Китоврас на границе культурных миров: литературные и мифопоэтические интерпретации образа
В современной социально-культурной обстановке возрастает актуальность междисциплинарных исследований в области истории, филологии и литературоведения в силу необходимости общими научными усилиями создавать целостное понимание взаимодействий разных типов культур, постоянно находящихся в условиях торговых и политических коммуникаций. Одним из проблемных аспектов этого исследования является механизм интертекстуальности, который работает по-разному в социально-политической (русской, письменной) и природной (мифопоэтической, традиционной культуры аборигенного населения Русской Арктики) сферах бытия. Работа этого механизма была изучена методами сравнительного историко-культурного и литературно-интерпретационного анализов на примере одного из наиболее символически нагруженных артефактов ̶ зеркаловидной бронзовой медали (далее – ЗБМ) XVII в., случайно обнаруженной на о. Фаддей Северный в море Лаптевых осенью 1940 г. топографами Восточно-Таймырской гидрографической экспедиции[1]. Предметом исследования стало явление интертекстуальности, реализуемое аборигенными мастерами в Сибири и Русской Арктике как метаморфозы образа Китовраса на базе русских инвариантов ЗБМ. Целью исследования было проследить иконографические метаморфозы, которые разрушали образ Китовраса как библейского царя-мудреца и учителя, превращая его в духа-помощника шаманов, чтобы выяснить, как и зачем форматы эстетических канонов русского культурного мира адаптировались/переосмыслялись аборигенным населением этих регионов Евразии. Новизна проведенного исследования определяется тем, что впервые на примере анализа литературной, мифопоэтической и иконографической многоаспектности образа Китовраса, запечатленного на оборотной стороне ЗБМ, осуществлена попытка изучения разных форм осмысления социального (русская традиция) и природного (шаманская традиция коренного населения Русской Арктики) бытия людьми разных культурных миров эпохи позднего Средневековья. Метаморфозы образа Китовраса в культуре коренного населения Сибири и Русской Арктики, с одной стороны, высвечивают формы латентного протеста против вторжения непонятного и чуждого христианского культурного мира, неприятия аборигенным населением его духовных и символических ценностей. С другой стороны, исследование констатировало адаптацию достижений материальной культуры русских, привносимой в их жизнь по мостам торговых контактов, а именно: ценностей «желтого» металла (медь, бронза), формальных особенностей этого типа артефактов (круглая форма ассоциировалась с солярной символикой в аборигенных мифопоэтических воззрениях).
[1] На территории России было обнаружено более 40 аналогичных предметов, декор оборотной стороны которых был представлен иконографически разными образами: от Китовраса, запечатленного на фоне звезд, с крыльями и инсигниями царской власти, до одного из духов шаманского пантеона аборигенного населения северо-востока Русской Арктики и Сибири.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Аванесов, С. С. (2023), «Ребро кентавра: образ китовраса в визуальной структуре городского пространства», Визуальная теология, 5 (2), 208-264. DOI: 10.34680/vistheo-2023-5-2-208-264, EDN: AZWJPT
Александрия: Роман об Александре Македонском по русской рукописи XV века (1965), издано по «Сборнику А», Наука, Москва; Ленинград.
Алексеев, А. А. (1987), «Переводы с древнееврейских оригиналов в Древней Руси», Russian Linguistics, 11, 11-20.
Арктика – мой дом: Народы Севера Земли: Полярная энциклопедия школьника (1999), Северные просторы, Москва.
Белова, О. В. (2001), Славянский бестиарий, Индрик, Москва.
Бобров, А. Г. (2017), «Китоврас Ефросина Белозерского», Труды Отдела древнерусской литературы.Т. 65, отв. ред. Семячко, С. А, Пушкинский Дом, Санкт-Петербург, 423-449.
Боброва, А. И. (1997), «Письмо из Средневековья», Земля верхнекетская: Сб. науч.-попул. очерков к 60-летию образования Верхнекетского района, Изд-во Томского ун-та, Томск, 118-130.
Вагнер, Г. К. (1966), «“Моление Даниила Заточника” – скульптура Георгиевского собора. – “Слово о погибели Рускыя земли”», Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 22: Взаимодействие литературы и изобразительного искусства в Древней Руси, отв. ред. Лихачев, Д. С., Наука, Москва; Ленинград, 46-56.
Вагнер, Г. К. (1969), «Литература, апокрифы и фольклор в творчестве мастеров Всеволода III», Труды Отдела древнерусской литературы.Т. 24: Литература и общественная мысль Древней Руси, Наука, Ленинградское отделение, Ленинград, 75-79.
Вертман, Е. Г. (2015), «Масс-спектрометрический мультиэлементный анализ артефактов древнего бронзолитейного центра и шаманской атрибутики Таймыра», Теория и практика археологических исследований, 1, 94-112. DOI: 10.14258/tpai(2015)1(11).-07, EDN: UHANYZ
Веселовский, А. Н. (1872), Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине, Типография В. Демакова, Санкт-Петербург.
Водолазкин, Е. Г. (2006), «Краткая Хронографическая Палея (текст). Выпуск 1», Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 57, отв. ред. Творогов, О. В., Дмитрий Буланин, Санкт-Петербург, 891-915.
Водолазкин, Е. Г. (2008), Всемирная история в литературе Древней Руси (на материале хронографического и палейного повествования XI–XV вв.), Пушкинский дом, Санкт-Петербург.
Гафни, И. (2003), Евреи Вавилонии в талмудическую эпоху, Мосты культуры; Гешарим, Москва; Иерусалим.
Гладкая, М. С. (2015), «Кентавры в резьбе Дмитровского собора во Владимире. Осмысление образа», Археология Владимиро-Суздальской земли: материалы научного семинара.Вып. 5, Ин-т археологии РАН, Москва, 245-255.
Головнёв, А. В. (1995), Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров, УрО РАН, Екатеринбург.
Голосовкер, Я. Э. (1993), Сказание о титанах, Высшая школа, Москва.
Камчатнов, А. М. и Мильков, В. В. (2019), «Апокрифический цикл о царе Соломоне в составе Палеи Толковой», Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Научный журнал, 1, 200–228, DOI: 10.24411/2618-9674-2019-10016
Квашнин, Ю. Н. (2009), «Особенности развития этнических и социально-экономических процессов в низовьях Енисея в ХХ – начале ХХI в.», Вестник археологии, антропологии и этнографии, 10, 102-112.
Клюев, Н. (1977), Стихотворения и поэмы, Советский писатель, Ленинград.
Окладников, А. П. (1950), «Бронзовое зеркало с изображением кентавра, найденное на о. Фаддея», Советская археология, 13, 139-172.
Окладников, А. П. (1951), «Археологические находки на острове Фаддея и на берегу залива Симса», Исторический памятник русского арктического мореплавания XVII века, Изд-во Главсеморпути, Москва; Ленинград, 7-40.
Окладникова, Е. А. (2025), Таймырская находка, Сохраненная культура, Санкт-Петербург.
Отчет императорской археологической комиссии за 1901 г. (1903), Типография главного управления уделов, Санкт-Петербург.
Перетц, В. Н. (1933), «О некоторых основаниях для датировки древнерусского литья», Известия государственной академии истории материальной культуры. Вып. 73, Изд-во ГАИМК, Ленинград, 1-55.
Пошехонова, О. Е. и Семенова, В. И. (2009), «Находки ненецкой священной нарты в бассейне р. Большая Хета на полуострове Таймыр», Вестник археологии, антропологии и этнографии, 11, 101-110.
Прокофьева, Е. Д. (1949), «Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана», Сборник Музея антропологии и этнографии.Т. 11, Изд-во АН СССР, Москва; Ленинград, 335-375.
Рукопись 729. Палея с прибавлениями (1902), полууст., XV века, в четверть, 217 листов. л. 182 об.
Рыбаков, Б. А. (1979), «Космологическая символика “чудских” шаманских бляшек в русских вышивках», Финно-угры и славяне: доклады первого советско-финляндского симпозиума по вопросам археологии, Наука, Ленинград, 7-34.
Семенова, В. И. (2012), «Зеркальные бляхи как явление русской художественной металлопластики», Вестник Челябинской академии культуры и искусств, 2, 134-136.
Словарь книжников и книжности Древней Руси (XI – первая половина XIV вв.). Т. 1 (1987), Наука, Ленинград.
Соловьева, И. Д. (1989), «Книжник и иконописец Ефрем – современник Ефроcина», Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 42, отв. ред. Лихачев, Д. С., Наука, Ленинград, 268-279.
Спицын, А. А. (1926), Древности севера Вологодской, Архангельской, Северо-Двинской губернии и области Коми, Типография Тотемского отдела местного хозяйства, Тотьма.
«Суды Соломона» (1999), Библиотека литературы Древней Руси,Т. 3:XI–XII вв., Наука, Санкт-Петербург, 172-191.
Толковая Палея (1876), Типография Императорского университета, Казань.
«Толковая Палея» (1901), Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению Археографическою комиссиею. Т. 18, Тип. М.А. Александрова, Санкт-Петербург.
Тощев, А. (2020), «Откуда пришел Китоврас», Древняя Русь и мифология [Электронный ресурс], URL: http //https://example.com/kitovras (Дата обращения: 26.07.2025).
Уваров, А. С. (1908), Христианская символика. Символика древнехристианского периода, Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, Москва.
Фёдорова, Е. Г. (2017), Лошадь в истории, культуре и мировоззрении обских угров, Изд-во Том. ун-та, Ханты-Мансийск, Томск.
Яковлев, Я. А. (1992), «Позднесредневековые бляхи с изображением всадника из Северо-Западной Сибири», Орнамент народов Западной Сибири, , Томск, 51-68.
Aspelin, J. R. (1877), Antiquites du Nord Finno-Ougrien.T. 2, G.V. Edlund, Helsinki.
Исследование выполнено в рамках внутреннего гранта РГПУ им. А.И. Герцена (проект № 61-ВГ).