Международные стажировки: нормативные смыслы и эмоционально-смысловая адаптация в китайском контексте
Международные стажировки рассматриваются как cложный процесс адаптации, в котором профессиональное развитие тесно переплетается с необходимостью соответствовать нормативным ожиданиям и эмоциональным требованиям принимающей среды. На примере китайского контекста – с его уникальным сочетанием иерархической организации труда, коллективистских ценностей и системы неформальных связей (гуаньси) – анализируется, как иностранные стажеры осваивают местные профессиональные нормы, преодолевая эмоциональные трудности и вырабатывая стратегии культурного приспособления. Теоретическая основа исследования интегрирует концепцию дисциплинарной власти М. Фуко, теорию габитуса П. Бурдье, модель социально-пространственных переходов А. Аккермана и С. Баккера, а также положения теории аффекта С. Ахмед и концепцию эмоционального труда А.Р. Хохшильд. Особое внимание уделяется аффективным состояниям – тревожности, стыду, профессиональной неуверенности – которые в процессе адаптации трансформируются в особую форму ситуативного знания, позволяющего ориентироваться в новых культурных иерархиях и механизмах профессионального признания. Стажировка концептуализируется как сложный институциональный опыт, требующий не только усвоения формальных правил, но и постоянной рефлексии собственной позиции в системе трудовых и символических отношений. Такой подход позволяет пересмотреть устоявшиеся представления о международном образовании, показывая ограниченность универсальных моделей межкультурного взаимодействия и ключевую роль эмоциональной адаптации в условиях культурного неравенства.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Ahmed, S. (2004), The Cultural Politics of Emotion, Routledge, London.
Akkerman, S. F. and Bakker, A. (2011), "Boundary crossing and boundary objects", Review of Educational Research, 81 (2), 132–169, https://doi.org/10.3102/0034654311404435
Andreotti, V. de O. (2011), Actionable Postcolonial Theory in Education, Palgrave Macmillan, New York, NY. https://doi.org/10.1057/9780230337794
Bhabha, H. K. (1994), The Location of Culture, Routledge, London.
Boler, M. (1999), Feeling Power: Emotions and Education, Routledge, New York, NY.
Bourdieu, P. (1977), Outline of a Theory of Practice, Cambridge University Press, Cambridge.
Bourdieu, P. (1990), The Logic of Practice, Stanford University Press, Stanford, CA.
Butler, J. (2004), Undoing Gender, Routledge, New York, NY.
Chen, X. and Wang, Y. (2021), "Affective asymmetry in Chinese internships: Emotional labor and normative adaptation", Journal of Intercultural Studies, 42 (1), 50–65, https://doi.org/10.1080/07256868.2021.1874290
Deardorff, D. K. (2006), “Identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization,” Journal of Studies in International Education, 10 (3), 241–266, https://doi.org/10.1177/1028315306287002
Foucault, M. (1995), Discipline and Punish: The Birth of the Prison, Vintage Books, New York, NY.
Gu, Q. and Schweisfurth, M. (2015), "Transnational connections, competences and identities: Experiences of Chinese international students after their return 'home'", British Educational Research Journal, 41 (6), 947–970, https://doi.org/10.1002/berj.3175
Hanser, A. (2008), Service Encounters: Class, Gender, and the Market for Social Distinction in Urban China, Stanford University Press, Stanford, CA.
Hochschild, A. R. (2012), The Managed Heart: Commercialization of Human Feeling, University of California Press, Berkeley, CA.
Illouz, E. (2007), Cold Intimacies: The Making of Emotional Capitalism, Polity Press, Cambridge.
Jackson, D. (2018), "Challenges in international internships: Employability, cultural adjustment and career development", Journal of Education and Work, 31 (2), 213–227, https://doi.org/10.1080/13639080.2018.1435523
Kraidy, M. M. (2005), Hybridity, or the Cultural Logic of Globalization, Temple University Press, Philadelphia, PA.
Madge, C., Raghuram, P. and Noxolo, P. (2015), "Engaged pedagogy and responsibility: A postcolonial analysis of international student mobility", Geoforum, 59, 588–598, https://doi.org/10.1016/j.geoforum.2014.06.005
Marginson, S. and Sawir, E. (2011), Ideas for Intercultural Education, Palgrave Macmillan, New York, NY.
Mezirow, J. (1991), Transformative Dimensions of Adult Learning, Jossey-Bass, San Francisco, CA.
Nguyen, M. (2020), "Embodied adaptation in Confucian institutions: Affective dimensions of intercultural learning", Compare: A Journal of Comparative and International Education, 50 (4), 530–546, https://doi.org/10.1080/03057925.2018.1559042
Otis, E. M. (2011), Markets and Bodies: Women, Service Work, and the Making of Inequality in China, Stanford University Press, Stanford, CA.
Ricoeur, P. (1981), Hermeneutics and the Human Sciences, Cambridge University Press, Cambridge.
Sharma, S. and Phung, L. (2019), "Emotional regulation in internships: Navigating cultural expectations", International Journal of Intercultural Relations, 72, 41–52, https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2019.06.003
Stein, S. (2017), "Decolonial critiques of international education: A critical review", International Journal of Development Education and Global Learning, 9 (1), 79–90, https://doi.org/10.18546/IJDEGL.09.1.07
Tavory, I. and Timmermans, S. (2014), Abductive Analysis: Theorizing Qualitative Research, University of Chicago Press, Chicago, IL.
Yang, R. (2020), "Guanxi and workplace rituals: Navigating Chinese professional culture", Asia Pacific Journal of Education, 40 (1), 104–118, https://doi.org/10.1080/02188791.2019.1695098
Yang, R. (2021), "Foreign interns and the performance of compliance: Emotion, ritual, and surveillance in a Chinese tech firm", Asia Pacific Journal of Education, 41 (1), 59–73, https://doi.org/10.1080/02188791.2020.1836451
Zhao, Y. (2019), "Interning in opacity: Structural asymmetries and emotional regulation in Chinese internships", Globalisation, Societies and Education, 17 (2), 122–145, https://doi.org/10.1080/14767724.2018.1558046
Zhao, Y. (2020), "Structural constraints in Chinese internships: The role of guanxi and hierarchy", Journal of Education and Work, 33 (2), 142–158. https://doi.org/10.1080/13639080.2020.1722219
Zheng, Y. (2021), "China as a global education hub: Policy, practice, and prospects", International Journal of Educational Development, 81, 87–96. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2020.102379