Ментальные технологии современных образовательных процессов
В центре внимания статьи латентные требования (смысловые нюансы) к ментальным технологиям, обеспечивающим успешность в ключевых группах учебных дисциплин современной системы образования. Методологической основой изучения оказалась междисциплинарная семиосоциопсихологическая концепция социальной коммуникации, в рамках которой образовательный процесс рассматривается как коммуникативно-познавательная деятельность. Критерием выводов и рекомендаций служит соответствие поощряемых ментальных технологий задачам гармоничного развития, социализации и социальной адаптации подрастающего поколения. Преимущественная ориентация на запоминание целесообразна только при освоении информационно-когнитивных дисциплин. В естественно-математических и социально-коммуникативных дисциплинах важна не только способность к запоминанию, но и навыки глубинного понимания на основе многоуровневого ментального оперирования, позволяющие получить искомый константный результат. Учебные программы естественно-математических дисциплин традиционно ориентированы на развитие навыков ментального оперирования на основе четких законов, зависимостей и взаимозависимостей. Однако программы социально-коммуникативных дисциплин, опирающиеся на постмодернистские идеи о множественности смыслов, обесценивают ментальный поиск смысловых (мотивационно-целевых) доминант в воспринятых произведениях/материалах; поощряемые технологии связаны здесь с запоминанием, поиском личностно-прагматичных аспектов или с произвольным интерпретированием. Социальные издержки такого подхода оборачиваются неумением людей, групп, общностей договариваться на конструктивной и честной основе, расширенными возможностями для любителей манипуляций. Издержки личностного плана связаны с затруднениями в социализации и социальной адаптации. Поиск способов совершенствования отечественной системы образования связан с уходом от влияния постмодернистских идей, учетом позитивного опыта советской школы, использованием разработок отечественной науки, позволяющих «видеть» глубинные смыслы в любых произведениях/материалах, пропагандистских и рекламных кампаниях.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Адамьянц, Т.З. Концепции понимания в коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания // Общественные науки и современность. 2014. № 4. С. 121-131.
Адамьянц, Т.З. Понимание в сфере социальной коммуникации как ментальная технология // Человек. 2023. № 1. С. 51-67. DOI: 10.31857/S023620070024827-6. EDN: SLPYJC
Адамьянц, Т.З. Социальные коммуникации: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2024. 200 c.
Дильтей, В. Описательная психология / Пер. с нем Е.Д. Зайцевой под ред. Г.Г. Шпета. 2-е изд. СПб.: Алетейя: Кренов, 1996. 160 с.
Дридзе, Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах: в 2 кн. М.: ИС РАН, 2000a. Кн. 1. С. 5-42.
Дридзе, Т.М. От герменевтики к семиосоциопсихологии: от «творческого» толкования текста к пониманию коммуникативной интенции автора // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах: в 2 кн. Кн. 2. М.: ИС РАН, 2000b. С. 115-137.
Ломбина, Т.Н., Юрченко, О.В. Проблема понимания текста в начальной школе // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сб. докладов VI Всерос. социологич. конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова. Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 1876-1881. 1 электрон. опт. диск 12см. (CD-ROM). ISBN 978–5–904804–30–5. DOI 10.19181/kongress.2020.
Пуанкаре, А. Математическое творчество // Вестник опытной физики и элементарной математики (В.О.Ф.Э.М.). 1909. Вып. 483. С. 57-63.
Толстой, Л.Н. Об общественной деятельности на поприще народного образования // Полное собрание сочинений. Том 8. Педагогические статьи 1860-1863 гг. М.: Художественная литература, 1936. С. 159-196.
Фуко, М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / пер. с фр.; вступ. ст. Н.С. Автономовой. СПб.: А-cad: АОЗТ "Талисман", 1994. 405 c.
Duke, N.K., Juzwik, M., Caughlan, S., Martin, N. Reading and writing genre with purpose in K-8 classrooms. Portsmouth, NH: Heinemann, 2012. x, 197 p.
Gadamer, H.-G. Philosophical Hermeneutics / Transl. and ed. by D.E. Linge. Berkeley: Univ. of California Press, 1976. viii, 243 p.
Mullis, I.V.S., Martin, M.O., Foy, P., Drucker, K.T. PIRLS 2011. International results in reading. Chestnut Hill, MA: TIMSS & PIRLS International Study Center, Boston College. 2012. 361 p.
Peirce, Ch. Collected Papers. Vol. 6. Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard Univ. Press, 1956. 944 p.