16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2025-11-3-0-3

Воображаемая середина: случай сказителя (Одиссея. Песнь VIII)

Внимание в статье сфокусировано на более глубоком понимании механизмов, посредством которых архаические общества обеспечивали социальное единство и идентичность в ситуациях, когда традиционные формы коммуникации не могли полноценно выполнять свои функции. В современном медиальном пространстве изучение таких протомедиальных механизмов становится особенно актуальным, так как позволяет прояснить глубинные процессы формирования коллективного сознания и социальной идентичности, лежащие в основе современных коммуникационных практик. Новизна подхода состоит в том, что авторы вводят и раскрывают концепцию «воображаемой середины», показывая ее ключевую роль в организации социальной коммуникации и символической идентификации архаических групп. На основе структурного подхода парижской культурно-антропологической школы детально анализируется деятельность сказителя на примере восьмой книги «Одиссеи» Гомера. Впервые роль сказителя рассматривается не только как транслятора мифологических сюжетов, но и как фигуры, запускающей механизмы эмоционального и эстетического воздействия, необходимые для идентификации героя и социальной «перезагрузки» сообщества. Предложен оригинальный подход к анализу социальных пространств, где сказитель совместно с царем обеспечивает управление символическими ресурсами группы. Сказитель использует систему эмоциональных триггеров для активизации коллективной памяти и идентичности, при этом эффективность воображаемой середины существенно зависит от конкретного социального и символического контекста. Авторы приходят к выводу о том, что воображаемая середина представляет собой фундаментальный механизм социальной коммуникации, протомедиальный по своей природе, так как она структурирует коллективные представления и смыслы аналогично тому, как это делают современные медиа, создавая основу для общего понимания и социальной интеграции.

Количество просмотров: 11 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 19
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: