Медиапотребление в молодежной среде: политический контекст, тенденции развития и факторы влияния
Несмотря на устойчивый интерес отечественных ученых к различным аспектам молодежного медиапотребления, в этой сфере до сих пор существуют вопросы, не получившие должного научного осмысления. Одним из таковых являются особенности развития молодежного медиапотребления. В статье представлены результаты исследования специфики и трансформации свойственных молодежи практик взаимодействия с медиасредой и анализ политических факторов, оказывающих влияние на данную сферу. В качестве эмпирической основы исследования взяты результаты четырех этапов онлайн-анкетирования молодых людей в возрасте 14-35 лет (в общей сложности выборка составила 4327 человек) и двенадцати фокус-групповых интервью (144 респондента). Анкетирование осуществлялось с 2021 по 2024 гг. Выявлены особенности медиапотребления молодежи, степень ее заинтересованности политикой и специфика самооценки уровня медийной грамотности. Зафиксирована тенденция к росту доверия представителей молодого поколения лояльным действующей российской власти медийным источникам информации о происходящем в стране и мире. Выделены факторы, влияющие на медиапрактики молодежи. Обозначены перспективы дальнейшего исследования данной проблематики.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Ананченко, А. Б., Никулин, Е. Р. и Хардикова, А. С. (2022), «Специфика цифровой активности и приемлемые сценарии политического поведения российской молодежи: ценностно-идеологические ориентации и географическая дифференциация»,Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования, 8 (1), 55-70. DOI: 10.18413/2408-932X-2022-8-1-0-5
Аникина, М. Е. (2017), «Медиапотребление российских школьников: центр и регионы», Медиа@льманах, 4, 50-62.
Бродовская, Е. В. и Хуанг, Т. (2019), «Цифровое поколение: гражданская мобилизация и политический протест российской молодежи», Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 5, 3-18.
Вьюгина, Д. М. (2018), «Интернет в ежедневном медиапотреблении цифрового поколения России», Медиаскоп, 3 [Электронный ресурс], URL: http://www.mediascope.ru/2475 (дата обращения: 17.01.2025). DOI: 10.30547/mediascope.3.2018.11
Давлетшина, М. И. (2021), «Медиапрактики современных детей младшего школьного возраста», Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 5, 3-26. DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2021.326
Дринова, Е. М., Морозов, С. И. и Панкратов, С. А. (2021), «Постинформационная эпоха: молодежные протесты в контексте глобальной цифровой культуры», Общество: политика, экономика, право, 9, 13-17. DOI: 10.24158/pep.2021.9.1
Дунас, Д. В., Вартанов, С. А., Кульчицкая, Д. Ю., Салихова, Е. А. и Толоконникова, А. В. (2019), «Теоретические аспекты изучения медиапотребления российской молодежи: к пересмотру теории использования и удовлетворения», Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 2, 3-28. DOI: 10.30547/vestnik.journ.2.2019.328
Игнатовский, Я. Р. (2021), «Роль цифровизации в трансформации российского политического протеста», Власть, 29 (1), 84-89. DOI: 10.31171/vlast.v29i1.7917
Казаков, А. А. (2018), «Манипулятивный потенциал поляризованного политического медиатекста: вариант измерения», Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 6, 75-93.
Казаков, А. А., Вилков, А. А. и Шестов, Н. И. (2022), «Потребление социально-политической информации молодежью Саратовской области как фактор формирования политических установок и предпочтений», Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 3, 3-34. DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2022.334
Казаков, А. А. (2022), «Ценность справедливости в представлениях современной молодежи», Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология, 22 (1), 114-120. DOI: 10.18500/1818-9601-2022-22-1-114-120
Коломиец, В. П. (2010), «Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе», Социологические исследования, 1, 58-65.
Комарова, А. А. (2018), «Основные тенденции медиапотребления в России в условиях динамически меняющиеся реальности», Вестник университета, 5, 162-166. DOI: 10.26425/1816-4277-2018-5-162-166
Кульчицкая, Д. Ю. и Филаткина, Г. С. (2021), «Фоновое медиапотребление как часть медиапрактик российской “цифровой молодежи”», Медиаскоп, 1 [Электронный ресурс], URL: http://www.mediascope.ru/2680 (дата обращения: 17.01.2025). DOI: 10.30547/mediascope.1.2021.2
Медиапотребление «цифровой молодежи» в России (2021), под ред. Дунаса, Д. В., Фак-т журн. МГУ, Москва.
Москаленко, Н. М. (2024), «Медиапотребление студентов Донбасса: ресурсы, форматы, оценки», Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 49 (5), 79-99. DOI: 10.55959/msu.vestnik.journ.5.2024.7999
Негров, Е. О. (2021), «Роль и особенности молодежного политического онлайн-активизма в современной России», Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 23 (1), 18-30. DOI: 10.22363/2313-1438-2021-23-1-18-30
Образцова, А. Ю. (2014), «Особенности медиапотребления детей школьного возраста (на примере г. Углич)», Медиаскоп, 4 [Электронный ресурс], URL: http://www.mediascope.ru/1648 (дата обращения: 17.01.2025).
Полуэхтова, И. А. (2018), «Динамика мотивационной структуры телепотребления россиян», Медиаскоп, 4 [Электронный ресурс], URL: http://www.mediascope.ru/2508 (дата обращения: 17.01.2025). DOI: 10.30547/mediascope.4.2018.8
Пырма, Р. В. (2019), «Протестные настроения российской молодежи в цифровой сети», Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 9 (6), 100-110. DOI: 10.26794/2226-7867-2019-9-6-100-110
Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И. и Нестик, Т. А. (2017), Цифровое поколение России: компетентность и безопасность, Смысл, Москва.
Сумская, А. С. (2022), «Пользовательская активность российского медиапоколения “цифрового пограничья”», Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры, 28 (3), 35-44. DOI: 10.15826/izv1.2022.28.3.043
Титов, В. В. (2020), «Стратегии социального протеста молодежи в рунете: сравнительный анализ поколений y и z», Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3, 139-158. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1674
Фролова, Т. И. и Образцова, А. Ю. (2017), «Медиаграмотность школьников в оценке учителей и родителей: результаты исследования», Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 4, 58-77.
Черевко, Т. С., Дунас, Д. В. и Толоконникова, А. В. (2018), «Новости в условиях интернетизации: анализ новостного потребления студентов», Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 1, 3-25. DOI: 10.30547/vestnik.journ.1.2018.325
Шентякова, А. В. и Гришин, Н. В. (2021), «Мобилизация политического протеста молодежи и российские видеоблогеры: результаты когнитивного картирования», GalacticaMedia: JournalofMediaStudies, 3 (2), 88-109. DOI: 10.46539/gmd.v3i2.155
Щепилова, Г. Г. (2014), «Потребность аудитории в интернете и традиционных СМИ», Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 5, 46-54.
Bykov, I. and Medvedeva, M. (2022), “Importance of Media Literacy for Political Communication in Russia: A Case of Student Community”, Media Education(Mediaobrazovanie), 18(1), 24-35. DOI: 10.13187/me.2022.1.24
Couldry, N. and Hepp, A. (2016), The Mediated Construction of Reality, Polity, Cambridge.
Davison, W. (1983), “The third-person effect in communication”, Public Opinion Quarterly, 47, 1-15.
Djumanova, S. (2022), “Media Consumption and Media Literacy Level of Uzbek Youth”, Media Education (Mediaobrazovanie), 18 (2), 157-168. DOI: 10.13187/me.2022.2.157
Fedorov, A. and Levitskaya, A. (2021), “Media Education Model Aimed at Effi cient Development of Audience’s Skills to Reasonably Confront the False (or Partially False) Information, Contained in Anti-Russian Ukrainian Internet Communication Resources”, Media Education (Mediaobrazovanie), 17 (4), 612-622. DOI: 10.13187/me.2021.4.612
Frolova, E., Rogach, O. and Tyurikov, A. (2022), “Student’s Media Competence: New Opportunities to Counteract Information Manipulations in Network Interactions”, Media Education (Mediaobrazovanie), 18 (3), 380-389. DOI: 10.13187/me.2022.3.380
Vartanova, E. (2019), “Russian media: a call for theorising the economic change”, Russian Journal of Communication, 11, 22-36. DOI: 10.1080/19409419.2019.1572531
Статья подготовлена в рамках госзадания № 124011800068-5 по теме «Влияние медиапрактик на политическое сознание российской молодежи: особенности, тенденции, возможности коррекции».