Особенности русской духовной традиции как формирующего начала отечественной культуры
В статье изучается влияние русской духовной традиции на отечественную культуру в ее основных ценностно-смысловых коннотациях, основу которых составляет духовно-нравственное отношение к жизни в самом широком понимании последней. Феноменологический подход в его классическом изводе, тесно связанном с теологией, позволил автору не только объемно рассмотреть явления, продуцируемые русской религиозной традицией, но и с опорой на принцип «от феномена к сущности», как она дана в опыте Церкви, вывести понимание культурного кода России на метаонтологический уровень. Благодаря сравнительно-историческому методу была исследована личность как явление восточно- и западно-христианской культур, соотнесены особенности ее качествования (Л.П. Карсавин) в разных религиозных традициях с культурно-цивилизационными изменениями, присутствующими сегодня в европейском обществе; осмыслен концепт «нравственной напряженности» в русской культуре в историческом и метафизическом аспектах. Автор приходит к выводу, что живое восприятие Триединого Бога, являясь особенностью русского религиозного сознания, не только с необходимостью присутствует в традиции духовно-нравственного совершенствования личности, но и проявляет себя в отечественной духовно-интеллектуальной культуре, а также в реалиях общественной жизни России.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Антология феноменологической философии в России: В 2-х т. Т. 2 / сост., общ. ред., предисл. и ком. И.М. Чубарова. М.: Логос, Прогресс-Традиция, 2000. 527 с.
Бердяев, Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. 395 с.
Боэций. Против Евтихия и Нестория // Боэций. «Утешение Философией» и другие трактаты / отв. ред., сост. и авт. ст. Г.Г. Майоров. М.: Наука, 1990 (Серия «Памятники философской мысли»). С. 167-189.
Брэдшоу, Д. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира / отв. ред. А.Р. Фокин. М.: Языки славянских культур, 2012. 383 с.
Будущее религии в Европе: Сб. ст. / под ред. И.Х. Максутова, О.К. Горевой. СПб.: Алетейя, 2010. 287 с.
Волков, С. Интеллектуальный слой в советском обществе // Электронная библиотека RoyalLib.com [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/read/volkov_sergey/intellektualniy_sloy_v_sovetskom_obshchestve.html#0 (дата обращения 23.05.2024).
Герасимова, И.А., Мельков, В.В. Рациональность в культуре Древней Руси // Идеи и Идеалы. 2018. Т. 2. № 4 (38). С. 94-115.
Глубоковский, Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М.: Изд. Свято-Владимирского братства, 1992. 113 c.
Даренский, В.Ю. Парадигма преображения человека в русской философии ХХ века. СПб.: Алетейя, 2018. 328 с.
Евлампиев, И.И. История русской метафизики в XIX–XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. СПб.: Изд-во РХГА, 2020. 920 с.
Зизиулас, И. Что значит быть личностью: к вопросу об онтологии личностности // Богословие личности / под ред. А. Бодрова, М. Толстолуженко. М.: Изд. ББИ, 2013 (Серия «Современное богословие»). С. 193-209.
Иоанн Златоуст, свт. К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни // Иоанн Златоуст, свт. Собр. соч. в 12-ти т. Т. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/sobranie-sochinenij/#t1 (дата обращения 25.04.2024).
История русской философии / под общ. ред. М.А. Маслина. М.: ИНФРА-М, 2016. 640 с.
Калитин, П.В. Аскетизм // Русская философия: Энциклопедия / под общ. ред. М.А. Маслина. М.: Алгоритм, Мир философии, 2022. С. 38-39.
Калитин, П.В. Философско-богословская мысль в России во второй половине XVIII – начале XIX веков (историко-философский и логико-семантический анализ): Автореферат дис. … д-ра философ. наук. М., 1999.
Карсавин, Л.П. О личности // Карсавин, Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т. 1 / сост. и вступит. ст. С.С. Хоружего. М.: Ренессанс, 1992 (Серия «Памятники религиозно-философской мысли»). С. 3-232.
Лисовой, Н.Н. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX – начале XX столетия // Богословские труды. 2002. Сб. 37. С. 5-127.
Лихачёв, Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л.: Наука; Ленинградское отделение, 1986. 405 с.
Лихачёв, Д.С. Человек в литературе Древней Руси // Лихачев, Д.С. Избранные работы: В 3 т. Т. 3. Л.: Художественная литература, 1987. С. 3-164.
Локк, Дж. Сочинения: В 3 т. Т. 3 / пер. с англ и лат. Ю.М. Давидсона, Е.С. Лагутина и др.; ред. и сост., прим. А.Л. Субботин. М.: Мысль, 1988. 668 с. (Серия «Философское наследие; т. 113).
Лосский, В.Н. Богословское понятие человеческой личности // Лосский, В.Н. Богословие и Боговидение. М.: Изд. Свято-Владимирского братства, 2000. С. 288-302.
Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991. 287 с.
Лукьянов, В.Г. Русская религиозная аксиология. СПб.: Алетейя, 2015. 224 с.
Макаров, Д.В. Идея преображения в русской духовной культуре. М.: ГАСК; Ульяновск: Изд. УлГТУ, 2008. 279 с.
Маслин, М.А. Русская философия как единство в многообразии // Тетради по консерватизму. 2016. № 2. С. 9-48.
Мейендорф, И., прот. Живое предание: Свидетельство Православия в современном мире. СПб.: Изд. РХГИ, 1997. 272 с.
Нил Сорский, прп. Предание ученикам своим о жительстве скитском. СПб.: Изд. Синодальной Типографии, 1852. 206 с.
Перевезенцев, С.В. Симеон Полоцкий [Электронный ресурс]. URL: https://portal-slovo.ru/history/35573.php (дата обращения 03.05.2024).
Перевезенцев, С.В. «Умное делание» преподобного Нила Сорского // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2011. № 4. С. 63-72.
Питирим (Нечаев), митр. Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства (1975) // Преданный служитель Церкви. О церковной и общественной деятельности митрополита Питирима (Нечаева): Сб. трудов и воспоминаний. М.: Московская Патриархия; Фонд «Наследие митрополита Питирима», 2009. C. 391-399.
Сазонов, Д. прот. Святитель Димитрий Ростовский как феномен русской святости и просвещения // Публикации Костромского церковно-исторического общества [Электронный ресурс]. URL: http://www.kocio.mrezha.ru/index.php/2010-09-02-15-23-30/176-2012-03-16-17-23-01 (дата обращения 23.03.2024).
Сапрыкин, Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009. 176 с.
Семенюк, А.П. Православная традиция и экзегеза в осмыслении русской религиозной философии XIX–XX вв. // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 317. С. 55-59.
Соловьев, Вл. Теоретическая философия // Антология реалистической феноменологии / под ред. Д. Атласа, В. Куренного. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. С. 95-104.
Феофан Затворник, свт. О непрестанной молитве // Феофан Затворник, свт. Страсти и борьба с ними: Выдержки из творений и писем / сост. игумен Феофан (Крюков). М.: Даниловский благовестник, 2003. С. 229-231.
Флоровский, Г., прот. Из прошлого русской мысли // Флоровский, Г., прот. Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998. С. 7-27.
Флоровский, Г.В. Пути русского богословия / отв. ред. О. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 848 с.
Черноусова, Л.Н. Добродетель как способ существования личности: социально-философский анализ: Дис. … канд. филос. наук. Красноярск, 2007. 176 с.
Шмеман, А., прот. Православный мир: прошлое и настоящее // Шмеман, А., прот. Собрание статей, 1947–1983 / сост. Е.Ю. Дорман, предисл. А.И. Кырлежева. 2-е изд. М.: Русский путь, 2011. С. 39-69.