Между пост-, де- и метасекулярностью: Хабермас, Милбанк, Жижек. Творение после ничто
В настоящее время социально-гуманитарное знание находится в состоянии «культурной войны» между проектами, которые нашли в себе смелость после тотальной деконструкции, присущей постмодерну, творить свои локальные миры для интерпретации глобальных событий. Самая крупная битва происходит за звание доминирующей культурной парадигмы современности. На победу претендуют домодерн, модерн, постмодерн и метамодерн. За модерн в данной статье выступает немецкий философ Юрген Хабермас; на стыке домодерна и постмодерна стоит англо-католический теолог Джон Милбанк; «партия» метамодерна пока не сформирована, но в ее состав мог бы войти словенский философ Славой Жижек. Одним из важнейших вопросов, без решения которого сегодня не сможет обойтись ни одна из сторон, является проблема соотношения религиозного, секулярного и атеистического элементов в сознании и поведении людей, поскольку тема религии неожиданно сильно ворвалась в интеллектуальную, политическую и повседневную жизнь в начале XXI века. В статье анализируются три модели данного соотношения, разработанные этими мыслителями – постсекулярная, де(анти)секулярная и метасекулярная. Проведенный анализ если и не определит победителя, то поможет заинтересованному исследователю разобраться в программах данных «партий» и выбрать ту, которая ближе всего его интеллектуальной интуиции.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Аккер, Р. ван ден, Вермюлен, Т. Периодизируя 2000-е, или Появление метамодернизма // Метамодернизм. Историчность, Аффект и Глубина после постмодернизма / под ред. Р. ван ден Аккера. М.: РИПОЛ-классик, 2020. С. 34-60.
Бердяев, Н.А. Новое средневековье // Бердяев, Н.А. Смысл истории. Новое средневековье. М.: Канон+, 2002. С. 221-310.
Ваттимо, Дж. Эпоха интерпретации // Логос. 2008. № 4. С. 120-128.
Вермюлен, Т., Аккер, Р. Заметки о метамодерне // Metamodern: Журнал о метамодернизме. 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://metamodernizm.ru/notes-on-metamodernism/ (дата обращения: 01.11. 2023).
Витгенштейн, Л. Культура и ценность. О достоверности / пер. с англ. Л. Добросельского. М.: АСТ: Астрель, 2010. 250 с.
Жижек, С., Милбанк Дж. Монструозность Христа / пер. с англ. Д.Я. Хамис. М.: РИПОЛ классик, 2020. 590 с.
Казанова, Х. Размышляя о постсекулярном: три значения «секулярного» и три возможности выхода за его пределы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 4. С. 143-174.
Карпов, В. Концептуальные основы теории десекуляризации // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2 (30). С. 114-165.
Кырлежев, А. Постсекулярная концептуализация религии. К постановке проблемы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2 (30). С. 52-69.
Кырлежев, А. Постсекулярная эпоха // Континент. 2004. № 120. [Электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/continent/2004/120/postsekulyarnaya-epoha.html (дата обращения: 20.11. 2023).
Малахов, В.С., Летняков, Д.Э. Мерцающий секуляризм: религия в российском публичном пространстве // Полис. Политические исследования. 2020. № 1. С. 135-149.
Милбанк, Дж. По ту сторону секулярного порядка / пер. с англ. А. Кырлежев. М.: Издательство ББИ; Теоэстетика, 2023. 360 с.
Милбанк, Дж. Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума / пер. Кырлежева, А.И., Узланера, Д.А.; под общ. ред. А.И. Кырлежева. М.: Теоэстетика, 2022. 192 с.
Тейлор, Ч. Секулярный век / пер. с англ. А. Васильев, Л. Колкер, А. Лукьянов. М.: Издательство ББИ, 2017. 967 с.
Трейнор, Б. Теоретизируя на тему постсекулярного общества // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2 (30). С. 21-51.
Тернер, Л. Манифест метамодерниста (2011) / пер. А. Гусев // Metamodern: Журнал о метамодернизме [Электронный ресурс]. URL: https://metamodernizm.ru/manifesto/ (дата обращения: 22.11. 2023).
Узланер, Д.А. Введение в постсекулярную философию // Логос. 2011. № 3: С. 3-32.
Хабермас, Ю. Границы между верой и знанием: об истории влияния и актуальном значении религиозной философии Канта // Кантовский сборник. 2009. Вып. 2 (30). С. 31-60.
Хабермас, Ю. Диалектика секуляризации: о разуме и религии. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. 112 с.
Хабермас, Ю. Между натурализмом и религией: Философские статьи / пер. с нем. М.Б. Скуратов. М.: Весь Мир, 2011. 336 с.
Хабермас, Ю. Религия, право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном мир-обществе // Полис. Политические исследования. 2010. № 2. С. 7-21.
Штёкль, К. «Возвращение религии» в социальную науку и политическую философию // Богослов.RU: Научный богословский портал. 2011 [Электронный ресурс]. URL: https://bogoslov.ru/article/1489841 (дата обращения: 22.10. 2023).
Эпштейн, М.Н. Религия после атеизма. Новые возможности теологии. М.: АСТ-Пресс, 2013. 416 с.
Adsett, D. Milbank and Heidegger on the Possibility of a Secular Analogy of Being // International Philosophical Quarterly. 2019. Vol. 59 No. 2. Pp. 155-173 [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.5840/ipq2019313130 (дата обращения: 15.10. 2023).
Caputo, J., Vattimo, G. After the death of God. New York: Columbia Univ. Press, 2007. 204 p.
Gorski, Ph., Kyuman, D. K., Torpey, J., VanAntwerpen, J. (ed.) The Post-Secular in Question: Religion in Contemprorary Society, NYU Press, 2012. 375 p.
Hutcheon, L. The Politics of Postmodernism. New York; London: Routledge, 2002. 222 p.
Tacey, D. The Spirituality Revolution: The Emergence of Contemporary Spirituality. New York: Brunner-Routledge, 2004. 256 p.
Vermeulen, T., Akker, R. van den. Notes on Metamodernism // Journal of Aesthetics & Culture. 2010. Vol. 2. Iss. 1. Pp. 5677. doi:10.3402/jac.v2i0.5677.