«Оцифрована-околдована». Университет в эпоху цифры и ее культурного осмысления
Современная эпоха ознаменована радикальной трансформацией производительных сил общества. Ее основным трендом становится цифровизация многих областей человеческой деятельности. Технологический детерминизм цифровой среды приходит в диссонанс с глубинными процессами культуры и образования. Для миссии университета они нередко играют программирующую роль, порождая при этом существенные проблемы. В том числе, проблемы для таких «единиц культуры», как интеллект и мышление, диалог и взаимодействие, аудитория и дискуссия, автономия, независимость и самостоятельность внутренних норм функционирования, академическая харизма, харизма учителя, элитарность и эгалитарность одновременно, не «подготовка», а «образование» (производство «образованного человека»), трансляция культуры, просвещение, осознание гуманистических ценностей, любовь к своей профессии, понимание ее миссии. В статье анализируются некоторые противоречия, возникающие между «культурными кодами» образования и технологическими инструментами цифровой образовательной среды. Выдвигается гипотеза о доминирующей роли программы как «эгоистичного гена» (Р. Докинз) в наследственной матрице современной культуры. Обосновывается необходимость осознанного строительства отношений между культурой и цифрой.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Абрамов, Р.Н., Груздев, И.А., Терентьев, Е.А., Захарова, У.С., Григорьева, А.В. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора // Университетское управление: практика и анализ. 2020. № 24 (2). С. 59-74.
Афанасьева, В. Пять признаков тяжелой болезни российского образования // Новые известия. 10 апреля 2017 г. [Электронный ресурс] URL: https://newizv.ru/article/general/10-04-2017/vera-afanasieva-pyat-priznakov-tyazheloy-bolezni-rossiyskogo-obrazovaniya-157f7b3b-0f4b-420a-9d2c-3884434c5afd (дата обращения 29.05.21).
Барбер, М., Доннелли, К, Ризви, C. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 152-236.
Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.
Бернхем, Дж. Революция директоров / пер. с англ. Е. Шугаева. Франкфурт-на-Майне: «Посев», 1954. 161 с.
Бодеи, Р. Политика и принцип нереальности // Публичные лекции Полит.ру. 27 апреля 2005 г. [Электронный ресурс]. URL: https://polit.ru/article/2005/04/27/bodei/ (дата обращения 29.05.21)
Бурдьё, П. Социальное пространство: поля и практики. СПб.: Алетейя, 2005. 576 с.
Вахштайн, В. Метафоры и метаморфозы университета // Культиватор. 2012. № 3. С. 20-30.
Гребер, Д. Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда. М.: ООО «Ад Маргинем-Пресс», 2020. 500 с.
Грибовский, М.В., Сорокин, А.Н. Академические свободы и бюрократические узы преподавателя: результаты полевого исследования в университетах Великобритании и Франции // Университетское управление: практика и анализ. 2019. 23 (1-2). С. 60-71
Гринченко, С.Н. Является ли метаэволюция Вселенной запрограммированным и целенаправленным процессом? // Исследовано в России. 2005. Т. 8. С. 164–195. [Электронный журнал] URL: http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2005/017.pdf (дата обращения 10.07.21).
Дим, Р. «Новый менеджериализм» и высшее образование: управление качеством и продуктивностью работы в университетах Великобритании // Вопросы образования. 2004. № 3. С. 44-56.
Докинз, Р. Эгоистичный ген. Москва: АСТ: CORPUS, 2013. 512 с.
Донских, О.А. Дело о компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 36-45.
Иглтон, Т. Медленная смерть университета // Совет ректоров. № 4. 2015. С. 19-26.
Иноземцев, В. План «Крепостные». Как устроена современная сословная Россия // Новая газета. № 73 от 7 июля 2021 г. [Электронный ресурс] URL: https://novayagazeta.ru/articles/2021/07/05/plan-krepostnye (дата обращения 15.07.21).
Кабашов, С.Ю. Бюрократия: теоретические концепции. Уч. пособие. 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2011. 216 с.
Казмин, Н. Нашу систему образования нужно не реформировать, а ликвидировать // Новые известия. 31 января 2018. [Электронный ресурс] URL: https://newizv.ru/comment/nikolay-kazmin/31-01-2018/nashu-sistemu-obrazovaniya-nuzhno-ne-reformirovat-a-likvidirovat (дата обращения 15.07.21).
Кожевникова, М.Н. Менеджеристская парадигма: в управлении образованием, образовательных целях и социально-воспитательных следствиях // Человек и образование. 2019. № 4 (61) С. 183-189.
Колбановский, В.В. Гражданственность и глобальная социология // Социологические исследования. 2010. № 3. C. 112-121.
Кордонский, С.Г. Сословная структура постсоветской России. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2008. 216 с.
Крокинская, О.К. «Люди не мыслят»: Гераклит и когнитивные проблемы культуры // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2020. Т. 6. № 3. С. 52-66.
Крокинская, О.К. В прицеле социальной инженерии – природа человека и общества. [Электронный ресурс] URL: https://www.academia.edu/39709977/ (дата обращения 12.07.21).
Куренной, В. Бастард модерна. О текущем кризисе университета // Неприкосновенный запас. 2011. № 3 (77). С. 103-110.
Лакофф, Дж., Джонсон, М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.
Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. СПБ.: Издательский дом СПбГУ, 2003.
Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров // Ю.М. Лотман. Семиосфера. СПб.: «Искусство-СПб». 2001. С. 150-390.
Луман, Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // СОЦИО-ЛОГОС. Вып. 1. М.: Прогресс, 1991. С. 194-218.
Мамардашвили, М.К. Язык осуществившейся утопии // Необходимость себя. Лекции. Статьи. Философские заметки. М.: Лабиринт, 1996. С. 303-317.
Матурана, У., Варела, Ф. Древо познания: Биологические корни человеческого понимания. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 224 с.
Олейников А. Университет держит оборону. (Обзор англоязычных работ о критическом состоянии современного университета) // «НЛО». 2013. №122. С. 338-348.
Оруэлл, Дж. Джеймс Бёрнем и революция менеджеров // Лев и Единорог. Эссе, статьи, рецензии. М.: Московская школа политических исследований, 2003. С. 362-388.
Ридингс, Б. Университет в руинах. М.: ВШЭ, 2010. 304 с.
Ритцер, Дж. Макдональдизация общества 5. М.: Праксис, 2011. 592 с.
Руллани, Э. Когнитивный капитализм: déjà vu? // Логос. 2007. № 4 (61). С. 64-69.
Суворов Н.С. Средневековые университеты. Изд. 2-е: М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.
Тестилец, Я. Запись Facebook: 9 мая 2021 в 22:51. [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/yakov.testelets/posts/4231419583545081 (дата обращения 29.05.2021)
Тощенко, Ж. К чему ведет нескончаемая оптимизация образования. Когда стандарты и гранты важнее всего // Независимая газета. 27.01.20. [Электронный ресурс] URL: https://www.ng.ru/stsenarii/2020-01-27/9_7778_education.html
Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.
Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге. M.: Высшая школа, 1991. 191 с.
Хофстеде, Г. Модель Хофстеде в контексте: параметры количественной характеристики культур // Язык, коммуникация и социальная среда. 2014. № 12. С. 9-49.
Чик, Г. Единицы культуры // Общественные науки и современность. 2000 № 2. С. 11-122.
Шваб, К. Четвёртая промышленная революция. М.: ЭКСМО, 2019. 208 с.
Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. ТОО ТК «Петрополис», 1998. 432 с.