Протеизм в кинематографическом портрете женщины-философа
В статье на материале художественного кинематографа анализируется образ женщины-философа, созданный современной культурой. Выявление набора характеристик, принадлежащих женщине-философу в коллективных представлениях, которые транслируются в кинокартинах, позволяет осуществить двойное исследовательское видение: 1) анализ культурной эпохи, которой принадлежала героиня байопика; конкретной философской концепции, созданной ею; 2) диагностика культуры, создавшей кинематографический портрет женщины-философа. Авторы статьи высказывают гипотезу протеистического характера как философских концепций, так и личностных особенностей женщин-мыслителей. Протеизм (перманентная изменяемость, текучесть, незаконченность, неопределенность, принципиальная невыразимость) обнаруживается кинохудожниками в качестве основной характеристики женщины-философа. Протеизм, совпадая с чертами постсовременности как таковой, делает женщину-философа притягательным типом известного человека, героя байопика. Авторы делают вывод о том, что, выбирая для изображения женщин-философов, кино вскрывает еще одну свою функцию – футурологическую – и прогнозирует развитие культуры.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Бодрийяр, Ж. Соблазн / пер. с фр. А. Гараджи. М.: Ad Marginem, 2000. 317 с.
Волкова, П.С., Кочубей, И.В. История одного заблуждения: “Sеnеcio” Пауля Клее // Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2019. № 7. С. 8-20.
Гуревич, П.С., Спирова, Э.М. Сладострастие и любомудрие (о сердечных тайнах Жана-Поля Сартра и Симоны де Бовуар) // Философская антропология. 2016. Т. 2. № 2. С. 167-206.
Дильтей, В. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 1. Введение в науки о духе / под ред. А.В. Михайлова и Н.С. Плотникова; пер. с нем. под ред. B.C. Малахова М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. 762 с.
Жукова, Т.А., Федоренкова, О.Ю. Духовная опера А. Рубинштейна и рок-опера Л. Уэббера: единство и раздельность // Жукова, Т.А., Федоренкова, О.Ю. Библейские мотивы в отечественной и зарубежной массовой музыкальной культуре второй половины XX века. Краснодар: Магарин О.Г., 2018. С. 37-48.
Кибальник, С.А. «Роман с ключом» в русской прозе 1920–1930-х годов («Женщина-мыслитель» Алексея Лосева и «Козлиная песнь» Константина Вагинова) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2014. № 2. С. 24-30.
Корецкая, М.А. Цена парресии: история Гипатии Александрийской и фильм А. Аменабара «Агора» // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2016. № 1 (19). С. 14-43.
Крутоус, В.П. Заметки о неоязычестве – многоликом Протее раздвоенной культуры // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2000. № 5. С. 80-92.
Лосев, А.Ф. Женщина-мыслитель // Лосев А.Ф. «Я сослан в ХХ век…»: В 2 т. Т. 2 / под ред. А.А. Тахо-Годи; сост. и коммент. А.А. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкого. М.: Время, 2002. С. 7-141 [Электронный ресурс]. URL: https://ccel.org/contrib/ru/Other/Losev/woman.pdf (дата обращения 03.05.2022).
Лосев, Д.В., Маленко, С.А., Некита, А.Г. Мифология ученого-исследователя в американском кинематографе // Миф в истории, политике, культуре: Сб. материалов III Междунар. науч. междисциплинарной конф. / под ред. О.А. Габриеляна, А.В. Ставицкого, В.В. Хапаева, С.В. Юрченко. Севастополь: Филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в городе Севастополе, 2019. С. 221-224.
Маковский, М.М. Вода // Маковский, М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. С. 76-78.
Метц, К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино / пер. с фр. СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2010. 336 с.
Морозова, И.В. Американский фильм-биография в системе современной кинокультуры // Вестник ВГИК. 2016. № 1 (27). С. 105-114.
Невская, П.В. Визуальность в аспекте литературного портретирования: три картины Пауля Клее // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 2. С. 199-206.
Самсонова, Т.П. Философия и музыка: А.Ф. Лосев и М.В. Юдина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. № 1. С. 106-115.
Сириченко, А. Духовная опера Антона Рубинштейна «Христос» // Жизнь религии в музыке: Сб. ст. / ред.-сост. Т.А. Хопрова. СПб.: Сударыня, 2006. С. 77-87.
Ташлыкова, Н.Ю. О фрагментах диалогов Платона в опере Эрика Сати «Сократ» // Человеческий капитал. 2016. № 7 (91). С. 64-66.
Толкачев, С.П. Художественный мир Айрис Мердок. Автореф. … канд. филол. наук. М., 1999. 20 с.
Фуфаева, И.В. Как называются женщины. Феминитивы: история, устройство, конкуренция. М.: АСТ, Corpus, 2020. 300 с.
Цыркун, Н. Парадигма Эша. «Ханна Арендт», режиссер Маргарете фон Тротта // Искусство кино. 2013. № 12. С. 63-66.
Штайн, О.А. Женщина в истории философии и философия в истории женщины // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. Вып. 2. С. 251-263.
Щеглова, Л.В., Саенко, Н.Р. Методические ресурсы художественного кинематографа в контексте преподавания гуманитарных дисциплин в современной высшей школе // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. Т. 10. № 4. С. 39-48. DOI: 10.22412/1999-5644-10-4-5
Щеглова, Л.В., Саенко, Н.Р. Play Gogol: постмодернистская интерпретация раннего Гоголя в сериале Е. Баранова // Сервис plus. 2019. Т. 13. № 4. С. 111-124. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10414
Эпштейн, М. Протеизм // Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / под ред. Г.Л. Тульчинского и М.Н. Эпштейна. СПб.: Алетейя, 2003. С. 330-334.