«Троица» прп. Андрея Рублева: к художественно-исторической герменевтике и богословию иконы
В статье представлен аналитический обзор опыта осмысления богословского содержания отечественной иконографии и его истолкования исследователями с опорой на зримо воспринимаемые символику, сюжет, атрибутику и цвет в иконе. Такой подход во многом стал началом развития в отечественной мысли XX века отдельного направления – «Богословия иконы», которое получило особое развитие с появлением технических возможностей полноценной реставрации древних икон, когда перед исследователями предстали древние шедевры русской иконографии в своем первоначальном виде. В статье показано, что открытие иконы «Троица» Андрея Рублева дало богатейшую пищу для размышлений многим богословам, искусствоведам и философам на темы ее богословского содержания, что и сегодня сохраняет актуальность, поскольку точка в дискуссиях не поставлена. Авторы приходят к выводу, что некой финальной интерпретации может и не быть вовсе, что связано не только с проблемой множественности восприятия иконы. «Троица» Андрея Рублева всё больше раскрывается не только как великое художественное произведение в русской иконографии, но и как изложение вероучительной Истины православия, выражение духовно-сакрального начала русской идентичности.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Алексеев, С.В. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия священных изображений. СПб.: Сатисъ, 2017. 337 с.
Алпатов, М.В. Андрей Рублев. М.: Изобразительное искусство, 1972. 206 с.
Голубцов, С., архиеп. Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева // Богословские труды. Сб. 22. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1981. С. 1-76.
Деяние Священного Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященного юбилею 1000-летия Крещения Руси, прошедшего в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 6-9 июня 1988 года, о канонизации святых // Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси, Троице-Сергиева лавра, 6-9 июня 1988 г. М.: Московский патриархат, 1988. С. 165-170.
Демина, Н.А. Содержание, смысл и символика «Троицы» Рублева [Электронный ресурс] URL: http://andrey-rublev.ru/demina-troitsa-simbol-5.php (дата обращения: 15.02.2023)
Зандер, В.А. Икона Св. Троицы // Путь. № 31. Париж. 1931. С. 30-52.
Лазарев, В.Н. Андрей Рублев и его школа. М.: Искусство, 1966. 386 с.
Лопин, Р.А. Визуальное восприятие искусства как первый шаг в познании культурно-мировоззренческой основы цивилизации // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2020. Т. 45. № 2. С. 289-298.
Лосский, В.Н., Успенский, Л.А. Смысл икон / пер. с фр. В.А. Рещиковой, Л.А. Успенской. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т: Эксмо, 2014. 336 с.
Салтыков, А., прот. Иконография «Троицы» Андрея Рублева // Древнерусское искусство. XIV-XV вв. М.: Наука, 1984. С. 77-85.
Троица Андрея Рублева: Антология / сост. и авт. предисл. Г.И. Вздорнов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1989. 142 с.
Успенский, Л.А. Московские Соборы XVI века и их роль в церковном искусстве // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология / сост., общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. М.: Прогресс, 1993. С. 318-349.
Чернов, А. Троица Андрея Рублева // несториана/nestoriana. Блог на WordPress.com. 2017. 4 августа. [Электронный ресурс] URL: https://nestoriana.wordpress.com/2017/04/08/troica_rubleva_rekonstrukciya/ (дата обращения: 21.02.2023)
Шипунов, Ф.Я. «Для полноценной жизни народа нужны принципы…»: Выступление в Доме художников в Москве, март 1989 г. Монреаль: Братство преп. Иова Почаевского, 1989. 23 с.
Языкова И. Со-творение образа. Богословие иконы. М.: Изд-во ББИ, 2012. 349 с.