Протомедиальность архаического серединного пространства: случай симпосия
Авторы рассматривают протомедиальность как ключевую характеристику истории медиа. Проблемы социокультурной функциональности зон и пространств древних поселений частично затрагивались в антропологических исследованиях, однако развитие теории медиакоммуникации создает возможности для выявления новых междисциплинарных полей. Авторы исходят из того, что история медиа может быть рассмотрена как медиаантропология, позволяющая совмещать категориальные ряды теории медиа и качественные антропологические исследования древних культур. Протомедиальность в этом ракурсе опирается на широкое понимание медиа как посредника любой природы, делающего возможным передачу социальных смыслов. Под ней авторы понимают коммуникационную характеристику древних обществ, задаваемую сопряжением социальной коммуникации и конфигурации обжитого пространства. Дворцово-храмовая архитектура Древнего мира центрирует фигуру обожествленного царя как ключевого посредника между богами и людьми, инициирующего оформление символического строя социального пространства. В полисах Древней Греции, состоящих из конфликтующих и конкурирующих социальных групп, сформировалась потребность в особой среде, позволяющей конвертировать внутренние групповые коды и идентичности друг друга в единое социально-политическое целое. Ее видами стали особые формы серединных публичных пространств, структурацию которых авторы рассматривают на примере симпосия. Представляя собой институт домашнего праздника, устраиваемого в условиях андронов городских домов, симпосий формировал узкое сообщество равных (независимо от их реального или отсутствующего гражданского статуса за стенами дома) через включение их в агональные, гедонистические и демонстративные практики. Авторы показывают, как в симпосиальных рамках осуществлялась синхронизация локальных культурных кодов, необходимая для формирования общегражданской идентичности, и приходят к выводу о том, что она и составляет содержание протомедиальности симпосия.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Даренская, В. Н. и Лугуценко, Т. В. (2022), «Исторические типы социальной коммуникации», Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования, 8 (1), 5-17. DOI: 10.18413/2408-932X-2022-8-1-0-1.
Егорова, Н. О. (2020), «К вопросу о жанровых источниках “Путешествия из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева», Art Logos, 1 (10), 8-15.
Завойкина, Н. В. (2015), «Симпосий в археологическом контексте», Краткие сообщения Института археологии, 241, 103-109.
Зарапин, О. В. и Шапиро, О. А. (2016), «Философский текст и коммуникация в симпосийном формате», Философская мысль, 11, 11-21. DOI: 10.7256/2409-8728.2016.11.20953
Зельченко, В. В. (2021), «Theogn. 861–864», Индоевропейское языкознание и классическая филология, 25-1, 414-423. DOI: 10.30842/ielcp230690152525
Иванов, Вяч. И. (1994), Дионисизм и прадионисийство, Алетейя, Санкт-Петербург.
Лиссарраг, Ф. (2008), Вино в потоке образов: эстетика древнегреческого пира, пер. Решетниковой, Е., Новое литературное обозрение, Москва.
Михайлин, В. (2007), Дионисова борода: визуальная организация поведенческих практик в древнегреческой пиршественной культуре, ЛИСКА, Саратов.
Михайлин, В. (2011), «Древнегреческая симпосиастическая культура и проблема происхождения афинского театра», Литература и театр, Офорт, Самара, 250-265.
Михайлин, В. Ю. (2012), «Когнитивные рамки восприятия древнегреческой вазописи времен архаики и классики: пространственные и контекстуальные аспекты», Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика, 12 (3), 78–82.
Пичугина, В. К. (2015), «Воспитание на пиру: Симпосий от Аристофана до Макробия», Историко-педагогический журнал, 3, 109-119.
Платон (1993), «Пир», Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2, общ. ред. Лосева, А. Ф., Асмуса, В. Ф. и Тахо-Годи, А. А.; примеч. Лосева, А. Ф. и Тахо-Годи, А. А.; пер. с древнегреч., Мысль, Москва, 81-134.
Стрельникова, И. П. (1989), «Топика пира в римской сатире», Поэтика древнеримской литературы: жанры и стиль, Наука, Москва, 136-156.
Detienne, M., (1996), The Masters of Truth in Archaic Greece, Zone Books, N.Y.
Lissarrague, F. (1987), Un flot d’images.Une esthétique du banquet grec, Adam Biro, Paris, France.
Martin, R. P. (2001), “Just Like a Women: Enigmas of the Lyric Voice”, Making Silence Speak: Women’s Voices in Greek Literature and Society, Lardinois, A. and McClure, L. (eds), Princeton University Press, Oxford, 55-74.
Laks, A. and Most, G. W. (eds) (1997), Studies on the Derveni Papyrus, Oxford University Press, Oxford, UK.