Сценическая герменевтика балетов Дж. Кранко в постановках Штутгартского театра конца XX – начала XXI в.
Предметом исследования в статье является творчество Джона Кранко, перевернувшего режиссуру сценического танца в балетном театре, превратив классические сюжеты в психологические драмы, где танец говорит громче слов, создав тем самым неоклассическое направление в хореографии. Его этапные постановки – «Укрощение строптивой», «Онегин», «Ромео и Джульетта» – стали эталоном сюжетного балета, подтверждая неоценимый вклад балетмейстера. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью эволюции методов Дж. Кранко, его герменевтического подхода истолкования источника, на примере современных постановок Штутгартского театра. Предлагаемая работа восполняет этот пробел, представляя новаторскую методику анализа хореографического текста через призму литературной драматургии и комплексный подход, при котором все составляющие уникального режиссерского метода Дж. Кранко вступают в диалог. Такой подход не только раскрывает механизмы воздействия балетов Дж. Кранко, но и дает инструменты для их современной интерпретации. Исследование охватывает историко-культурный контекст формирования стиля хореографа, сравнительный анализ различных постановок и иконографический метод, предполагающий работу с видеозаписями и фотоматериалами. Результаты исследования показывают изменение стиля Дж. Кранко, который трансформировался от строгого следования тексту к авторскому переосмыслению. Традиционная пантомима, заменяемая сложной системой танцевальных метафор, позволяла сохранять художественно-образную суть произведений, адаптируя их к меняющимся эстетическим парадигмам. Выводы исследования подтвердили первоначальную гипотезу: авторский анализ балетов Дж. Кранко («Укрощение строптивой», «Онегин», «Ромео и Джульетта») и анализ работ других исследователей выявил и подтвердил эволюцию его творческого стиля в диапазоне сложившейся герменевтической режиссуры, где драма передается через пластику, музыку, сценографию и композицию.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Ван Цишэнь (2023), «Актуальные проблемы психологии искусства», Миссия конфессий, 12 (3), 24-27. EDN: SEDWNC
Дубских, Т. М. (2015), «Метод интерпретации в искусстве танца», Чтение на Евразийском перекрестке, Челябинск, 24-25 сентября 2015 г.:третий Международный интеллектуальный форум, ЧГАКИ, Челябинск, 112-116.
Карпенко, В. Н., Карпенко. И. А. и Свойкина, Л. Ф. (2015), «Хореография и художественная литература: пересечение, взаимовлияние, развитие как фактор особого внимания современного балетного искусства», Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 6, 1-6. EDN: VWYZVB
Костецкий, В. В. (2020), «Анти-Хейзинга: другая философия игры», Вопросы философии, 2, 196-204. DOI: 10.21146/0042‒8744‒2020‒2-196-204; EDN: JNINUL
Кушнир, О. В. (2021), «Прочтение музыки П.И. Чайковского в режиссерском балете Дж. Кранко “Евгений Онегин”», Южно-Российский музыкальный альманах, 4, 34-44. DOI: 10.52469/20764766_2021_04_34; EDN: UDYVHH
Николаенко, Д. А. (2012), «Коммуникативный потенциал танцевальной культуры», Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология», 24 (4), 176-184. EDN: UMNMFR
Пегов, В. А., Грибкова, Л. П. и Матвеева, А. В. (2022), «Концепция “мыслящего тела” и ее реализация в научных исследованиях», Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 4, 569-572. DOI: 10.34835/issn.2308-1961; EDN: AXWQXJ
Подорога, В. А. (1995), Феноменология тела. Введение в философскую антропологию, Ad Marginem, Москва. EDN: SZFABP
«Прокофьев, С. “Ромео и Джульетта”: Балет в двух действиях» (2020), Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки [Электронный ресурс], URL: https://www.chelopera.ru/plays/about/romeo-i-dzhuletta-2020/brief/ (дата обращения: 28.06.2025).
Раков, В. П. (2012), «Герменевтика мифа и танца», Культура и искусство, 4, 84-89. EDN: PXANJT
Ромм, В. В. (1994), К методике палеохореографического анализа, НГТУ, Новосибирск.
Хохлова, Д. Е. (2015), «Джон Кранко. К истории создания многоактных балетных спектаклей на литературные сюжеты», Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, 3, 185-192. EDN: UFEUXH
Хохлова, Д. Е. (2016), «Многоактный сюжетный балет в творчестве Джона Кранко (спектакль “Онегин” в Штутгартском театре, 1965 г.)», Автореф. … канд. искусствоведения, Государственный институт искусствознания, Москва. EDN: ZQHDXP
Хохлова, Д. Е. (2018), «“Дама с камелиями” Дж. Ноймайера: хореографическая интерпретация романа А. Дюма», Вопросы театра, 1-2, 79-92.
Adilov, A. (2024), “The influence of scenary and scenography on the performance environment”, Oriental Art and Culture, 1, 50-55. EDN: ZQHDXP
Agbasiere, Ch. (2020), Managing the Environment in Theatrical Creativity for Economic and Democratic Survival, Anambra State University. DOI: 10.2139/ssrn.3720093
Barrowman, K. (2017), “Philosophical Problems in Contemporary Art Criticism: Objectivism, Poststructuralism, and the Axiom of Authorship”, The Journal of Ayn Rand Studies, 17 (2), 153-200.
Bilge, F. Z. and Okan, S. (2024), “‘When in Music We Have Spent an Hour’: Choreographer John Cranko’s Recontextualization of The Taming of the Shrew as a Ballet”, Litera: Journal of Language, Literature and Culture Studies, 34, 443-456.
Eseigbe, Ph. O. and Olugbenga, B. (2025), “Costume and Makeup as indispensable arts of theatre article info”, International Journal of Social Sciences, 4, 12-21.
“John Cranko” (2024), Bayerische Staatsoper [Электронный ресурс], URL: https://www.staatsoper.de/en/biographies/cranko-john (дата обращения: 26.06.2025).
“John Cranko's The Taming of the Shrew” (2022), TheatreHD [Электронный ресурс], URL: https://moscow.theatrehd.com/en/films/john-cranko-s-the-taming-of-the-shrew (дата обращения: 28.06.2025).
Harrison, G. (2025), “Onegin: A Hero Or A Villain?” Science and Education – Articles about the past, present and future of our world [Электронный ресурс], URL: https://en.scienceforming.com/10578018-onegin-a-hero-or-a-villain (дата обращения: 01.07.2025).
Nikishov, Yu. M. (2020), “Eugene Onegin’s stages of evolution”, Two centuries of the Russian classics, 2 (4), 136-171. DOI: 10.22455/2686-7494-2020-2-4-136-171; EDN: QMRRLH
Percival, J. (1983), Theatre in My blood: a Biography of John Cranko, Franklin Watts, New York.
Sokovikov, S. S. (2022), “The Interplay of Ballet and Literature”, Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 15 (1), 115-123. DOI: 10.17516/1997-1370-0881