Возможность апокатастасиса: к платоновским истокам дихотомичности мысли святителя Григория Нисского
По поводу проблемы апокатастасиса в трудах святителя Григория Нисского со времен средневековья существует множество теорий. Их авторы в основном рассматривали с разных позиций саму идею «всевосстановления», практически не затрагивая противоположных мыслей в трудах святителя Григория, а они имеют место и требуют специального анализа. Кроме того, практически не было исследований, рассматривающих развитие противоположных идей в его работах в течение жизни. Частично рассмотрение проводилось с позиции антропологии, в определенной степени проблема антиномичности рассмотрена в книге автора данной статьи (2017), но в ней не исследованы античные источники. Поэтому в настоящей работе изучается укорененность проблемы в древнегреческой философии, а именно у Платона, и в этом состоит ее научная новизна. Предметом исследования, таким образом, является эволюция дуализма мыслей в трудах святителя Григория Нисского, берущая начало в древнегреческой философии Платона. Как показало исследование, дихотомия Платона связана с апорией между традиционными представлениями древних греков об Аиде, где бесконечно томятся души усопших, и разработанной самим Платоном космологической системой. Противоположные мысли и у Платона, и у святителя Григория Нисского обнаружены также в аспекте утверждения разумно-свободных личностей как в добре, так и во зле. Первый тезис подтверждает гипотезу всеобщего апокатастасиса, второй – опровергает. Возможно, данный дуализм мыслей был унаследован Нисским пастырем у Платона. Помимо этого, в работе показаны следы происхождения из платоновской философии идей Оригена о круглой форме тел небесных жителей, о звездах как живых существах, о предсуществовании душ. Космологическая система Платона, изложенная им в «Тимее», идентифицирована здесь как одна из разновидностей концепции всеобщего апокатастасиса.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Баринов, Н.Н. прот. Опровержение учения о всеобщем спасении на основании Священного Писания, трудов святых отцов и деяний Вселенских Соборов. К вопросу о вечных муках. Рязань: Зёрна-Слово, 2017. 112 с.
Баринов, Н.Н. прот. Учение об апокатастасисе в трудах святителя Григория Нисского. К вопросу о вечных муках. Рязань: Зёрна-Слово, 2016. 96 с.
Гомер. Одиссея / пер. с древнегреч. В. Жуковского; вступит. ст. А. Тахо-Годи; примеч. С. Ошерова. М.: Художественная литература, 1981. 407 с.
Григорий Нисский, свт. Творения святого Григория Нисского. Т. 40. М.: Типография В. Готье, 1862. 400 с.
Григорий Нисский, свт. Творения святого Григория Нисского. Т. 45. М.: Типография В. Готье, 1871. 536 с.
Лиходедов, А.А. Учение Григория Нисского об апокатастасисе в свете античных источников его антропологии: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. М., 2006. 136 с.
Мейендорф, И.Ф., прот. Введение в святоотеческое богословие. Мн.: Лучи Софии, 2007. 384 с.
Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 1 / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007. 752 с.
Флоровский, Г.В. О воскресении мертвых // Переселение душ: проблема бессмертия в оккультизме и христианстве. Сб. статей. Paris: YMCA Press, 1935. С. 135-167.
Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах церкви. Т. II. СПб.: Типография императорской академии наук, 1859.
Buxton, R.G.A. The complete World of Greek Mythology. London: Thames & Hudson Ltd., 2004. 256 p.
Πλατων. Τιμαιοσ. Αθηνα: Ι Α Κολλαρου & Σιασ Α.Ε., 2013. 568 σ.