Мотив превращения человека в животное в средневековых комментариях на «Метаморфозы» Овидия
В статье рассматривается мотив превращения человека в животное в средневековых комментариях на «Метаморфозы» Овидия. Актуальность исследования обусловлена интересом к теме репрезентации образов животных в европейской культуре Средневековья, а также связана с необходимостью углубленного изучения мифографической традиции, которая является важной частью средневековой рецепции античности в целом. Новизну и оригинальность исследования составляет анализ комментариев в работах мифографов на сюжеты античной мифологии с целью уточнения специфики морального переосмысления бестиарных образов. Для достижения поставленной цели были проанализированы комментарии на мифологические сюжеты о превращении спутников Улисса в свиней, Ликаона в волка, Ио в телицу, Каллисто в медведицу и другие. Делается вывод о том, что средневековые комментаторы «Метаморфоз» связывали мотив превращения человека в животное, с одной стороны, с искажением образа Божьего вследствие совершения греха, с другой стороны, с нравственной деградацией персонажа, результатом которого становилась утрата человеческого облика.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Боэций (2020), Утешение философией, пер. Уколовой, В. И., Цейтлина, М., вступит. ст. Маркова, А. В., примеч. Уколовой, В. И., РИПОЛ классик, Москва.
Дубовая, Е. В. (2016), В кругу бестиарных образов, ФЛИНТА, Москва.
Зеленин, Д. А. (2015), «Риторические стратегии совмещения человеческого и звериного в эмблематике», Бестиарный код культуры: Cб. статей, под ред. Довгий, О. Л., Intrada, Москва, 40-48.
Казакова, Е. В. (2015), «Анималистические персонажи Средневековья во французском литературном сознании XX века (бестиарии и “Роман о Лисе” Мориса Женевуа)», Бестиарный код культуры: Cб. статей, под ред. Довгий, О. Л., Intrada, Москва, 94-100.
Кислин, К. Б. (2022), «Средневековая рецепция античной мифологии: опыт систематизации», Научный результат. Социальныеигуманитарныеисследования, 8 (4), 35-47. DOI: 10.18413/2408-932X-2022-8-4-0-4
Лозинская, Е. В. (2023), «Животные в литературе: формы присутствия и функции», Социальные и гуманитарные науки. Отечественнаяизарубежнаялитература. Серия 7: Литературоведение, 3, 27-45. DOI: 10.31249/lit/2023.03.02
Надъярных, М. Ф. (2015), «Мифологика метаморфизма, или Следы химеры в современных вымыслах», Бестиарный код культуры: Cб. статей, под ред. Довгий, О. Л., Intrada, Москва, 78-93.
Субботина, О. В. (2015), «Визуализация греха в европейских первопечатных книгах: истоки и развитие бестиарных образов гордыни», Бестиарный код культуры: Cб. статей, под ред. Довгий, О. Л., Intrada, Москва, 30-39.
Barkan, L. (1986), The Gods Made Flesh: Metamorphosis and the Pursuit of Paganism, Yale University Press, New Haven and London, USA.
Bersuire, P. (2023), The Moralized Ovid, Transl. by Coulson, F. T. and Haynes, J., in Coulson, F. T. and Haynes, J. (ed.), Harvard University Press, Cambridge, USA.
Brumble, H. D. (1998), Classical Myths and Legends in the Middle Ages and Renaissance: A Dictionary of Allegorical Meanings, Greenwood Press, Westport, USA.
Chance, J. (1990), “Introduction”, in Chance, J. (ed.), The Mythographic Art: Classical Fables and the Rise of the Vernacular in Early France and England, University of Florida Press, Gainesville, USA, 3-44.
Copeland, R. and Struck, P. T. (2010), “Introduction”, in Copeland, R. and Struck, P. T. (ed.), The Cambridge Companion to Allegory, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 1-11.
Coulson, F. T. (2007), “Ovid’s Transformation in Medieval France (ca. 1100-ca. 1350)”, in Keith, A. and Rupp, S. (eds), Metamorphosis: The Changing Face of Ovid in Medieval and Early Modern Europe, Centre for Reformation and Renaissance Studies, Toronto, Canada, 33-60.
Coulson, F. T. (ed.) (2015), The Vulgate Commentary on Ovid’s Metamorphoses. Book 1, Medieval Institute Publications, Kalamazoo, USA.
Dimmick, J. (2003), “Ovid in the Middle Ages: Authority and Poetry”, in Hardie, P. (ed.), The Cambridge Companion to Ovid, Cambridge University Press, New York, USA, 264-287.
Fumo, J. C. (2014), “Commentary and Collaboration in the Medieval Allegorical Tradition”, in Miller, J. F. and Newlands, C. E. (eds), A Handbook to the Reception to Ovid, Wiley-Blackwell, Oxford, UK, 114-128.
Gillespie, V. (2005), “From the Twelfth Century to c. 1450”, in Minnis, A. and Jonson, I. (eds), The Cambridge History of Literary Criticism, Vol. 2, The Middle Ages, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 145-238.
Giovanni di Garlandia [John of Garland] (1933), Integumenta Ovidii [Ovid’s Integuments], by. Ghisalberti, F. (ed.), Casa Editrice Guiseppe Principato, Messina, Milano, Italy.
Ghisalberti, F. (1932), “Arnolfo d’Orléans: Un cultore di Ovidio nel secolo XII”, Memorie del Reale instituto Lombardo di scienze e lettere. Classe di lettere, scienze morali e storiche, 24 (4), 157-234 (in It.).
Ghisalberti, F. (1933), “Giovanni del Virgilio: Espositore delle Metamorfosi”, Giornale dantesco, 34(4), 3-110 (in It.).
Isidore of Seville (2006), The Etymologies, Transl. by Barney, S. A., Lewis, W. J., Beach, J. A. and Berghof, O., in Barney, S. A., Lewis, W. J., Beach, J. A., Berghof, O. (eds), Cambridge University Press, Cambridge, USA.
Knox, P. E. (2009), “Commenting on Ovid”, in Knox, P. E. (ed.), A Companion to Ovid, Wiley-Blackwell, Malden, USA, 327-340.
McKinley, K. L. (1996), “The Medieval Commentary Tradition 1100-1500 on Metamorphoses 10”, Viator, 27, 117-149. DOI: 10.1484/J.VIATOR.2.301124
Ortiz Robles, M. (2016), Literature and Animal Studies, Routledge, Abingdon and New York, UK and USA.