16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2025-11-3-0-5

Китоврас на границе культурных миров: литературные и мифопоэтические интерпретации образа

В современной социально-культурной обстановке возрастает актуальность междисциплинарных исследований в области истории, филологии и литературоведения в силу необходимости общими научными усилиями создавать целостное понимание взаимодействий разных типов культур, постоянно находящихся в условиях торговых и политических коммуникаций. Одним из проблемных аспектов этого исследования является механизм интертекстуальности, который работает по-разному в социально-политической (русской, письменной) и природной (мифопоэтической, традиционной культуры аборигенного населения Русской Арктики) сферах бытия. Работа этого механизма была изучена методами сравнительного историко-культурного и литературно-интерпретационного анализов на примере одного из наиболее символически нагруженных артефактов  ̶ зеркаловидной бронзовой медали (далее – ЗБМ) XVII в., случайно обнаруженной на о. Фаддей Северный в море Лаптевых осенью 1940 г. топографами Восточно-Таймырской гидрографической экспедиции[1]. Предметом исследования стало явление интертекстуальности, реализуемое аборигенными мастерами в Сибири и Русской Арктике как метаморфозы образа Китовраса на базе русских инвариантов ЗБМ. Целью исследования было проследить иконографические метаморфозы, которые разрушали образ Китовраса как библейского царя-мудреца и учителя, превращая его в духа-помощника шаманов, чтобы выяснить, как и зачем форматы эстетических канонов русского культурного мира адаптировались/переосмыслялись аборигенным населением этих регионов Евразии. Новизна проведенного исследования определяется тем, что впервые на примере анализа литературной, мифопоэтической и иконографической многоаспектности образа Китовраса, запечатленного на оборотной стороне ЗБМ, осуществлена попытка изучения разных форм осмысления социального (русская традиция) и природного (шаманская традиция коренного населения Русской Арктики) бытия людьми разных культурных миров эпохи позднего Средневековья. Метаморфозы образа Китовраса в культуре коренного населения Сибири и Русской Арктики, с одной стороны, высвечивают формы латентного протеста против вторжения непонятного и чуждого христианского культурного мира, неприятия аборигенным населением его духовных и символических ценностей. С другой стороны, исследование констатировало адаптацию достижений материальной культуры русских, привносимой в их жизнь по мостам торговых контактов, а именно: ценностей «желтого» металла (медь, бронза), формальных особенностей этого типа артефактов (круглая форма ассоциировалась с солярной символикой в аборигенных мифопоэтических воззрениях).

 

[1] На территории России было обнаружено более 40 аналогичных предметов, декор оборотной стороны которых был представлен иконографически разными образами: от Китовраса, запечатленного на фоне звезд, с крыльями и инсигниями царской власти, до одного из духов шаманского пантеона аборигенного населения северо-востока Русской Арктики и Сибири.

Количество просмотров: 11 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 17
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы
  • Благодарности

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: