Языки и смыслы
Aннотация
В четвертом номере журнала сохраняется общая установка редакционной коллегии – публиковать материалы исследований, которые проводятся в пограничных проблемно-тематических областях. Номер очевидным образом разнообразен в тематическом отношении; однако во всех статьях дает себя знать общее стремление авторов высказываться с некоторой смысловой конкретностью, уточняя или определенным образом обновляя адресата публикуемых материалов.
У каждого автора номера – своя исследовательская территория и, более того, свой дисциплинарный статус. Не совпадая друг с другом в познавательных предпосылках и высказываясь каждый по-своему, с разной языковой конкретностью, на границах разных языков и смыслов, авторы, на мой взгляд, реализуют, с разной степенью интенсивности, некоторую общую потребность «шагнуть за горизонт», выйти за пределы привычных познавательных коммуникаций. Тем самым создается некото-
рое особое, актуальное пространство социальных и гуманитарных исследований sic et nunc –
идет ли речь об истории идей (как это в статье Н.И. Бирюкова «Проблема сознания в позднем советском марксизме»),
социально-исторической аксиологии петровского времени в истории России (статья Т.М. Пенской «Цена реформ…»),
практико-ориентированной интеграции метасоциальных концептов (статья С.И. Оспанова «Де/ре/про-онтологическая концепция социологии и социальной работы в софиологическом контексте»),
структурах интерпретации жизнеописаний или публицистики (статьи А.И. Жиленкова «Типы биографизма в русской духовной литературе XVIII века», О.В. Сяминой «Семейный портрет: экзистенциальные контуры и культурные смыслы», А.П.Короченского «К вопросу о специфике жанровой системы испаноязычной периодики»),
библиологической реконструкции (статья В.М. Московкина, С.А. Моисеевой «Публикации об инкунабулах в открытом доступе Интернета»),
тематических лакунах гуманитарного исследования (аналитическое размышление В.В. Пенского «Тема без исследования»),
или, наконец, экзистенции социально ангажированного мышления (эссе и аналитические очерки О.В. Лина «Экзистенция социального: в городе кошек Лао Шэ», Е.Ю. Чистяковой «Движение brights: опыт рационального диалога о религии и морали Д.Деннета»).
Не сговариваясь, авторы разных интересов и направлений стремятся к эпистемологической искренности, к ясности высказывания, избегая крайностей какой бы то ни было познавательной партийности, или стилистико-эпистемологического энтузиазма. Публикуемые тексты в большинстве своем экзистенциально настроены или, как минимум, контридеологичны (боюсь показаться пристрастным, но все же скажу – самый рискованный из всех, резким образом, ab ovo междисциплинарный написан С.И.Оспановым, а самый исторически дерзкий, возвращающий нас в квазиметафизическое положение «между смыслами» – Н.И. Бирюковым). Если это общее настроение, которое все более распространяется в российских социально-гуманитарных разработках, то редколлегии остается только поздравить себя со своевременностью таким образом составившегося номера. Возможно, дело покамест заключается только в стечении обстоятельств; что же, хотелось бы это стечение упрочить. Давно уже известно, что наша познавательная область «противоестественна» (Л.Д. Ландау), или, по слову М.М. Бахтина, является областью «без подарков и гарантий». Мы менее зависимы от процедур беспощадной, обезличивающей верификации, мы избегаем «мыслить поверхностями», но тем чувствительнее наши исследования к установкам здравого смысла и умению не лгать самим себе, как бы ни было это трудно. Если эта книжка журнала будет способствовать проявлению и обновлению нашей профессиональной чуткости и профессионального здравомыслия, она не зря выходит в свет.
Список литературы
Список использованной литературы появится позже.