Театрализованное представление и поиск его аутентичности
Актуальность исследования обусловлена фундаментальным характером проблем, комплексно связанных с феноменом театрализованного представления. Последнее является разновидностью праздника – одного из основополагающих культурных явлений, сопровождающих человека на всех этапах его культурного развития. В основе представления лежит перформативность, возводимая Й. Хейзингой в ранг человекосозидающих категорий. Также важнейшее значение для представления имеет такое базовое для человека и культуры явление, как игра. С сожалением стоит отметить, что, несмотря на важность театрализованного представления для понимания современной культуры, изучение этого феномена оказывается на периферии исследовательского интереса. Методологическую основу исследования составили работы А. Бадью, в особенности его понимание концепта события-истины. Концепция инэстетики А. Бадью дает нам основание говорить о наличии связи между истиной и театрализованным представлением. Проблема представления переформулируется в категориях события, истины и субъекта истины. Рассмотрение представления как события-истины позволило определить театрализованное представление как самостоятельный феномен городской культуры, имеющий свою специфику, проявляющуюся в особом хронотопе, связи с сакральным, а также с событием-истиной.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Аниконова, Т.Г. Театрализованное представление в контексте культуры // Наука. Искусство. Культура. 2017. Вып. 2 (14). С. 17-23.
Бадью, А. Малое руководство по инэстетике / пер. с фр. Д. Ардамацкой, А. Магуна. СПб.: Изд-во Европейского университета, 2014. 156 с.
Батай, Ж. «Проклятая часть»: Сакральная социология / пер. Зенкин С.Н., Соловьев А.В., Иткин И.Б. М.: Ладомир, 2006. 742 с.
Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / под. ред. Ю. А. Здорового. М.: Медиум, 1996. 240 с.
Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. Т. 3. СПб.-М.: Тип. М.О. Вольфа, 1882. 584 с.
Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / пер. с франц. А. Аполлонова и Т. Котельниковой. М.: Дело, 2018. 736 с.
Жукова, А.М. Диагностика уровней сформированности музыкально-постановочных компетенций у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 117-120.
Зенкин, С.Н. Небожественное сакральное. Теория и художественная практика. М.: Изд-во РГГУ, 2012. 537 с.
Исаков, А.А., Гавдис, С.И. Основы драматургии театрализованных представлений // Интернаука. 2022. Вып. 34-1 (257). С. 5-7.
Кайуа, Р. Миф и человек. Человек и сакральное / пер. Зенкин С.Н. М.: ОГИ, 2003. 296 с.
Кибалко, В.В., Борисов, С.Н. Праздник и сакральное: ретроспектива // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 5 (91). С. 35-41.
Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс. М.: Изд-во АСТ, 2002. 509 с.
Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники. СПб.: Терра, 1995. 176 с.
Режиссура массового театрализованного действа: Словарь / Перм. гос. ин-т искусств и культуры. Пермь: УПЦ «ДИККС», 1999. 113 с.
Товпанец, А.Е. Формирование лидерских качеств режиссера театрализованных представлений и праздников // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. № 2 (47). С. 120-126.
Утегалиева, С.И. Музыкально-театрализованное представление ортеке у тюркских народов Евразии // Русский фольклор: материалы и исследования. 2021. № 38. С. 316-329.
Хренов, Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс. М.: Наука, 2006. 646 с.
Элиаде, М. Священное и мирское / пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.
Этциони, А. Праздники: забытая колыбель добродетели / сокращ. пер. А. Лазарева // Неприкосновенный запас. 2015. № 2 (100). С. 15-30.