Благотворительность в сфере образования в Тульской губернии на рубеже XIX–XX вв. (к истории вопроса)
В статье исследованы различные формы проявления инициативы общества в процессе развития образования в Тульской губернии на рубеже XIX-XX вв. Рост внимания государства и общества к проблеме повышения общего уровня грамотности и введения всеобщего обучения в условиях резкого социального расслоения населения требовал активизации благотворительной деятельности. Эти явления получили различные интерпретации отечественных исследователей и требуют дополнительного рассмотрения. Обращение к материалам фонда 174 (Тульская городская управа) Государственного архива Тульской области и отчетам обществ взаимопомощи и попечительств позволяет конкретизировать ситуацию в губернии и проанализировать такие направления деятельности, как учреждение стипендий для учащихся начальных и средних учебных заведений и другие формы материальной поддержки нуждающихся.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Источники
Голицын, М.М. Мои воспоминания (1873–1917). М.: Русский мир: Жизнь и мысль, 2007. 768 с.
Государственный архив Тульской области. Ф. 174. Оп. 1. Т. 12.
Отчет о деятельности Попечительства о недостаточных воспитанницах Тульского Епархиального женского училища за время от 21 апреля 1896 г. до 11 июня 1897 г. / второй год существования Попечительства. Тула, 1897. 7 с.
Отчет о деятельности Тульского общества вспомоществования учащим и учившим за 1910 г. Тула, 1911. 88 с.
Отчет Тульского общества взаимного вспомоществования учащим и учившим с 1 января 1911 г. по 23 августа 1912 г. Тула, 1912. 67 с.
Положение начального народного образования в Тульской губернии в 1913 г. Краткий обзор. Тула, 1915. 115 с.
Устав Тульского общества вспомоществования учащимся в высших учебных заведениях гор. Москва. М.: Скоропечатня «Техник», 1915. 8 с.
Литература
Антонова, Ю.В. Учительство Тульской губернии на рубеже XIX–XX вв. Дис. … канд. ист. наук. Тула, 2016. 252 с.
Бойко, В.П. Благотворительность западносибирского купечества в сфере народного образования в XIX веке // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия «Гуманитарные науки» (спецвыпуск). 2000. Вып. 4 (20). С. 56-60.
Днепров, Э.Д. Российское образование в XIX – начале XX века: В 2 т. Т. 1. Политическая история российского образования. М.: Мариос, 2011. 648 с.
Золотницкая, В.С. Становление и развитие благотворительности в системе отечественного образования: на примере Нижегородской губернии XIX – начала XX века. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2009. 27 с.
Клиницкий, А.И. Именные стипендии как форма благотворительности в развитии средней школы Западной Сибири XIX – начала XX вв. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1 (6). Т. 4. С. 50-53.
Маслова, И.В. Вклад купечества в систему народного образования Российской империи XIX – начала ХХ в.: на примере благотворительной деятельности купечества Вятской губернии // International Journal of Russian Studies. 2013. No. 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ijors.net/issue2_2_2013/articles/maslova.html (дата обращения: 30.06.2022).
Помелова, Е.В. Благотворительность в сфере образования во второй половине XIX – начале XX века (на примере Вятской губернии) // Вестник Вятского государственного университета. 2010. № 3-3. С. 117-126.
Радченко, В.А. Благотворительность как средство развития отечественного образования в середине XIX – начале XX в. Дис. … канд. пед. наук. Владикавказ, 2015. 197 с.
Рашин, А.Г. Население России за 100 лет (1813–1913). Статистические очерки / под ред. акад. С.Г. Струмилина. М.: Государственное статистическое издание, 1956 [Электронный ресурс]. URL: https://istmat.org/node/70 (дата обращения: 29.06.2022).
Слугина, Н.В. Дореволюционная благотворительность в области образования и просвещения в Тульской губернии: региональные особенности // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 1-2. С. 358-367.
Якубсон, Е.В. Благотворительность в Московской и Тульской губерниях во второй половине XIX – начале XX вв. Дис. … канд. ист. наук. Тула, 2011. 205 с.