 с.
Фрейденберг, О.М. Миф и литература в древности. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. 800 с.
Шер, Я.А, Вишняцкий, Л.Б., Бледнова, Н.С. Происхождение знакового поведения. М.: Научный мир, 2004. 280 с.
Этнологические исследования за рубежом / отв. ред. Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1973. 232 с.
Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1996. 336 с.