16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2023-9-4-0-6

Жанр, стиль, синтаксис: к диалогическим особенностям немецких эстетико-философских текстов ХVIII в.
 

Статья посвящена становлению эстетико-философских текстов в эпоху немецкого Просвещения: на примере прозы Х. Вольфа, И. Винкельмана, Г.Э. Лессинга, И.Г. Гердера рассматриваются свойственные им жанровые и синтактико-стилистические характеристики. Уточняется разговорная, практическая определенность и диалогическая нормативность вновь возникавшей тогда немецкой философской речи, в которой тон задавали просветительские речевые жанры. Обосновывается, что тексты Х. Вольфа отличала новая, имплицитно диалогическая стабильность философской терминологии (например, равномерный ритм предложений). Эти тексты были свободны от нагромождений синтаксических конструкций; как показывает исследование, Вольф полагался, в основном, на паратаксис; одно высказывание ведет к следующему и каждое рассматривается в отдельности как нечто цельное, в единстве «достойного восхищения стиля рационалистической философии». Показывается, затем, корреляция созерцательной стилистики И. Винкельмана, сторонника «благородной простоты и спокойного величия», с установкой Г.Э. Лессинга на правдивую речь, активную и диалогически действенную. В заключение статьи намечается перспектива междисциплинарного исследования немецких эстетико-философских текстов ХVIII в. («диалогизированных», как показывает анализ) как некой историчной жанровой реальности в своем собственно философском речевом генезисе.

Количество просмотров: 368 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 903
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: