16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2024-10-4-0-3

Возможность апокатастасиса: к платоновским истокам дихотомичности мысли святителя Григория Нисского

По поводу проблемы апокатастасиса в трудах святителя Григория Нисского со времен средневековья существует множество теорий. Их авторы в основном рассматривали с разных позиций саму идею «всевосстановления», практически не затрагивая противоположных мыслей в трудах святителя Григория, а они имеют место и требуют специального анализа. Кроме того, практически не было исследований, рассматривающих развитие противоположных идей в его работах в течение жизни. Частично рассмотрение проводилось с позиции антропологии, в определенной степени проблема антиномичности рассмотрена в книге автора данной статьи (2017), но в ней не исследованы античные источники. Поэтому в настоящей работе изучается укорененность проблемы в древнегреческой философии, а именно у Платона, и в этом состоит ее научная новизна. Предметом исследования, таким образом, является эволюция дуализма мыслей в трудах святителя Григория Нисского, берущая начало в древнегреческой философии Платона. Как показало исследование, дихотомия Платона связана с апорией между традиционными представлениями древних греков об Аиде, где бесконечно томятся души усопших, и разработанной самим Платоном космологической системой. Противоположные мысли и у Платона, и у святителя Григория Нисского обнаружены также в аспекте утверждения разумно-свободных личностей как в добре, так и во зле. Первый тезис подтверждает гипотезу всеобщего апокатастасиса, второй – опровергает. Возможно, данный дуализм мыслей был унаследован Нисским пастырем у Платона. Помимо этого, в работе показаны следы происхождения из платоновской философии идей Оригена о круглой форме тел небесных жителей, о звездах как живых существах, о предсуществовании душ. Космологическая система Платона, изложенная им в «Тимее», идентифицирована здесь как одна из разновидностей концепции всеобщего апокатастасиса.

Количество просмотров: 14 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 13
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: