Новое религиозное сознание в поэтическом творчестве З. Н. Гиппиус
В настоящей работе рассматривается такое направление творческой деятельности представителей культуры Серебряного века, как разработка философии нового религиозного сознания. Авторы стремятся выявить роль феномена нового религиозного сознания в становлении как литературного творчества символистов, так и их социально-философских воззрений. Сам термин «новое религиозное сознание» был предложен старшими символистами и активно творчески использовался Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус. Это соответствовало той задаче философского плана, что поставил Владимир Соловьев, – работать не только в сфере духовности, но и в социально-политической жизни современного им общества. При этом новые религиозно-мировоззренческие идеи рассматривались как разновидность идеологии, которая была бы способна освободить массовое сознание русских людей от влияния огосударствленной деятельности Православной церкви. Методологический подход, который реализуется в статье, можно определить как культурно-исторический, поскольку он дает возможность анализа диалогового взаимодействия различных представителей отечественного Серебряного века. Философские категории любви-эроса и любви как высшей духовной ценности стали основоположением нового религиозного сознания и творческой парадигмой столпов культуры Серебряного века: Толстого, Соловьева, Мережковского, Гиппиус и др.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Адамович, Г. Одиночество и свобода. М.: Республика, 1996. 447 с.
Ахматов, В.В. Феномен вероотступничества в раннехристианской историко-культурной традиции: автореферат дис. ... канд. филос. наук. Томск: ТГУ, 2022. 33 с.
Бахарь, С.А. Память и мнемотехники в античном гностицизме: дисс. ... канд. филос. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. 169 с.
Бердяев, Н.А. Духовный кризис интеллигенции: статьи по общественной и религиозной психологии (1907–9 г.). СПб.: Тип. т-ва «Обществ. Польза», 1910. 304 с.
Боков, Г.Е. Философское наследие Фридриха Ницше и теология «смерти Бога» // Философский журнал. 2015. Т. 8. № 1. С. 67-87.
Бонецкая, Н.К. Н.А. Бердяев: мистик, гностик, экзистенциалист // Вестник культурологии. 2021. № 1 (96). С. 105-139.
Гиппиус, 3.Н. Письма к П. Перцову // Русская литература. 1992. № 1. С. 134-157.
Гиппиус, 3.Н. Собрание сочинений. Т. 3. Алый меч: Повести. Рассказы. Стихотворения. М.: Русская книга, 2001. 575 с.
Гиппиус, З. Дверь // Серебряный век. Петербургская поэзия конца XIX – начала ХХ в. Л.: Лениздат, 1991. С. 75.
Гиппиус, З.Н. Великий Путь // Голос жизни. 1914. № 7. С. 13-17.
Гиппиус, З.Н. Дневники: В 2 кн. Кн. 1 / вступ. ст. и сост. А.Н. Николюкина. М.: Интелвак, 1999. 732 с. (а)
Гиппиус, З.Н. Стихотворения. СПб.: Академический проект, 1999. 592 с. (b)
Емельянов, Б.В., Новиков, А.И. Русская философия серебряного века: Курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1995. 284 с.
Измайлов, A.A. Помрачение божков и новые кумиры. Книга о новых веяниях в литературе. М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1910. 251 с.
Кирсанова, Я.А. Осмысление смерти в раннехристианской традиции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. № 1. С. 20-22.
Кожурин, А.Я. Трактовка телесности в работах мыслителей Серебряного века (В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, Вяч. И. Иванов) // Метаморфозы телесности: Сб. статей / под ред. И.В. Кузина. СПб.: Изд-во РХГА, 2015. С. 158-179.
Колобаева, Л.А. Русский символизм. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 296 с.
Коначева, С.А. Понимание и предпонимание в теологической герменевтике // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2023. № 1. С. 10-30. DOI 10.28995/2073-6401-2023-1-10-30
Лавров, A.B. З.Н. Гиппиус и ее поэтический дневник // Гиппиус, З.Н. Стихотворения. СПб.: Академический проект, 1999. 592 с.
Левандовская, Е.Н. О роли понятия культуры в философии Ницше // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2015. № 1. С. 123-129.
Лосский, Н.О. История русской философии. М.: Высш. шк., 1991. 559 с.
Мережковский Д., Гиппиус 3., Философов Д. Царь и революция: Сб. / первое русское издание под редакцией М.А. Колерова. М.: ОГИ, 1999. 224 с.
Осинцева, Н.В. Герменевтика как методологический инструмент в образовательном процессе: проблема понимания // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 1. С. 138-148. DOI 10.17805/zpu.2022.1.11
Потебня, А.А. Из записок по теории словесности: В 3 т. Т. 3. Харьков: Изд-во М.В. Потебни, 1905. 652 с.
Потебня, А.А. Символ и миф в народной культуре: Собр. тр. М.: Лабиринт, 2000. 479 с.
Русский эрос, или Философия любви в России: Сб. / сост. и авт. вступ. ст. В.П. Шестаков; коммент. А.Н. Богословского. М.: Прогресс, 1991. 443 с.
Свенцицкая, И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.: Политиздат, 1989. 335 с.
Свенцицкая, И.С. Тайные писания первых христиан. 2-е изд. М.: Политиздат, 1981. 288 с.
Соловьев, B.C. Сочинения: В 2 т. Т. 2 / общ. ред. и сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева; примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. 822 с.
Соловьев, В.С. Оправдание добра. СПб.: Азбука-Аттикус, 2021. 770 с.
Толстой, Л.Н. Ответ на определение Синода от 20-22 февраля и на получение мною по этому поводу письма // Толстой, Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. 17. М.: Худож. лит., 1984. С. 199-207.
Шахов, М.О. Старообрядчество, староверие // Религиоведение: Энциклопедический словарь. М.: Академический проект, 2006. С. 1013-1014.
Pachmuss, T. (ed.) Intellect and Ideas in Action. Selected Correspondense of Zinaida Hippius. München: Fink, 1972. 784 p.