Трансгуманизм против гуманизма
Трансгуманистическое мировоззрение, будучи порождением культуры товарного фетишизма, является утопической и во многом безответственной реакцией на глобальный социально-биологический кризис. В статье вскрывается антиномичность основной идеи этого интеллектуального течения. С самого начала своего существования трансгуманизм содержит в себе серьезное противоречие между стремлением улучшать человеческую природу и стремлением ее преодолевать в пользу «постчеловека». В целом, трансгуманизм, в котором доминирует радикальная тенденция, фактически не является гуманизмом, так как трансгуманисты, рассматривая человека как средство для создания «постчеловека», сознательно нарушают гуманистический категорический императив И. Канта. Гарантией от перерождения гуманизма в трансгуманизм является антропоцентризм. Люди должны использовать современные технологические достижения не как средство порабощения и «преодоления» себя, а как средство своего развития. Гуманистическое разрешение социально-биологического кризиса состоит в переходе к профилактическим и персонифицированным формам медицины. Сделан вывод о том, что умеренным трансгуманистам, чающим совершенствовать человеческую природу в рамках подвида Homo sapiens sapiens, трансгуманизм, по сути, не нужен – совершенствование природных внутренних основ человеческого существования может и должно выступать неотъемлемой частью теоретической и практической стратегии реального гуманизма. Что же касается утопического, радикального трансгуманизма, то он способен только испортить или вообще уничтожить человеческое бытие.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Вирно, П. (2013), Грамматика множества: к анализу форм современной жизни, Ад Маргинем Пресс, Москва.
Вишев, И. В. (2014), Иммортогуманизм – последовательно оптимистическая форма современного гуманизма, Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования, 2(26), 56-64. EDN: SZEXNV
Внутских, А. Ю. (2012), «Отбор в неживой природе как эволюционный механизм и производственный принцип конвергентных технологий “неоиндустриального” общества», Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 2(10), 31-46. EDN: NMIPJC
Горц, А. (2010), Нематериальное. Знание, стоимость и капитал, ИД Высшей школы экономики, Москва.
Дубровский, Д. И. (2012), «Биологические корни антропологического кризиса. Что дальше?», Человек, 6, 51-54. EDN: PJQSQP
Желнин, А. И. (2016), «Идея “биологической недостаточности” человека как фундамент трансгуманизма и ее критический анализ», Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки, 3(250), 86-90. DOI: 10.5862/JHSS.250.10. EDN: XHRGTH
Жолобова, Ю. В. и Счастливцева, Е. А. (2019), «Философское содержание трансгуманизма в контексте кризисности человеческой природы», Вестник Вятского государственного университета, 2(132), 14-22. DOI: 10.25730/VSU.7606.19.014. EDN: CISIDT
Кузнецов, В. Г. (2017), «Электронная культура и проблема чипизации», Философские науки, 2, 58-64. EDN: YNFWAF
Курочко, М. М. и Харченко, Д. О. (2021), «Трансгуманизм и феномен сверхчеловека», Norwegian Journal of Development of the International Science, 61-1, 63-66. DOI: 10.24412/3453-9875-2021-61-63-66. EDN: XBQSSM
Кутырев, В. А. (2009), Бытие или Ничто, Алетейя, Санкт-Петербург.
Летов, О. В. (2009), «Человек и “сверхчеловек”: этические аспекты трансгуманизма», Человек, 1, 19-25. EDN: MUSJQT
Малькова, Т. П. (2018), «Киборгизация: онтологические проблемы исследования», Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 3(89), 87-92. DOI: 10.30853/manuscript.2018-3.16. EDN: XOQFNJ
Ницше, Ф. (1990), «Так говорил Заратустра: книга для всех и ни для кого», Ницше, Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 2, Мысль, Москва, 5-237.
Оттуа, Ж. (2014), «Трансгуманизм – это гуманизм?», Человек, 6, 46-53. EDN: THEGAX
Полякова, О. В. (2015), «Социальные практики российского трансгуманизма», Высшее образование в России, 8-9, 154-162. EDN: VBBWPT
Поршнев, Б. Ф. (2006), О начале человеческой истории, ФЭРИ-В, Москва. EDN: QKPDHX
Прайд, В. и Медведев, Д. А. (2008), «Феномен NBIC-конвергенции. Реальность и ожидания», Философские науки, 1, 97-116. EDN: IJOQTX
Ромащенко, А. А. (2013), «Феномен телесного бессмертия в XXI веке: гуманизм и трансгуманизм как инструменты капиталистической культуры», Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире, 3(22), 116-120. EDN: REBIAT
Смирнов, С. А. (2022), «Наше бесчеловечное будущее, или Уловка трансгуманизма», Человек, 33(1), 61-79. DOI: 10.31857/S023620070019075-9. EDN: UVFKVE
Феррандо, Ф. (2022), Философский постгуманизм, ИД Высшей школы экономики, Москва. DOI: 10.17323/978-5-7598-2584-5
Фукуяма, Ф. (2004), Наше постчеловеческое будущее, перев. с англ. Левина, М. Б., АСТ; Люкс, Москва. EDN: QOEXLL
Хабермас, Ю. (2002), Будущее человеческой природы, перев. с нем. Хорьковой, М. Л., Весь Мир, Москва. EDN: SGUYVP
Черемных, Л. Г. и Губанов, Н. Н. (2023), «Умеренный и радикальный трансгуманизм», Современные философские исследования, 3, 112-121. DOI: 10.18384/2949-5148-2023-3-112-121. EDN: JKPTPI
Шиловская, Н. С. (2013), «От общества гуманизма к обществу трансгуманизма?», Философия и общество, 3, 141-150. EDN: PLLLUO
Юдин, Б. Г. (2018), «О человеке, его природе и его будущем», Человек.RU, 13, 235-250. DOI: 10.32691/2410-0935-2018-13-235-250. EDN: SJBNDF
Юдин, Б. Г. (2013), «Что там, после человека?», Философские науки, 8, 24-37. EDN: RCGAJF
Aydin, C. (2017), “The Posthuman as Hollow Idol: A Nietzschean Critique of Human Enhancement”, The Journal of Medicine and Philosophy: A Forum for Bioethics and Philosophy of Medicine, 42(3), 304-327. DOI: 10.1093/jmp/jhx002
Bostrom, N. A history of transhumanist thought [Электронный ресурс], URL: http://jetpress.org/volume14/bostrom.html (дата обращения: 25.12.2024).
Bostrom, N. (2011), “In Defense of Posthuman Dignity”, H±. Transhumanism and Its Critics, in Hansell, G. R. and Grassie, W. (eds), Metanexus Institute, Philadelphia, 55-66.
Bostrom, N. (2005), “Transhumanist values”, Journal of Philosophical Research, 30, Issue Supplement, 3-14. DOI: 10.5840/jpr_2005_26
Dyer-Witheford, N., Kjøsen, A. M. and Steinhoff, J. (2019), Inhuman Power. Artificial Intelligence and the Future of Capitalism, Pluto Press, London.
Haney, W. S. (2006), Cyberculture, Cyborgs and Science Fiction: Consciousness and the Posthuman, Rodopi, Amsterdam; New York. DOI: 10.1163/9789401202701
Huxley, J. (1959), New Bottles for New Wine, Chatto & Windus, London.
Kurzweil, R. Asingularityq + a [Электронный ресурс], URL: https://www.writingsbyraykurzweil.com/a-singularity-q-a (дата обращения: 25.12.2024).
More, M. (2010), “The Overhuman in the Transhuman”, Journal of Evolution and Technology, 21(1), 1-4.
More, M. (2013), “The Philosophy of Transhumanism”, The Transhumanist Reader: Classical and Contemporary Essays on the Science, Technology, and Philosophy of the Human Future, First Edition, in More, M. and Vita-More, N. (eds), John Wiley & Sons, Chichester, 3-17. DOI: 10.1002/9781118555927.ch1
Sorgner, S. (2009), “Nietzsche, the Overhuman, and Transhumanism”, Journal of Evolution and Technology, 20(1), 29-42.
“Transhumanist Declaration (2012)” (2013), The Transhumanist Reader: Classical and Contemporary Essays on the Science, Technology, and Philosophy of the Human Future, First Edition, in More, M. and Vita-More, N. (eds), John Wiley & Sons, Chichester, 54-55.
Walker, M. (2011), “Ship of Fools: Why Transhumanism Is the Best Bet to Prevent the Extinction of Civilization”, H±. Transhumanism and Its Critics, in Hansell, G. R. and Grassie, W. (eds), Metanexus Institute, Philadelphia, 94-111.