Перспективы естественного интеллекта человека в свете тенденций трансгуманизма
Статья посвящена проблеме ценностного определения феномена трансгуманизма в контексте современных реалий. Феномен трансгуманизма рассмотрен, с одной стороны, как эпистемологический фактор преобразования человека, с другой, как фактор социальных изменений. Первая часть статьи посвящена проблеме определения границы совершенствования естественных когнитивных способностей человека. Показано, что естественная тренировка когнитивных способностей остается в рамках человеческой природы, не затрагивая и не изменяя ее, тогда как в трансгуманизме заложен смысл преодоления и трансформации природы человека с помощью цифровых имплантов или генетически. Во второй части работы, посвященной социальным последствиям идей трансгуманизма, особо подчеркивается роль образования в значении греческой пайдейи (παιδεία), от качества и направленности которого зависит реализация любого макросоциального проекта. Излагается авторская концепция связи трансгуманизма как идеологической установки с социальными изменениями и перекраиванием всего общественного ландшафта, от изменений форм межличностного общения до смены общественного мироустройства в целом.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Алексеева, И.Ю., Аршинов, В.А., Чеклецов, В.В. «Технолюди» против «постлюдей»: НБИКС-революция и будущее человека // Вопросы философии. 2013. № 3. С. 12-21.
Арендт, Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме / пер. с англ. Кастальского, С., Рудницкой, Н. М.: Европа, 2008. 424 с.
Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты / Степин, В.С. и др.; отв. ред. Акчурин, И.А.; Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 383 с.
Гаспарян, Д.Э. Таинство естественной семантики: трансцендентальное измерение смысла и проблема искусственного интеллекта // Вопросы философии. 2017. № 4. С. 81-94.
Иванова, А.Ю., Малышкина, М.В. Психологические проблемы общения и деятельности поколения цифровых технологий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 7 (149). С. 221-228.
Йейтс, Ф. Искусство памяти. СПб.: Университетская книга, 1997. 480 с.
Кувшинов, С.В. Homo sapiens vs homo digital // Народное образование. 2013. № 8. С. 132-136.
Курцвейл, Р. Эволюция разума. Как расширение возможностей нашего разума позволит решить многие мировые проблемы. М.: Эксмо, 2015. 349 с.
Кутырев, В.А. От образования к о-программированию или как достичь передового уровня деградации человека. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://vstanzaveru.ru/v-a-kutyirev-ot-obrazovaniya-k-o-programmirovaniyu-ili-kak-dostich-peredovogo-urovnya-degradatsii-cheloveka/ (дата обращения: 18.03.2022).
Лекторский, В.А. Возможны ли науки о человеке // Вопросы философии. 2015. № 5. С. 3-15.
Мареева, Е.В. От искусственного интеллекта к искусственной душе // Вопросы философии. 2014. № 1. С. 171-177.
Маркова, Л.А. На подступах к трансгуманизму // Эпистемология и философия науки. 2016. № 1. Т. XLVII. С. 170-187.
Маслова, А.В. Фундаментальность понимания на пути к новой антропологии // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». 2021. № 2 (38). С. 49-61.
Ницше, Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. 830 с.
Потапов, А.С. Технологическая сингулярность в контексте теории метасистемных переходов // Компьютерные инструменты в образовании. 2017. № 6. С. 12-24.
Психология памяти / под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998. 813 с.
Фершт, В.М., Латкин, А.П., Иванова, В.Н. Современные подходы в использовании искусственного интеллекта в медицине // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2020. Т. 12. № 1. С. 121-130.
Хайдеггер, М. Ницше: В 2 т. Т. 2 / пер. с нем. Шурбелев А.П. СПб: Владимир Даль, 2007. 464 с.
Хоружий, С.С. Проблема постчеловека, или Трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки. 2008. № 2. С. 10-31.
Четверикова, О.Н. Цифровизация – финальный этап ликвидации российской школы // Regnum. 1 июня 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/polit/2639995.html (дата обращения: 10.03.2022).
Шваб, К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2016. 138 с.
Щелкунов, М.Д, Миронов, В.В, Кирабаев, Н.С., Гребенникова, В.М., Никитина, Н.И. Философия и проблемы современного образования: Материалы обсуждения // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 19-33.
Эпштейн, М.Н. Будущее гуманитарных наук. Техногуманизм, креаторика, эротология, электронная филология и другие науки XXI века. М.: Группа Компаний «РИПОЛ классик» / «Панглосс», 2019. 239 c.
Schmidhuber, J. Formal Theory of Creativity, Fun, and Intrinsic Motivation (1990–2010) // IEE Transactions on Autonomous Mental Development, 2010. Vol. 2. Iss. 3. Р. 230-247.