Дискуссии о методологических основаниях обучения и воспитания в послевоенной советской школе
В статье на основе неопубликованных материалов из архива Российской академии образования осуществляется реконструкция одной из линий дискуссии 1948 года по работе А.Н. Леонтьева «Очерк развития психики», имеющей отношение к вопросам методологии обучения и воспитания в школе, которые сохраняют до сих пор свою актуальность. Показано, как представители деятельностно ориентированной психологии и педагогики (А.Н. Леонтьев и его научная школа, а чуть позже и Э.В. Ильенков) в противостоянии господствующей «учебно-трансляционной» парадигме образования теоретически и эмпирически опровергали положения последней о том, что 1) знания (значения) порождают смыслы и тем самым воспитывают, 2) главное – сформировать правильное мировоззрение (систему знаний), а не культуру мышления. Делается вывод, что, в отличие от указанной парадигмы, названной впоследствии «педагогикой необходимости», «педагогика свободы» А.Н. Леонтьева – Э.В. Ильенкова нацелена на формирование личности в самом узком и точном значении этого слова, а не социального индивида, некритично и часто весьма формально усваивающего ограниченный круг значений (знаний), что может привести к дезинтеграции его сознания при столкновении с реальной жизнью и порождаемыми ею смыслами. В заключение приводятся примеры реализации некоторых принципов «педагогики свободы» в практике обучения и воспитания студентов факультета психологии МГУ в первые годы его существования.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Источники
Научный архив РАО. Ф. 82. Оп. 1. Ед. хр. 102. 1948.
Научный архив РАО. Ф. 82. Оп. 1. Ед. хр. 103. 1948.
Литература
Бабюк, М.И. К вопросу о задачах советской пропаганды в послевоенный период (по архивным документам фонда Л.З. Мехлиса) // Вестник Московского ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2011. № 3. С. 107-113.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
Газман, О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с.
Ильенков, Э., Коровиков, В. Страсти по тезисам о предмете философии (1954–1955) / авт.-сост. Е. Иллеш. М.: Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2016. 272 с.
Ильенков, Э.В. Историзм в психологии // Вопросы философии. 2018. № 4. С. 79-89.
Ильенков, Э.В. Об эстетической природе фантазии. Что там, в Зазеркалье? М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 128 с.
Ильенков, Э.В. Школа должна учить мыслить. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 112 с.
Крутова, И.В., Разбегаева, Л.П. Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания // Преподавание истории в школе. 2016. № 6. С. 10-16.
Леонтьев, А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / Сост., предисл., коммент. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2016. 528 с.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд., стер. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. 352 с.
Леонтьев, А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 228 с.
Леонтьев, А.Н. Очерк развития психики [на правах рукописи]. М.: Военный Педагогический Институт Советской Армии, 1947а. 120 с.
Леонтьев, А.Н. Первая летняя психологическая школа // Психология в вузе. 2004. № 4. С. 109-122 [Электронный ресурс] URL: http://www.psy.msu.ru/science/conference/summer/1967/index.htm (дата обращения: 08.05.2022).
Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Известия АПН РСФСР. Вып. 7. 1947б. М.–Л.: Изд-во АПН РСФСР. С. 3-40.
Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2009. 423 с.
Мареев, С.Н. Из истории советской философии: Лукач – Выготский – Ильенков. М.: Культурная революция, 2008. 448 с.
Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избранные психологические труды / под ред. Е.Д. Божович. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 512 с.
Никонов, А., Панченкова, М. Журнал «Преподавание истории в школе» в 1949–1950 годах // Вопросы истории. 1951. № 4. С. 105-114.
Осин, Е.Н. Категория отчуждения в психологии образования: история и перспективы // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 4. С. 79-88.
Соколова, Е.Е. Диалектика образа и процесса в изготовительной деятельности (предисловие к публикации текста А.И. Розенблюма) // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021а. Т. 7. № 4. С. 43-58.
Соколова, Е.Е. Идеи А.Н. Леонтьева и его школы о поступке как единице анализа личности в их значении для исторической психологии // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии (школа А.Н. Леонтьева) / под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. М.: Смысл, 1999б. С. 80-117.
Соколова, Е.Е. Некоторые моменты дискуссии 1948 г. по книге А.Н. Леонтьева «Очерк развития психики» // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. № 5. С. 109-118.
Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Учебное пособие для высшего профессионального образования. 7-е изд., перераб. М.: Смысл, 2021б. 701 с.
Sokolova, E.E. Psychology “in terms of drama” project: The origins, the essence, the implementation // Russian Studies in Philosophy. 2021. Vol. 59. No. 4. P. 326-337.
Публикация подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках проекта 20-18-00028 «Культурно-историческая психология в архивах ее творцов».