От герменевтики молчания к теологии тишины
Философско-теологическое исследование этического аспекта тишины, молчания и слушания актуально не только в контексте развития межрелигиозного диалога христианства и ислама, но и приобретает дополнительную остроту в современных реалиях вследствие появления новейших феноменов голосовой реальности в виде цифровых голосов-симулякров, что порождает опасную тенденцию виртуализацией духовно-нравственных ценностей. В работе привлекаются познавательные ресурсы классических, а также различных современных герменевтических, феноменологических и постмодернистских подходов, направленных на осмысление слушания, молчания и безмолвия в их этическом и апофатическом аспектах для анализа и рефлексии над диалектикой безмолвия и звука. Затем, во второй части статьи предпринята попытка формулировки пролегоменов к исламской теологии тишины, опирающихся на систематизацию сведений из исламской традиции, касающихся важности слушания, речи и безмолвия. Рассматриваются этический и апофатический аспекты слуха и молчания с приведением теоретической классификации и специфических религиозно обоснованных практик соблюдения баланса между ними. В результате сформулированы почти утраченные глубинные (апофатические) смыслы данных феноменов.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
‘Абд ал-Карим, Б. (2022), Терминология Корана: лингвистический и семантический анализ, пер. с англ. Коваленко, С. М., Петербургское Востоковедение, Санкт-Петербург.
Абу Бакр Каландар Руми (2017), Каландар-наме: избранное, пер. с перс. Гибадуллина, И. Р. и Шамсимухаметовой, М. Р., общая и науч. ред. предисл., комм. Гибадуллина, И. Р., Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, Казань.
Абу Хамид Аль-Газали (2007), Возрождение религиозных наук (Ихйа’ ‘улум Ад-дин). Том I, пер. с араб. Насырова, И. Р. и Ацаева, А. С., ИД «Нуруль Иршад», Москва.
Абу Хамид Аль-Газали (2018), Эликсир счастья (Кимиййа са‘адат). Том 3. Раздел 3: О губительном, пер. с перс., и вступ. ст. Гибадуллина, И. Р., Петербургское Востоковедение, СПб.; Казань.
Акыда ас-Санусийя с комментариями шейха Абу Адама ан-Наруиджи (2012), 1-е издание, Махачкала.
Ас-Са‘ади Абд ар-Рахман бин Насир (2012), Толкование Священного Корана «Облегчение от Великодушного и Милостивого». Смысловой перевод Корана на русский язык с комментариями Абд ар-Рахмана ас-Саади. В 3 т. Т. 1, 2-е изд., испр., пер. Кулиева, Э. Умма, Москва.
Бладел, К. ван. (2022), Арабский Гермес: от языческого мудреца до пророка науки, пер. с англ. и араб. Розова, В. А. и Хасанова, М. М., науч. ред. Розова, В. А., науч. ред., вступ. ст. и коммент. Двинянинова, Б. К., под общ. ред. Двинянинова, Б. К, Академия исследований культуры, Санкт-Петербург.
Бородовская, Л. З. (2024), «Поэма Абу Бакра Каландара Руми “Каландар-наме” как источник сведений по суфийской ритуальной музыке», Золотоордынское обозрение, 12 (3), 512-528. DOI: 10.22378/2313-6197.2024-12-3.512-528, EDN: AVKGDF
Витгенштейн, Л. (2018), Логико-философский трактат, пер. с нем. Добросельского, Л., Издательство АСТ, Москва.
Гиргас, В. Ф. (2006), Арабско-русский словарь к Корану и хадисам. [Казань. Типография имперского университета, 1881], Диля, Санкт-Петербург.
Готвальд, И. Ф. (1863), Опыт арабско-русского словаря на Коран, семь моаллакат и стихотворения Имрулькейса, Университетская типография, Казань.
Дафтари, Ф. (2004), Краткая история исма‘илизма: Традиции мусульманской общины, пер. с англ. Додыхудоевой, Л. Р., Додхудоевой, Л. Н., АСТ; Ладомир, Москва.
Деррида, Ж. (1998), Эссе об имени, пер. с фр. Шматко, Н. А., Алетейя, Санкт-Петербург.
Деррида, Ж. (2000a), О грамматологии, пер. с франц. и вступ. ст. Автономовой, Н. С. Ad Marginem, Москва.
Деррида, Ж. (2000b), Письмо и различие, пер. с франц. Лапицкого, В., Гараджи, А. и Фокина, С., Академический проект, Санкт-Петербург.
Джемаль, Г. Д. (2020), Новая теология. Избранные лекции, Эксмо, Москва.
Кныш, А. Д. (2004), Мусульманский мистицизм: краткая история, пер. с англ. Романова, М. Г., Диля, Санкт-Петербург.
Колесников, С. А. (2024), «Метафизика и апофатика цифровых голосов: возможности философско-религиозного осмысления», Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии, 3 (23), 129-142. DOI: 10.47132/2541-9587_2024_3_129, EDN: QHBWVT
Коначева, С. А. (2025), «О возможности христианской онтологии после Хайдеггера: феноменология как путь переосмысления восточно-христианской традиции», Horizon. Феноменологические исследования, 14 (1), 93-114.
Корбен, Анри (2010), История исламской философии, пер. с франц. и примеч. Кузнецова, А., Прогресс-Традиция, Москва.
Корбен, Ален (2020), История тишины: от эпохи Возрождения до наших дней, пер. с франц. Поляк, О., Текст, Москва.
Логинова, М. В., Прокаева, О. Н. (2023), «Звуковой код культуры: феномен тишины», Сфера культуры, 2 (12), 13-19. DOI: 10.48164/2713-301X_2023_12_13, EDN: EGIPLU
Мануссакис, Дж. П. (2014), Бог после метафизики. Богословская эстетика, ДУХ I. ЛITEPA, Киев.
Миржакып, Д. (2022), «Разве Мы не раскрыли тебе твою грудь?», По ту сторону неба без звезд: памяти Гейдара Джемаля, сост. Жигалкина, С. А., ЯСК; Гнозис, Москва, 247-283.
Осборн, Г. Р. (2009), Герменевтическая спираль. Общее введение в библейское толкование, пер. с англ. Сериковой, Н., Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация, Одесса.
Петрухин, С. С. (2024), «Антуан Февр. Искусство прохождения границ», Февр А. Вечный Гермес: от греческого бога до алхимического маг, пер. с англ. и коммент. Никулиной, А. С., науч. ред., ст. и коммент. Двинянинова, Б. К, АИК, Санкт-Петербург, 7-25.
Рикёр, П. (1969), Герменевтика и психоанализ. Религия и вера, пер. с фр. Вдовиной, И. С., Искусство, Москва.
Румянцев, С. Ю. (2003), Книга тишины. Звуковой образ города, Институт русской литературы, Санкт-Петербург.
Садыков, И. М. (2025), Сумма рационального богословия. Акыда: общие основания вероубеждения, Ислам Нуры, Набережные Челны.
Седанкина, Т. Е. (2022), «Священная книга (Коран) как речевое событие: герменевтические подходы», Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования, 8 (3), 58-76. DOI: 10.18413/2408-932X-2022-8-3-0-5, EDN: WKSKWG
Серрано, М. (2012), Змей Рая, Ex Nord Lux, Тамбов.
«Символы и эмблематы от Джулио Бонасоне» (2020), Аукционный дом «Литфонд», [Электронный ресурс], 26.12.2020, URL: https://www.litfund.ru/news/7830/ (дата обращения: 01.08.2025).
Солонченко, А. А. (2020), «Православная мысль в условиях постмодерна и богословско-философский контекст ее формирования», Дисс. … канд. богословия, Сергиев Посад. DOI: 10.31802/GB.2020.39.4.004, EDN: GXTGYT
Тафсир аль-Коран.Аль-Мунтахаб (2003), Умма, Москва.
Темнов, Г. (2020), «Воззвание к Бездне», в книге: Темнов, Г., Синенко, Г. Последний чертог, б. и., Москва, 11-64.
Февр, А. (2024), Вечный Гермес: от греческого бога до алхимического мага, пер. с англ. и коммент. Никулиной, А. С., науч. ред., ст. и коммент. Двинянинова, Б. К., вст. ст. Петрухина, С. С., под общ ред. Двинянинова, Б. К., АИК, Санкт-Петербург.
Хайдеггер, М. (2013) Что такое метафизика?, пер. с нем. Бибихина, В. В., Академический проект, Москва.
Читтик, У. К. (1995), В поисках скрытого смысла. Духовное учение Руми, , пер. с англ., араб. Смирнова, А. В., cост., предисл. Степанянц, М., Ладомир, Москва.
Энциклопедия исламской этики (2020). Часть 1. Введение (Мусуа аль-ахляк аль-ислямиййя. Джуз аль-авваль. Мукаддиат фи аль-ахляк – аль-ихсан – аль-альф). Т. 8, 44-50 [Электронный ресурс], URL: https://archive.org/details/akhlaq01 (дата обращения: 10.08.25).
Achillis Bocchii Bonon (1555), Symbolicarum quaestionum de universo genere quas serio ludebat libri quinque Italy (1555) [Электронный ресурс], URL: https://archive.org/details/bocchiibononsymb00bocc/page/132/mode/2up/ (дата обращения: 01.08.25).
Caputo, J. D. (2006), The Weakness of God: a theology of event, Indiana University Press, Bloomington. DOI: 10.2979/4159.0