16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2018-4-2-0-3

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЗАКОНА БОЖЬЕГО В БЕЛГОРОДСКОМ УЧИТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Aннотация

В статье представлен анализ роли и значимости преподавателей Закона Божьего в религиозном и нравственном воспитании выпускников учительских институтов Российской Империи на примере законоучителей Белгородского учительского института. Реконструированы основные этапы жизни и профессиональной деятельности преподавателей Закона Божьего Белгородского учительского института. Анализируются как опубликованные источники, так и не вводимые ранее в научный оборот архивные документы. Рассмотрены программа (содержание курса) и методы преподавания Закона Божьего в учительском институте с 1876 г. до 1917 г., приводятся данные о требованиях, предъявляемых к уровню знаний поступающих в Белгородский учительский институт при сдаче экзамена по Закону Божьему. По результатам исследования в сотрудничестве с доктором филологическим наук, профессором Н.Л. Потаниной, в статье представлены выявленные фотографии трех законоучителей – М.П. Трухманова, Е.Н. Попова, А.Г. Попова.


Учительские институты, учрежденные как профессиональные педагогические учебные заведения для подготовки учителей городских училищ, изначально были нацелены на формирование личностей скромных трудящихся педагогов[1]. В связи с этим в учительских институтах значительное внимание удалялось религиозному воспитанию обучающихся, о чем свидетельствуют данные по вероисповеданию воспитанников. Так, например, к 1894 г. в девяти учительских институтах Российской Империи, за исключением еврейского учительского института, обучалось 94,75 % воспитанников православного вероисповедания; армяно-григориан обучалось 3,19 %, католиков – 1,14 %, лютеран – 0,46 %, прочих исповеданий – 0,46 %[2]. По данным на 1 января 1912 г. в 21 учительском институте обучалось 94,82 % воспитанников православного вероисповедания, за исключением одного еврейского учительского института[3]. Из этого следует, что большинство воспитанников учительских институтов были православного вероисповедания.

Наряду с усвоением религиозных истин в процессе обучения, в соответствии с правилами для воспитанников, утвержденными в качестве образцовых в 1876 г., воспитанники должны были ежедневно присутствовать на утренней и вечерних молитвах в институте, ежегодно бывать у исповеди и святого причастия, в воскресные и праздничные дни – посещать общественное богослужение[4].

Кроме того, при поступлении в учительский институт обязательным был экзамен по Закону Божьему. Так, в соответствии с программой вступительных испытаний по Закону Божьему, содержащейся в правилах поступления в Белгородский учительский институт в 1900 г., поступающему необходимо было знать 15 обязательных молитв, с объяснением содержания и отдельных слов: 1. Во имя Отца и Сына… 2. Слава тебе, Боже…  3. Слава Отцу и Сыну… 4. Святый Боже… 5. Царю Небесный… 6. Пресвятая Троице…  7. Господи  Иисусе Христе… 8. Молитва Господня… 9. Утренняя: к Тебе Владыко, человеколюбче… 10. Вечерняя: Господи, Боже наш… 11. Молитвы: пред принятием и после принятия пищи, пред учением и после учения и перед причащением Св. Тайн… 12. Ангелу Хранителю: Ангеле Христов, хранителю мой святый… 13. Богородице Дево… 14. Достойно есть яко воистину… 15. Спаси, Господи, люди твоя»[5]. Вместе с тем поступающий должен был знать: «Священную Историю Ветхого и Нового Завета» со знанием мест и событий на географической карте, времени происходившего события, названия священных книг, в которых они описаны, и их авторов.

При подготовке к разделу «Краткий Христианский православный катехизис» особое внимание предлагалось уделить: Символу Веры, Молитве Господней, Десяти Заповедям Божиим. Краткое учение о богослужении Православной Церкви включало такие вопросы для подготовки, как: понятие о богослужении и лицах, совершающих его; понятие о храме, внешнем его виде и внутреннем расположении его частей; о священных сосудах и одеждах; обряды, наиболее употребительные при богослужении и другое.

Следует отметить, что одна из ключевых ролей как в религиозно-нравственном воспитании будущих учителей городских училищ, так и в регулировании учебного процесса в учительских институтах, в том числе в Белгородском учительском институте, принадлежала законоучителю.

По «Положению об учительских институтах» от 31 мая 1872 г. кандидатами на должность законоучителя могли быть, в основном, выпускники духовных академий, известные своим опытом в преподавании Закона Божьего. Право выбора законоучителя принадлежало директору учительского института, утверждал в должности попечитель учебного округа по согласованию с епархиальным начальством.

Преподавание Закона Божьего продолжалось на протяжении всего курса учительского института, то есть три года. В I классе – два урока в неделю, во II классе – два урока в неделю и в III классе – один урок[6]. В соответствии с «Положением об учительских институтах» 1872 г. материальное содержание законоучителя обходилось государственной казне в 1200 руб. в год: из них жалование – 650 руб. и столовые деньги – 550 руб. Отметим, что на протяжении более чем тридцати лет размер жалования законоучителя, как и других преподавателей учительских институтов, оставался тем же. Предполагаем, что именно по этой причине многие законоучителя нередко стремились увеличить свои доходы, занимая другие должности в учительском институте, или преподавали в других учебных заведениях города. Так, например, законоучителя Белгородского учительского института одновременно преподавали в Белгородской женской и мужской классических гимназиях, а также нередко являлись секретарями педагогического совета и библиотекарями.

В своей преподавательской деятельности законоучителя в Белгородском учительском институте руководствовались Программой преподавания Закона Божьего в учительских институтах, которая была утверждена 13 ноября 1876 г. Министерством Народного просвещения и включала в себя Священную историю Ветхого и Нового Заветов, церковную историю – всеобщую и отечественную, учение о богослужении православной церкви и катехизис. При преподавании Священной истории главное внимание должно было быть обращено на события, которые имеют прямое отношение к Царству Божиему на земле. В конце XIX века процесс преподавания Священной истории включал чтение Библии, при этом законоучитель должен был интерпретировать прочитанное, а также объяснять смысл слов, непонятных для воспитанников. При изучении Церковной истории законоучителю рекомендовалось обращать особое внимание воспитанников на значение и связь событий с географическим и хронологическим измерениями. В процессе изучения богослужения законоучитель должен был объяснять не только содержание обрядов, но и актуализировать их соблюдение среди воспитанников. Основными руководствами, сопровождающими процесс изучения Закона Божьего в учительских институтах, являлись катехизис митрополита Филарета, «Священная и церковная история» и «Объяснение Богослужения Православной Церкви» протоиерея Рудакова[7].

Однако к началу XX века в процессе преподавания Закона Божьего в Белгородском учительском институте происходят некоторые изменения в изучении Священной истории Ветхого и Нового Заветов. Наметилась тенденция перехода от относительно догматизированного метода обучения к некоему диалогу между преподавателем и воспитанниками. Так, в отчете Попечителя Харьковского учебного округа за 1903 г. указано, что в связи с тем, что «воспитанники изучали уже этот предмет до поступления в институт, причем многие из них даже по два, а то и по три раза, то поэтому в Институте сообщались только сведения о самых важных фактах священной истории, о характере и значении деятельности Моисея и вообще еврейских пророков, об истории Мессианской идеи, о религиозно-нравственном состоянии народа пред пришествием Спасителя, а из Нового Завета подробно объяснялось по Евангелию «Нагорная беседа», в связи с параллельными местами из других Новозаветных книг»[8]. Полагаем, что указанные изменения были связаны с тем, что из числа желающих получить образование в учительском институте предпочтение отдавалось поступающим, имеющим педагогический опыт, а также выпускникам городских училищ. Первые, чаще всего, являлись выпускниками учительских семинарий, где преподавание Закона Божьего велось так же активно, как и в учительских институтах.

Кроме того, изменилась и методика проведения занятий, на смену объяснительному чтению пришла форма собеседований, и целью их было не усвоение более подробных сведений по Закону Божьему, а только освещение фактов священной истории и указание на общее направление, религиозное и общеисторическое значение священных событий, одновременно «при изложении Евангельского учения всегда выяснялось отношения к современной жизни, к настроениям учащейся молодежи, к тем вопросам, с которыми она встречается в литературных и научно-популярных книгах»[9].

Отметим, что наряду с выявленными особенностями преподавания Закона Божьего в Белгородском учительском институте в конце XIX – начале XX века в рамках данного исследования на основе работы с неопубликованными документами из фондов 733 Департамента народного просвещения (РГИА) и фонда 80 Белгородской мужской классической гимназии Его Королевского Высочества Герцога Эдинбургского Государственного архива Белгородской области (ГАБО), а также опубликованных источников – «Списков лиц, служащих по Харьковскому учебному округу» и «Циркуляра Харьковского учебного округа», Памятных книжек Курской губернии – были восстановлены в хронологической последовательности имена всех законоучителей Белгородского учительского института с 1876 г. по 1917 г.

Первым законоучителем Белгородского учительского института был назначен кандидат богословия Киевской духовной академии священник Федоров Митрофан Николаевич[10], который одновременно занимал должность преподавателя Курской духовной семинарии[11]. В учительском институте он преподавал один год, позже являлся законоучителем Курской губернской гимназии и Мариинской женской гимназии в Курске[12]. 22 сентября 1888 г., согласно прошению, М.Н. Федоров был освобожден от занимаемой должности законоучителя приготовительного класса Курской мужской гимназии[13], оставаясь при этом членом Курской духовной консистории[14].

С 5 сентября 1877 г. по 3 ноября 1885 г. законоучителем Белгородского учительского института был священник Михаил Павлович Трухманов. Он родился 5 января 1852 г. в селе Геросим (ныне Герасимово) Старооскольского уезда Курской губернии. Сын священника М.П. Трухманов получил образование в Московской духовной академии с присвоением степени кандидата богословия[15]. Директор Белгородского учительского института Дмитрий Николаевич Ларионов, ходатайствуя о вознаграждении в 1879 г. М.П. Трухманова, отмечал, что «старание законоучителя Трухманова всеми способами оказывает большое влияние на религиозно-нравственные настроения воспитанников Института и учеников городского училища, именно: преподаванием уроков за отсутствием учителей, объяснением Евангелия в неурочные часы, и иногда дежурством в Институте за болезнью дежурного воспитателя»[16]. Наряду с тем, что Михаил Павлович Трухманов являлся законоучителем и библиотекарем Белгородского учительского института[17], он был священником Владимирской (Сергиевской) церкви г. Белгорода, которая находилась рядом с учительским институтом по ул. Сергиевская (церковь не сохранилась)[18].

В 1883 г. священник Михаил Павлович Трухманов, законоучитель Белгородского учительского института, издал книгу «Симон Петр. Апостол Господа»[19], посвященную жизни и деяниям Апостола Петра. С 4 ноября 1885 г. по 6 сентября 1899 г. М.П. Трухманов занимал должность инспектора классов и являлся законоучителем в Курском Епархиальном Женском училище, с 18 ноября 1888 г. по 24 января 1894 г. был председателем Курского отделения Епархиального училищного совета, а также настоятелем Павловской церкви при училище в Курске. А с 6 сентября 1899 г. по 1905 г. занимает должность смотрителя Белгородского духовного училища. М.П. Трухманов награжден за службу набедренником, скуфьей, камилавкой, наперсным крестом, серебряной медалью в память Царствования Императора Александра III и орденом Святой Анны III степени[20].

С 1906 г. по 1913 г. Михаил Павлович Трухманов был протоиреем Рождество-Богородицкой церкви города Корочи. Одной из преподавательниц Коротковского училища в Короче, Петровской Феодосии Владимировне, выпускнице Курского епархиального училища 1893 г., М.П. Трухманов подарил свою фотографию (рис. 1.) с надписью «На добрую память моей воспитаннице Феодосии Петровской» [3, с. 13].

 

 

 

Рис. 1. Михаил Павлович Трухманов, конец XIX века.

Fig. 1. Mikhail Pavlovich Trukhmanov, the end of the XIX century.

 

14 марта 1886 г. священник соборной Богоявленской церкви г. Фатежа, кандидат богословия Московской духовной академии Алексей Васильевич Гапонов был определен законоучителем в Белгородский учительский институт, где прослужил один год[21]. Позже на эту должность в Белгородский учительский институт был назначен Лев Николаевич Булгаков, он прослужил 13 лет.

Отметим, что в 2018 г. исполнилось 160 лет со дня рождения Льва Николаевича Булгакова. В результате научно-исследовательской работы с фондом номер 80 Белгородской мужской классической гимназии Его Королевского Высочества Герцога Эдинбургского Государственного архива Белгородской области (ГАБО), при содействии директора архива П.Ю. Субботина, было изучено личное дело Льва Николаевича. В состав данного дела были включены формулярный список, содержащий информацию о работе Л.Н. Булгакова в Белгородском учительском институте, аттестат Курской духовной семинарии, диплом Киевской духовной академии и другие документы, работа с которыми позволила определить и реконструировать основные этапы его жизни и деятельности.

Л.Н. Булгаков родился 18 февраля 1858 г. в слободе Михайловка Новоосколького уезда Курской губернии, в семье священника Николая Михайловича Булгакова и его жены Елены Яковлевны. Крестили его в Успенской церкви[22].

В 1875 г., после окончания курса Староосколького духовного училища, Лев Николаевич Булгаков поступил в Курскую духовную семинарию, которая располагалась в городе Белгороде. Успехи Л.Н. Булгакова по окончании курса в семинарии в 1882 г. были определены следующим образом: по изъяснению Священного Писания, общей церковной истории, истории русской церкви, основному, догматическому и нравственному богословию, практическому руководству для пастырей, гомилетике, литургике, обзору философских учений, педагогике, отечественной и всеобщей истории, алгебре, геометрии, тригонометрии, латинскому, греческому и немецким языкам – «отличные»; по русской словесности, истории Русской литературы, пасхалии, физике, космографии, логике и психологии – «очень хорошие»; по церковному пению – «хорошие»[23].

31 августа 1882 г. Л.Н. Булгаков был принят на казенный счет в Киевскую Духовную Академию, где за успехи в обучении и за сочинение, написанное на IV курсе, был 30 мая 1886 г. удостоен ученой степени кандидата богословия. В связи с тем, что во время обучения он находился на казенном содержании, по окончании учебного заведения Л.Н. Булгаков должен был прослужить «в учебно-духовном ведомстве пять лет и четыре с половиной месяца»[24].

Попечителем Харьковского учебного округа 31 мая 1887 г. Л.Н. Булгаков был определен исправляющим должность преподавателя Закона Божия в Белгородский учительский институт, впредь до принятия им сана священника[25].

Одновременное утверждение в должности преподавателя Закона Божьего Белгородского учительского института и рукоположение Л.Н. Булгакова в сан священника Владимирской церкви города Белгорода епископом Курским и Белгородским Иустином состоялось 26 августа 1887 г.[26].

Параллельно со службой в Белгородском учительском институте, Епископом Курским и Белгородским Иустином Л.Н. Булгаков 25 февраля 1888 г. был назначен цензором проповедей при Первом благочинническом округе города Белгорода, а с 29 ноября 1888 г. являлся членом Белгородского уездного отделения Курского епархиального училищного совета[27]. Кроме того, с 11 сентября 1889 г. он являлся законоучителем в Белгородской женской гимназии[28], где получал жалование в размере 240 рублей в год[29].

К 1898 году за работу в Белгородском учительском институте и городском училище при нем, а также находясь на должности настоятеля церкви, Лев Николаевич получал жалование в размере 1320 рублей в год[30].

К 1880-м годам он женился, его жену звали Александра Васильевна. Также справедливо будет предположить, что все его дети родились в Белгороде: сын Константин родился 20 июня 1888 г., дочь Надежда – родилась 12 августа 1890 г. и сын Аркадий родился 17 сентября 1896 г. Следует отметить, что к 1900 году Константин обучался в Белгородской мужской классической гимназии Е.К.В. Герцога Эдинбургского, а дочь Надежда – в Белгородской женской гимназии[31].

О значимости и авторитете Л.Н. Булгакова как священнослужителя и преподавателя Закона Божьего Белгородского учительского института свидетельствует тот факт, что 19 января 1891 г., в день погребения Епископа Ефрема (Рязанова), который согласно прошению в 1888 г. был направлен в Белгородский Свято-Троицкий монастырь и управлял им до своей смерти, на Литургии, где собрались все представители гражданской и военной местной власти, куда также прибыл Епископ Курский и Белгородский Иустин, было доверено Льву Николаевичу произнести «слово на текст: “Поминайте наставника ваша”, в котором проповедник очертал деятельность и подвиги жизни покойного Святителя»[32].

За время службы в Белгородском учительском институте Л.Н. Булгаков был награжден набедренником в 1890 г., скуфьей в 1893 г. и камилавкой в 1898 г.

В связи с появлением вакансии законоучителя в Белгородской мужской классической гимназии Его Королевского Высочества Герцога Эдинбургского 10 января 1900 г. Л.Н. Булгаков подал прошение директору гимназии Фуксу Владимиру Александровичу о возможности рассмотрения его кандидатуры на данную должность. В прошении он отмечал, что неоднократно совершал службы в храме при гимназии и давал уроки в ней. Кроме того, данный документ свидетельствует о давнем знакомстве Л.Н. Булгакова с директором гимназии, в связи с тем, что он являлся председателем попечительского совета Белгородской женской гимназии, в которой Л.Н. Булгаков преподавал Закон Божий более 10 лет[33].

9 февраля 1900 г. предложением попечителя Харьковского учебного округа № 1173 Л.Н. Булгаков был назначен законоучителем в Белгородскую мужскую классическую гимназию Е. К. В. Герцога Эдинбургского[34]. А с 15 февраля 1900 г., с жалованием 150 рублей в год, Лев Николаевич был назначен настоятелем Евгеньевской церкви при гимназии[35], которая была пристроена на пожертвованные женой капитана Мустяц Софьей Арсеньевной 6000 рублей в память о своей дочери Евгении, а также с целью «устранения неудобств для учащих и учащихся»[36]. К 1903 г. жалование Л.Н. Булгакова составляло 1290 рублей в год, из них 240 рублей за дополнительные уроки и 150 рублей за должность настоятеля Евгеньевской церкви[37].

12 октября 1907 г., с разрешения Товарища Главноуправляющего землеустройством и земледелием, Лев Николаевич Булгаков был переведен на должность законоучителя в Казанское земледельческое училище[38]. Отметим, что в 1911 г. Казанское земледельческое училище было преобразовано в Казанское среднее сельскохозяйственное училище. В процессе изучения Адрес-календарей и Памятных книжек Казанской губернии было установлено, что до 1916 г. Лев Николаевич служил в должности законоучителя и настоятеля домовой церкви указанного учебного заведения[39].

С 1 сентября 1900 г. священник с. Бердыща, Холмскаго уезда (Псковская губерния) Евгений Николаевич Попов определен законоучителем Белгородского учительского института[40]. Е.Н. Попов родился 10 января 1870 г., в 1895 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата Богословия.

20 августа 1901 г. состоялось празднование 25-летнего юбилея Белгородского учительского института. В начале торжественного акта была произнесена речь законоучителем института Е.Н. Поповым для воспитанников учебного заведения: «Не мните о себе многого»; «един истинный учитель Бог», а также был отслужен молебен[41].

В отчете о работе учительского института за 1905 г. директор Федор Егорович Пактовский отмечал: «За неимением собственной церкви воспитанники обыкновенно ходят в праздничные дни ко всенощной и обедне в приходские церкви, а в большие праздники законоучитель института служит в приходской церкви Святого Сергия для воспитанников института и учеников городского училища позднюю обедню. В дни высокоторжественные совершаются молебны в самом здании института»[42]. В связи с этим кроме жалования законоучителя в размере 650 рублей Е.Н. Попов получал 150 рублей столовых и за совершения богослужений еще 120 рублей[43].

Обратим особое внимание на то, что в 1906 г. Е.Н. Попов был назначен на должность преподавателя русского языка Белгородского учительского института. В соответствии с предложением попечителя Харьковского учебного округа от 17 февраля № 3138, педагогическим советом был избран «в депутаты на совещание в Петербурге директоров и представителей педагогических советов институтов по вопросу преобразования их»[44]. Таким образом, Е.Н. Попов представлял интересы Белгородского учительского института на созванном Министерством Народного Просвещения совещании, проходившем с 26 февраля по 6 марта 1907 г. в Санкт-Петербурге. На нем обсуждались основные вопросы преобразования и функционирования учительских институтов в начале XX века. Совещание открывал Министр Народного Просвещения П.М. фон Кауфман.

В автобиографичной повести «Волшебные очки» из цикла «Жизнь и приключения Заморыша» Ивана Дмитриевича Василенко – воспитанника Белгородского учительского института 1913 г. – сохранились воспоминания о Евгении Николаевиче Попове, причем автор сохранил настоящее имя преподавателя, в отличие от многих других героев повести. Описывая внешность Е.Н. Попова, И.Д. Василенко рассказывает: «на пороге появился человек с мефистофельской бородкой, в поповской рясе, но коротко подстриженный». В целом Иван Дмитриевич высказываниями своих героев характеризует Е.Н. Попова как довольно демократичного преподавателя: «Евгений Николаевич, конечно, не придерется, даже, пожалуй, одобрит в душе. Он хоть и в поповской рясе, но не священствует и вообще славный человек». Также, по словам героев повести, Е.Н. Попов среди воспитанников старших классов был известен своими сложными, но повторяющимися ежегодно на вступительных испытаниях вопросами. В связи с этим старшие воспитанники передавали поступающим эти вопросы с ответами, собранными в одну тетрадь, о которой он знал (см.: [1]).

В 1910-е годы он преподавал в Белгородской женской гимназии, а 30 июля 1911 г. преподавателю Белгородского учительского института священнику Евгению Попову было разрешено поручить преподавание русского языка в V–VII классах Белгородской женской гимназии содержания Кротковой, с освобождением его от преподавания того же предмета в Белгородской женской гимназии с 1 августа 1911 г.[45] Уже 3 января 1913 г. Е.Н. Попову снова поручено преподавание Закона Божия в Белгородской женской гимназии: четыре урока в 7 классе[46]. С 1 июля 1915 г. он был назначен в Воронежский учительский институт преподавателем русского языка и словесности, позже вернулся в Белгород, где преподавал в Белгородском педагогическом техникуме.

С 8 ноября 1906 г. на должность законоучителя Белгородского учительского института был назначен священник Алексей Гаврилович Попов, который также являлся секретарем педагогического совета учительского института[47]. А.Г. Попов родился 22 февраля 1868 г., окончил курс Курской духовной семинарии по 2 разряду, кроме того был священником Соборной Смоленской Церкви[48]. 13 октября 1916 г. законоучитель Белгородского учительского института А.Г. Попов был допущен к преподаванию Закона Божия в VIII классе Белгородской женской гимназии[49]. В Белгородском учительском институте А.Г. Попов преподавал до 1917 года[50].

Наряду с преподаванием Закона Божьего в обязанности А.Г. Попова как секретаря педагогического совета Белгородского учительского института входили ведение протоколов заседаний педсовета, а также составление ежегодного отчета о работе учебного заведения.

Следует отметить, что законоучитель Белгородского учительского института Алексей Гаврилович Попов являлся одним из последователей, выступавших за канонизацию Святителя Иоасафа (Горленко), Епископа Белгородского и Обоянского. По сведениям, размещенным в Смоленских епархиальных ведомостях, в 1909 г. А.Г. Попов стал свидетелем исцеления его дочери Ольги от смертельной болезни при обращении его к мощам Святителя Иоасафа (см.: [4]).

Сведения о жизни Алексея Гавриловича в годы революции и Гражданской войны были опубликованы М. Польским, который отмечал, что протоирей Алексей Попов «в дореволюционное время был третьим священником в гор. Белгороде в Смоленском Соборе и законоучителем Белгородского Учительского Института… В это время мужской монастырь в Белгороде был большевиками уничтожен и кафедральный собор, там находившийся, – закрыт. Городским собором стала Преображенская церковь, в которой о. Алексей был в это время настоятелем… о. Алексей был любим и популярен в городе. Требовались основательные и серьезные предлоги для его ареста… Когда наступил подходящий момент, а им явилась новая волна закрытия городских церквей в 1928-29 гг., тогда священнослужители арестовывались… В числе последних борцов за веру Христову был арестован и о. Алексей Попов и отправлен в отдаленный лагерь без права переписки» [2, с. 198-200].

По результатам исследовательской деятельности и сотрудничества с правнучкой директора Белгородского учительского института Алексея Константиновича Димитриу (1906-1913 гг.) Потаниной Наталией Леонидовной, профессором Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, в семейном архиве которой сохранились уникальные фотографии преподавательского состава Белгородского учительского института предположительно 1906 года, были установлены личности Алексея Гавриловича Попова (слева первый сидит) и Евгения Николаевича Попова (справа второй сидит, в центре – директор Алексей Константинович Димитриу) (рис. 2).

 

 

 

Рис. 2. Преподаватели Белгородского учительского института в начале XX века.

Fig. 2. Teachers of Belgorod Teachers’ Training Institute at the beginning of the 20th century.

 

Кроме священников-законоучителей в Белгородском учительском институте с 1876 г. и до 1901 г. преподавал пение священник Николай Васильевич Боголюбов, который окончил Курскую духовную семинарию. 8 июня 1888 г. попечителем Харьковского учебного округа была объявлена признательность учителю пения Белгородского учительского института священнику Боголюбову – «за его усердное и успешное преподавание пения воспитанникам названного учительского института и за успешное обучение церковного хора, составленного из воспитанников института и учеников городского при нем училища»[51]. Также следует отметить, что в 1890-х годах Н.В. Боголюбов являлся священником Владимирской (Сергиевской) церкви Белгорода и входил в состав Белгородского уездного отделения Курского епархиального училищного совета. То есть, законоучитель не только преподавал Закон Божий и оказывал значительное влияние на учебный процесс, одновременно он играл значительную роль в религиозно-нравственном воспитании воспитанников с момента их поступления и до окончания учебного заведения. Также было установлено, что к началу XX века процесс преподавания Закона Божьего в Белгородском учительском институте начинает носить более демократичный характер.

Таким образом, было установлено, что в должности законоучителей в Белгородском учительском институте преподавали Митрофан Николаевич Федоров, Михаил Павлович Трухманов, Алексей Васильевич Гапонов, Лев Николаевич Булгаков, Евгений Николаевич Попов и Алексей Гаврилович Попов. В должности законоучителя Белгородского учительского института утверждались преимущественно выпускники духовных академий Российской Империи. При этом следует отметить, что должность законоучителя интегрировалась с должностью секретаря педагогического совета учительского института или библиотекаря. Наряду с этим, законоучителя Белгородского учительского института часто исправляли эту же должность в мужской и женских гимназиях г. Белгорода.

 

[1] О предлагаемых городских училищах и об учительских институтах // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1869. Ч. CXLIII. С. 19.

[2] Обзор деятельности ведомства Министерства народного просвещения за время царствования императора Александра III (со 2 марта 1881 г. по 20 октября 1894 г.). СПб.: Государственная типография, 1901. С. 336.

[3] Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1911 год. СПб., 1913. С. 150.

[4] Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Царствование императора Александра II, 1874-1876. СПб., 1878. Т. 6. С. 1182-1187.

[5] Правила и программы испытания для желающих поступить в число воспитанников Белгородского Учительского Института. Белгород: Тип. А.А. Вейнбаума, 1900. С. 8-10.

[6] Высочайше утвержденная, 31 мая 1872 года, таблица числа недельных уроков в Учительском Институте // Полное собрание законов Российской империи. 1872. Т. 47. С. 283.

[7] Программы и учебные планы преподаваемых в учительских институтах 13 ноября 1876 г. // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1876. Часть CLXXXVIII. С. 143.

[8] Российский государственный исторический архив (РГИА) Ф. 733. Оп. 204. Ед.хр. 182. Л. 16об.–17.

[9] Там же.

[10] Репортаж об открытии учительского института в Белгороде // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1877 г. Ч. CLXXXIX. С. 65.

[11] Циркуляр по Харьковскому Учебному Округу. 1876. № 8. С. 11.

[12] Календарь и памятная книжка Курской губернии на 1884 г. Курск: Типография губернского правления, 1883. С. 19-21.

[13] Циркуляр по Харьковскому Учебному Округу.1888. № 10. С. 48.

[14] Календарь и памятная книжка Курской губернии на 1888 г. Курск: Типография губернского правления, 1887. С. 32.

[15] РГИА Ф. 796 Оп. 441. Ед. хр. 324. Л.33-33 об.           

[16] РГИА. Ф.733. Оп.174. Ед. хр. 138. Л. 31 об. - 32.

[17] РГИА. Ф. 733. Оп. 165. Ед. хр. 6. Л. 93.

[18] Список лиц духовного звания, Курской Епархии, кои за службу по духовному ведомству награждаются Святейшим Синодом к дню св. Пасхи в 1885 г. // Курские Епархиальные ведомости. 1885. № 8. С.381.

[19] Трухманов, М. П. Симон Петр апостол Господа: Воспитание его, жизнь и деятельность для Царства Божия. Харьков: тип. Окружного штаба, 1883.  [2], III, II, 328 с.

[20] РГИА Ф. 796. Оп. 441. Ед. хр. 324. Л. 34.

[21] Циркуляр по Харьковскому Учебному Округу.1886. № 3. С. 32.

[22] Государственный архив Белгородской области (ГАБО). Ф. 80. Оп. 2. Ед.хр. 61. Л. 25.

[23]  Там же. Л. 26.

[24] Там же. Л. 28.

[25] Циркуляр по Харьковскому Учебному Округу. 1887. № 6. С. 34.

[26] ГАБО. Ф. 80. Оп. 2. Ед. хр. 61. Л. 6.

[27]  Там же. Л. 7.

[28] Циркуляр по Харьковскому Учебному Округу. 1889. № 10. С. 57.

[29] Список лицам, служащим по Харьковскому учебному округу 1890. Харьков: Типография В.С. Бирюкова, 1890. С. 204.

[30] Список лицам, служащим по Харьковскому учебному округу 1898. Харьков: Типография и Литография Зильберберг, 1898. С. 214.

[31] ГАБО. Ф. 80. Оп. 2. Ед. хр. 61. Л. 6.

[32] Кончина и погребение Преосвященного Епископа Ефрема бывшего на покое в Белгородском Свято-Троицком монастыре Курской епархии // Курские епархиальные ведомости. 1891. № 4. С. 48.

[33] ГАБО. Ф. 80. Оп. 2. Ед. хр. 61. Л. 11.

[34] Циркуляр по Харьковскому Учебному Округу. 1900. № 3. С. 219.

[35] ГАБО.Ф. 80. Оп. 2. Ед. хр. 61. Л. 21.

[36]  Журналы заседаний XIX очередного Белгородского уездного земского собрания с 20-го по 25-е октября 1883 года. Курск, 1884. С. 301.

[37] Список лицам, служащим по Харьковскому Учебному Округу 1903 г. Выпуск 1. Харьков: Типография «Печатное дело» кн. К.Н. Гагарина, 1903. С. 93.

[38] ГАБО. Ф. 80. Оп. 2. Ед. хр. 61. Л. 9.

[39] Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1916 год. Казань: Тип. Губ. прав., 1916. С. 198.

[40] Циркуляр по Харьковскому Учебному Округу. 1900. № 9. С. 568.

[41] Корреспонденция из г. Белгорода об исполнившемся 25-летии существования учительского института // Курские губернские ведомости. 1901 г. № 187. С. 4.

[42] РГИА. Ф. 733 Оп. 204. Ед. хр. 506. Л. 22 об.

[43] Список лицам, служащим по Харьковскому Учебному Округу 1903 г. Выпуск 1. Харьков: Типография «Печатное дело» кн. К.Н. Гагарина, 1903. С. 217.

[44] РГИА. Ф. 733. Оп. 205. Ед. хр. 2508. Л. 34.

[45] Циркуляр по Харьковскому Учебному Округу. 1911. № 17. С. 38.

[46] Циркуляр по Харьковскому Учебному Округу.1913. № 1. С. 20.

[47] Список лицам, служащим по Харьковскому Учебному Округу 1913 г. Часть 1.  Харьков, 1913. С. 451.

[48] Список чинам гражданского, военного и духовного ведомства Курской губернии на 1905 г. Курск: Типография губернского правления, 1905. С. 117.

[49] Циркуляр по Харьковскому Учебному Округу. 1916. № 11. С. 37.

[50] РГИА. Ф. 733. Оп. 205. Ед. хр. 2818. Л. 24.

[51] Циркуляр по Харьковскому Учебному Округу. 1888. № 8. 29. С. 24.

Список литературы

  1. Василенко, И.Д. Жизнь и приключения Заморыша. М.: Детская литература, 1976. [Электронный ресурс] URL: https://www.e-reading.club/book.php?book=132790 (дата обращения 02.04.2018).
  2. Новые мученики российские в 2 ч. / Сост. протопресвитер М. А. Польский. Часть 2. Репринт. изд. Б. м.: Товарищество «Светлячок», 1993. 319 с.
  3. Потапов, В.В., Максименко, А.П. Корочанская средняя школа им. Д.К. Кромского. Курск, 2008. 516 с.
  4. Святитель Иоасаф (Горленко) Епископ Белгородский и Обоянский (К предстоящему торжеству церковного прославления Святителя Иоасафа 4 сентября 1911 года) // Смоленские Епархиальные ведомости. 1911. № 12-13. С. 460-465.