Воображаемая середина: случай сказителя (Одиссея. Песнь VIII)
Внимание в статье сфокусировано на более глубоком понимании механизмов, посредством которых архаические общества обеспечивали социальное единство и идентичность в ситуациях, когда традиционные формы коммуникации не могли полноценно выполнять свои функции. В современном медиальном пространстве изучение таких протомедиальных механизмов становится особенно актуальным, так как позволяет прояснить глубинные процессы формирования коллективного сознания и социальной идентичности, лежащие в основе современных коммуникационных практик. Новизна подхода состоит в том, что авторы вводят и раскрывают концепцию «воображаемой середины», показывая ее ключевую роль в организации социальной коммуникации и символической идентификации архаических групп. На основе структурного подхода парижской культурно-антропологической школы детально анализируется деятельность сказителя на примере восьмой книги «Одиссеи» Гомера. Впервые роль сказителя рассматривается не только как транслятора мифологических сюжетов, но и как фигуры, запускающей механизмы эмоционального и эстетического воздействия, необходимые для идентификации героя и социальной «перезагрузки» сообщества. Предложен оригинальный подход к анализу социальных пространств, где сказитель совместно с царем обеспечивает управление символическими ресурсами группы. Сказитель использует систему эмоциональных триггеров для активизации коллективной памяти и идентичности, при этом эффективность воображаемой середины существенно зависит от конкретного социального и символического контекста. Авторы приходят к выводу о том, что воображаемая середина представляет собой фундаментальный механизм социальной коммуникации, протомедиальный по своей природе, так как она структурирует коллективные представления и смыслы аналогично тому, как это делают современные медиа, создавая основу для общего понимания и социальной интеграции.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Видаль-Накэ, П. (2001), «Черный охотник и происхождение афинской эфебии», Черный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире, Ладомир, Москва, 135-154.
Гомер (1990), Илиада, пер. Гнедича, Н. И., Наука, Ленинград.
Гомер (2000), Одиссея, пер. Жуковского, В. А., Наука, Москва.
Дугин, Е. Я. (2024), «Медиакоммуникации и журналистика как основа креативной индустрии», Вестник Академии медиаиндустрии, 3(39), 7-18. EDN: LHWOBR
Михайлин, В. Ю. (2025), «Et in Arcadia ego: искусство управления стрессом в идиллическом дискурсе (“адресные” идиллии Феокрита)», Зло как благо. Интерпретация культурных кодов: 2025, Наука, Саратов, 5-12. EDN: JOZTCA
Михайлин, В. Ю. (2014), «О ситуативности репутаций: возвращение Одиссея», Отечественные записки, 1(58), 52-84. EDN: RWUATL
Радионцева, Е. С. (2024), «Медиакоммуникации как среда для формирования импринтинга», Научный диалог, 13(7), 196-216, DOI: 10.24224/2227-1295-2024-13-7-196-216; EDN: QEINTH
Распопова, С. С. (2023), «Медиакоммуникации в системе университетского образования: к постановке проблемы», Государственная служба, 25 (3), 77-90, DOI: 10.22394/2070-8378-2023-25-3-77-84; EDN: BSHTZU
Тышецкая, А. Ю. (2023), «Цифровые платформы и современные медиакоммуникации: актуальные исследовательские подходы», Медиаскоп, 4. EDN: RDKBGA
Broeniman, C. (1996), “Demodocus, Odysseus, and the Trojan War in ‘Odyssey’ 8”, The Classical World, 90(1: Sep.–Oct.), 3-13.
Detienne, M. (1996), The Masters of Truth in Archaic Greece, Zone Books, New York.
Ὅμηρυ (1920), Ἰλιάς, Homeri opera recognoverunt brevique adnotatione critica instruxerunt, Vol. 1–2, Clarendon Press, Oxford.
Ὅμηρυ (1954), Ὀδύσσεια, Macmillan and Co Ltd, London.
Polignac, F. de (1984), La naissance de la cité grecque. Cultes, espace et société, VIIIe–VIIe siècles [The Birth of the Greek City: Cults, Space and Society, 8th–7th centuries BC], La Découverte, Paris.
Pucci, P. (1987), Odysseus Polutropos: Intertextual Readings in the Odyssey and the Iliad, Cornell University Press, Ithaca; London.
Reece, S. (1993), The Stranger's Welcome. Oral Theory and the Aesthetics of the Homeric Hospitality Scene, The University of Michigan Press, Ann Arbor. DOI: 10.3998/mpub.13509
Rose, G. P. (1969), “The Unfriendly Phaeacians”, Transactions and Proceedings of the American Philological Association, 100, 387-406. DOI: 10.2307/2935923
Roth, C. P. (1976), “The kings and the Muses in Hesiod’s Theogony”, Transactions and Proceedings of the American Philological Association, 106, 331-338.
Segal, C. (1994), Singers, heroes, and gods in the Odyssey, Cornell University Press, Ithaca, London.
Teubner, B. G. (2006), “The Singer in the Odyssey”, Schrift, Text und Bild [Электронный ресурс], URL: https://doi.org/10.1515/9783110925869.1 (дата обращения: 25.03.2025).
Vernant, J.-P. (2006), Myth and Thought among the Greeks,: Zone Books, New York.