16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2018-4-1-26-34

ТРИ ДОКУМЕНТА ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА ДЕРЕВИЦКОГО (1859-1943), СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О ЕГО БЛИЗОСТИ К РОССИЙСКОМУ ИМПЕРАТОРУ

Aннотация

В статье сделан обзор наиболее значимых исследований деятельности А.Н. Деревицкого и впервые опубликованы три документа из его семейного архива, свидетельствующие о близости его к императорской семье: билет члена Государственного Совета России и два благодарственных письма, одно из которых от Великих княжон Анастасии Николаевны и Милицы Николаевны, связано с его работой в Комитете помощи раненым, больным и выздоравливающим офицерам и нижним чинам (Киев). Срок годности вышеуказанного билета показывает, что А.Н. Деревицкий участвовал в работе последней тринадцатой сессии Государственного Совета. Точные даты работы А.Н. Деревицкого в этом органе власти определены по докторской диссертации А.П. Бородина (2000). Изучение контекста попадания А.Н. Деревицкого в Государственный Совет по вышеуказанной диссертации позволило установить, что он был назначен по императорской квоте с должности попечителя Оренбургского учебного округа с целью усиления позиций правых сил в этом совете. Показана роль А.Н. Деревицкого в деятельности Комитета помощи раненым, больным и выздоравливающим офицерам и нижним чинам.


Введение

Жизнедеятельность выдающегося деятеля российского образования и крупного ученого в области греческой филологии Алексея Николаевича Деревицкого (1859-1943) изучена еще недостаточно полно. О весомости его личности говорят те факты, что он был приват-доцентом и профессором Императорского Харьковского университета (1885-1893), ректором Императорского Новороссийского университета (1902-1905), попечителем Казанского (1905-1911), Киевского (1912-1915) и Оренбургского (1916-1917) учебных округов, одним из основателей Таврического университета и первым деканом его историко-филологического факультета (1918), тайным советником (1912) и членом Государственного Совета России последней сессии (1917).

Исследования его творческой деятельности опубликованы в ряде работ [2-10], из которых наиболее всеохватывающее исследование проделал А.А. Непомнящий [6]. Ему удалось изучить архивное дело, хранящееся в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН [см. 4], в котором нашлась подробная автобиография А.Н. Деревицкого, написанная в 1927 году. Благодаря этому источнику ему удалось прояснить некоторые противоречия в ранее опубликованных данных, например, тот факт, что А.Н. Деревицкий родился в Харькове, а не в Полтавской губернии, как отмечали другие исследователи.

В ряде работ [2, 3, 6-10] довольно подробно описаны Харьковский, Одесский и Крымский периоды деятельности А.Н. Деревицкого. В то же время, мало известно о его работе попечителем Казанского, Киевского и Оренбургского учебных округов. Зная из работы З. Ливицкой [3], что большая часть Ялтинского архива и библиотеки А.Н. Деревицкого была вывезена его сыном Алексеем в ноябре 1920 г. (вместе с эвакуировавшейся из Крыма армией Врангеля) во Францию, мы предположили, что большинство документов времен его работы в Казани, Киеве и Оренбурге были вывезены из России [4].

Оставшаяся часть Ялтинского семейного архива А.Н. Деревицкого до августа 2016 г. хранилась в его Ялтинском двухэтажном особняке постройки 1907 г. по улице Загородной, дом 15, рядом с Армянской церковью. Летом 2013 г. мы были уполномочены наследницей Ялтинского дома А.Н. Деревицкого Делией Цветковской (Москва) подыскать достойное место для передачи на хранение и дальнейшего изучения остатков Ялтинского семейного архива А.Н. Деревицкого. Рассматривая различные варианты такого места хранения, мы остановились на Крымском федеральном университете (КФУ), куда в августе 2016 года мы и передали остатки Ялтинского семейного архива А.Н. Деревицкого. Его принял директор вновь открывшегося Музея истории этого университета, ведущий специалист по изучению жизнедеятельности этого ученого и государственного деятеля, профессор А.А. Непомнящий. По откликам сотрудников этого музея, уникальные групповые фотографии профессорско-преподавательского состава историко-филологического факультета Крымского пединститута во главе с А.Н. Деревицким (1920-30-е годы) из переданного нами архива позволили пролить свет на неизвестные страницы деятельности этого факультета [см. 4].

Изучая вместе с заведующей отделом редкой книги Ялтинской центральной городской библиотеки имени А.П. Чехова И.С. Ганжой сохранившиеся документы из ялтинского семейного архива А.Н. Деревицкого до его передачи в КФУ, мы обнаружили папку с газетными вырезками, датированными в интервале с 1909 по 1916 г. и охватывающими издания: «Казанский Телеграф», «Утро России», «Киев», «Киевлянин», «Новое время», «Земщина», «Камско-Волжская речь». В ряде случаев выходные данные этих изданий на вырезках записаны рукой А.Н. Деревицкого. Рассматриваемый временной период как раз охватывает годы, когда А.Н. Деревицкий был попечителем Казанского, Киевского и Оренбургского учебных округов, что и позволило нам пролить свет на неизвестные факты деятельности А.Н. Деревицкого в этих учебных округах, а также на скандальное его отстранение с поста ректора Императорского Новороссийского университета в период революционных волнений 1905 года [4].

В дальнейшем мы с ведущим библиографом отдела «Украиника» Харьковской государственной научной библиотеки имени В.Г. Короленко Е.Н. Дмитриевой детально изучили харьковский период творческой деятельности А.Н. Деревицкого, основываясь на материалах редких книжных фондов Центральной научной библиотеки Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина и Харьковской государственной научной библиотеки имени В.Г. Короленко [см. 5].

В 2013 г. наследница А.Н. Деревицкого Делия Цветковская выслала нам из Москвы уникальные копии документов, касающиеся членства А.Н. Деревицкого в Государственном совете и его связей с императорской семьей. Мы решили опубликовать и прокомментировать эти документы в этой статье. Следует отметить, что после переезда А.Н. Деревицкого в 1930-е годы из Крыма в Москву часть документов его Ялтинского семейного архива была перевезена в столицу.

Основные результаты исследования

На рис. 1 и 2 представлена сканированная копия билета члена Государственного Совета А.Н. Деревицкого, действительного до 1 января 1918 г., под номером 40. На нем мы видим подпись А.Н. Деревицкого и подпись лица, которое расписалось за Статс-Секретаря. Расшифровка этой подписи требует специальных усилий. Известно, что половина членов Верхней палаты российского парламента (Госсовета) в количестве 98 человек назначалась императором, а вторая половина в таком же количестве избиралась, при этом 98 членов Госсовета определялись на год к присутствию. По какой квоте был избран в Госсовет А.Н. Деревицкий, его наследнице Делии Цветковской, а следовательно, и нам, было до сих пор неизвестно. Из истории деятельности Госсовета известно, что он прекратил свою работу в мае 1917 г. и был упразднен 13 декабря этого же года декретом Совета народных комиссаров. Последнее его заседание состоялось 20 февраля 1917 г.

 

Рис. 1. Сканированная копия билета А.Н. Деревицкого, члена Государственного совета Российской империи

Fig. 1. A scanned copy of the card of A.N. Derevitsky as a member of the State Council of the Russian Empire

 

 

Рис. 2. Сканированная копия билета А.Н. Деревицкого, члена Госсовета Российской империи (оборотная сторона)

Fig. 2. A scanned copy of the card of A.N. Derevitsky as a member of the State Council of the Russian Empire(reverse)

 

Чтобы прояснить вопрос назначения или избрания А.Н. Деревицкого в Госсовет, мы обратились к докторской диссертации А.П. Бородина «Государственный совет России, 1906-1917 гг.: Состав и роль в истории третьеиюньской монархии» [1]. Из нее мы почерпнули следующую краткую биографическую справку, составленную на А.Н. Деревицкого: Деревицкий Алексей Николаевич (10.III.1859- ?): из дворян; правосл.; Харьков. ун-т, докт. греческой словесности, экстра-орд. проф., ТС[1], чл. г. с. и к присутствию 1.01.1917 г. с должн. попечителя Оренбург. учеб. окр.; 11 тыс. руб.; правая; без недвиж. им.; с 05.1917 г. за штатом, 25.10.1917 г. уволен.

Из этой справки мы видим, что А.Н. Деревицкий был назначен в Госсовет по царской квоте с 1 января 2017 г., за 5 месяцев до прекращения его работы. Контекст его назначения был следующим. В российском обществе и в государственной власти постоянно шла борьба правых и левых сил. Левые силы в Госсовете в то время представлял Прогрессивный блок. Постоянно возникали идеи «чистки» Госсовета, то есть перевода в «неприсутствующие» сторонников Прогрессивного блока и назначения на освободившиеся места правых. На этом всегда настаивала правая печать. Царь же, придерживаясь позиции политического квиетизма, не желал зависимости как от правых, так и от их либеральных оппонентов [1]. Но так как на начало XIII, последней, сессии Госсовета большинство его членов составляли сторонники Прогрессивного блока, то царь был вынужден провести «чистку» Госсовета. 29 декабря 2016 г. он вычеркнул 18 человек в списке назначенных к присутствию в 1916 г., назначив новых членов Госсовета, в результате чего доля правых среди назначенных царем поднялась до 57,14 %. Из 18 назначенных членов 17 были назначены с 1 января 2017 г. В этом списке оказался А.Н. Деревицкий, как персона, приближенная к императорской семье и имеющая правую ориентацию. Косвенно это подтверждается и тем, что один из назначенцев имел чин IV класса и занимал придворную должность [1].

На рис. 3 мы приводим письмо с благодарностью А.Н. Деревицкому от Великой княжны Анастасии Николаевны за его активную работу в Комитете помощи раненым, больным и выздоравливающим офицерам и нижним чинам, в связи закрытием этого Комитета 1 октября 1915 г. Она была председателем этого Комитета, а ее сестра Великая княжна Милица Николаевна, как видно из письма, была вице-председателем. Также видим, что Комитет работал в Киеве. Письмо подписано 30 сентября 1915 г.

 

Рис. 3. Благодарственное письмо Анастасии Николаевны и Милицы Николаевны Александру Николаевичу Деревицкому.

Fig. 3. A letter of appreciation from Anastasia Nikolaevna and Milica Nikolaevna to Alexander Nikolaevich Derevitsky.

 

На рис. 4 представлено письмо от Помощника Председательницы Комитета в чине Генерал-лейтенанта и Управляющего делами Комитета, Камергера Высочайшего Двора о награждении А.Н. Деревицкого памятным жетоном. Письмо датировано 27 октября 1915 г. и было послано через 28 дней после предыдущего письма (рис. 3). Расшифровка подписантов этого письма требует дополнительных разысканий.

 

Рис. 4. Письмо А.Н. Деревицкому от Комитета помощи раненым, больным и выздоравливающим офицерам и нижним чинам о награждении его памятным жетоном.

Fig. 4. A letter to A.N. Derevitsky from the Committee for Assistance to the wounded, sick and convalescentofficers and lower ranks about awarding him a commemorative badge.

 

О деятельности А.Н. Деревицкого в Комитете помощи… можно судить по двум газетным публикациям 2015 г., которые были обнаружены нами при изучении Ялтинского семейного архива А.Н. Деревицкого. В самом начале первой статьи «К переводу А.Н. Деревицкого» («Киев», № 652, 1 ноября 1915 г.) отмечалось, что «циркулирующие долгое время слухи о переводе из Киева попечителя учебного округа, т. с. А.Н. Деревицкого превратились в совершившийся факт: Деревицкий переведен из Киева». В контексте его работы в Комитете помощи раненым, больным и выздоравливающим офицерам и нижним чинам показательна концовка статьи: «Широкая отзывчивость нашего округа на нужды войны, оборудование и содержание им таких крупных учреждений, как военно-санитарный поезд № 96, лазарет, патронат для увечных воинов и противогазовая мастерская ‑ всё это неразрывно связано с именем А.Н. Деревицкого». Статья подписана псевдонимом «Киевлянин». На следующий день после выхода этой статьи в газете «Киев» была опубликована под псевдонимом «В.Г» очередная статья «Чествование попечителя Киевского учебного округа т. с. А.Н. Деревицкого» (№ 653, 2 ноября 1915 г.). Она начиналась словами: «Вчера, в 2 часа дня, в помещении педагогического музея цесаревича Алексея состоялось торжественное и многолюдное прощание представителей высших, средних и низших учебных заведений Киевского учебного округа с уходящим к месту нового служения попечителем учебного округа т. с. Алексеем Николаевичем Деревицким».

В этом торжественном собрании приветственное слово произнес окружной инспектор А.В. Липеровский от имени Комитета при управлении Киевского учебного округа по оказанию помощи раненым и семьям запасных, после чего был прочитан протокол общего собрания от 25 октября 1915 г. о присвоении имени А.Н. Деревицкого патронату для увечных воинов, открытому 18 января 1915 г. В свою очередь, А.Н. Деревицкий «предложил присвоить патронату, как и другим учреждениям Комитета, имя Киевского учебного округа». Вышеуказанный комитет постановил учредить с 1 января 1916 г. три стипендии имени А.Н. Деревицкого для детей, внуков и потомков участников войны в размерах 2000, 3000, 5000 рублей в год соответственно, для обучающихся в низших, средних и высших учебных заведениях Киевского учебного округа [см. 4].

Заключение

Итак, нами сделан обзор наиболее значимых исследований по деятельности Алексея Николаевича Деревицкого (1859-1943) и впервые опубликованы и прокомментированы три документа из его семейного архива, касающиеся работы этого крупного государственного деятеля в Государственном Совете Российской империи и Комитете помощи раненым, больным и выздоравливающим офицерам и нижним чинам. Наше исследование проливает новый свет на масштабы чиновничьей деятельности А.Н. Деревицкого.

 

Автор благодарит Делию Цветковскую за предоставленные сканированные копии документов из семейного архива А. Н. Деревицкого.

 

 

[1] Тайный советник (гражданский чин III класса в Табели о рангах).

Список литературы

  1. Бородин, А.П. Государственный совет России, 1906-1917 гг.: Состав и роль в истории третьеиюньской монархии: дис. … д-ра истор. наук. Киров, 2000. 489 с.
  2. Iзбаш, Т.О. Деревицький Олексiй Миколайович // Профессори Одеського (Новоросiйського) унiверситету: Бiографiчний словник. 2 изд.: у 4 т. Одеса: Астропринт, 2005. Т. 1. С. 44-48.
  3. Ливицкая, З. «Наш профессорский уголок...» О профессоре А.Н. Деревицком // В поисках Ялты. Записки музейщика. Симферополь: Н. Орiанда, 2013. С. 186-195.
  4. Московкин, В.М., Ганжа, И.С. Новые сведения о деятельности Алексея Николаевича Деревицкого (1859-1943): по материалам Ялтинского семейного архива // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 (66). С. 13-24.
  5. Московкин, В.М., Дмитриева, Е.Н. О деятельности Алексея Николаевича Деревицкого в Харькове // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2017. Т. 3. № 2. С. 37-46.
  6. Непомнящий, А.А. А. Н. Деревицкий: неизвестные страницы биографии // Universitates: наука и просвещение. 2013. № 4 (55). С. 54-62.
  7. Непомнящий, А.А. Подвижники крымоведения: в 2 т. Симферополь, 2006. Т. 1. С. 187-204.
  8. Непомнящий, А.А. Слово о первом декане (А. Н. Деревицкий) // Ученые записки Таврического университета имени В. И. Вернадского. Симферополь, 1999. Т. 12 (51). № 1. С. 100-105.
  9. Нетушин, И.В. Деревицкий Алексей Николаевич // Историко-филологический факультет Харьковского университета за первые сто лет его существования (1805-1905) / Под ред. М.Г. Халанского и Д.И. Багалея. Харьков, 1908. Отд. 2: Биографический словарь профессоров и преподавателей. С. 212-215.
  10. Филимонов, С.Б. Из прошлого русской культуры в Крыму: поиски и находки историка-источниковеда. Симферополь: Н. Орiанда, 2010. 408 c.