Ф. М. РОССЕЙКИН: ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПО МАТЕРИАЛАМ АРХИВОВ)
Aннотация
В статье представлена реконструкция биографии Федора Михайловича Россейкина, педагога, ученого, исследователя Византии, жившего и работавшего в городах Новом Осколе и Калининграде, а также в Московской области. Он внес значительный вклад, как ученый, в развитие отечественной византологии и, как педагог, в развитие системы образования и учебных заведений. В статье представлен анализ архивных материалов, как опубликованных, так и ранее не исследованных, о его жизни и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: Ф.М. Россейкин, Ф.М. Успенский, Н.С. Лебедев, педагог, византинист, Московская Духовная Академия, Новый Оскол
Актуальность представленного исследования обусловлена тем, что 2019 год – год 140-летнего юбилея со дня рождения педагога, ученого историка Федора Михайловича Россейкина. Основу исследования составляют документы фондов Научного архива Института российской истории Российской академии наук и фонда Р-688 Новооскольский уездный отдел народного образования Государственного архива Белгородской области.
Жизнь и деятельность Федора Михайловича Россейкина заслуживает внимания исследователей в области педагогического образования, истории отечественной византинистики, биографических исследований. Наш опыт представляет собой историческую реконструкцию профессиональной педагогической и научно-исследовательской деятельности Ф.М. Россейкина.
Он родился 15 сентября 1879 года в городе Ардатов Симбирской губернии. Его отец был мелким служащим в ардатовской мещанской управе, а мать домохозяйкой. В 1895 году Федор Михайлович окончил духовное училище и в 1901 году – Симбирскую духовную семинарию (Голубцов, 1999: 78).
В автобиографии Ф.М. Россейкина, которая хранится в научном архиве Института российской истории Академии наук указано, что недостаток денежных средств (в семинарии он обучался за казенный счет) не позволили ему поступить в университет, поэтому Ф.М. Россейкин был направлен в Московскую Духовную Академию, куда и был принят по результатам конкурсного экзамена. На II курсе обучения в Московской Духовной Академии Ф.М. Россейкин взаимодействует по вопросу о переводе в университет с преподавателем Академии и Императорского Московского университета В.О. Ключевским, однако «необходимость поддерживать семью отца» не позволила решить этот вопрос[1].
В 1905 году он окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Федор Михайлович – выпускник LX курса с правом при соискании степени магистра не держать новых устных испытаний, в течение года состоял профессорским стипендиатом. Следует отметить, что за лучшее кандидатское сочинение по церковной истории он был удостоен премии протоиерея А.М. Иванцова-Платонова в размере 160 рублей, а также премии митрополита Московского Макария в размере 97 рублей за лучшие семестровые сочинения, написанные им в течение первых трех курсов[2].
Отзыв на сочинение на степень кандидата богословия Ф.М. Россейкина «Первое правление патриарха Фотия» на собрании Совета Московской Духовной Академии 29 мая 1905 года дал экстраординарный профессор Иван Дмитриевич Андреев, под руководством которого Федор Михайлович выполнял работу. В отзыве он отмечал: «…эта работа обнимает только первое правление Фотия. Для одного года более, чем достаточно. Об этом говорит уже размер сочинения: оно занимает 650 стр. очень убористого письма, что равно 800 стр. в обыкновенной переписке. – Сочинение распадается на 24 главы»[3].
В июне-августе 1905 г. Федор Михайлович посетил Турцию (Константинополь), Грецию (Афины) и Египет (Каир, развалины Мемфиса) с целью образовательной историко-археологической экскурсии[4]. Уже с августа следующего года до 1910 г. он занимал должность доцента по кафедре древней гражданской истории. В связи с закрытием кафедры Ф.М. Россейкин подал прошение об избрании на вакантную должность по кафедре истории Греко-восточной церкви со времен отпадения Западной церкви от вселенской до настоящего времени, в котором указал, что выбор данной должности для него был определен «во-1-х, научным интересом, привлекающим к этой области исторического знания, во-2-х, работой над темой по истории византийской церкви IX века»[5]. По предложению и отзыву ординарного профессора по кафедре истории древней церкви Анатолия Алексеевича Спасского о научной деятельности, Россейкин Федор Михайлович 6 октября 1910 г. единогласно был избран Советом Московской Духовной Академии на вакансию доцента по кафедре истории Греко-восточной церкви со времен отпадения Западной церкви от вселенской до настоящего времени[6]. Отметим, что в должности доцента, (чин титулярного советника) он продолжал свою трудовую деятельность до 1915 года.
Следует отметить и труды Федора Михайловича со студентами и их исследовательскими работами (кандидатскими), причем сохранились отзывы Ф.М. Россейкина, которые хранятся в фондах Российской государственной библиотеки (г. Москва). Например, на работы П. Будрина «Экономические и духовные факторы в истории» (1908), С. Виноградова «Отношение между церковью и государством в Византии при Македонской династии» (1913), В. Зедгенизева «История распространения христианства на Руси в нашествия монголов до конца XVI века» (1913), Д. Дюлгерова «Вопрос о папском главенстве и непогрешимости в богословском и историческом освещении католических богословов эпохи Ватиканского собора» (1915), А. Загорского «Критическое обозрение источников по истории богомильства» (1915), С. Ляде «Священное писание как единственный источник и критерий христианской истины в богословской доктрине М. Лютера» (без даты), Н. Никольского «Отношение Соловецкого монастыря к никоновским новшествам» (без даты), «Русская церковь в смутное время» (1913) и на кандидатское сочинение Н. Никольского «Св. Мефодий, патриарх Константинопольский» (1917). А так же на студенческие работы (кандидатские) А. Орлова «А.А. Киреев как богослов и деятель по старокатолическому вопросу» (1916), А. Плотникова «Обзор источников по истории иконоборчества» (1914), Н. Смирнова «Социологическая теория Н.К. Михайловского и христианство» (1908)[7].
Многие рецензии опубликованы в журналах собраний Совета Московской Духовной Академии, например, в 1910 г. – отзывы на кандидатские сочинения студентов Е. Рождественнского «Святая царица Феодора» и В. Лимачева «Византийский взгляд на государственную власть и его значение для древней Руси»[8].
Отметим, что свою диссертацию на соискание степени магистра богословия «Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского» Ф.М. Россейкин представил 5 июня 1915 г. на рассмотрение Совету Московской Духовной Академии на коллоквиуме. В этот период он работал в должности доцента по кафедре истории Греко-восточной церкви со времен отпадения Западной церкви от вселенской до настоящего времени, в связи с историей Славянских церквей и Румынской (Россейкин, 1915). Официальными оппонентами при защите диссертации выступили экстраординарные профессора Московской Духовной Академии по 1-й кафедре патрологии Иван Васильевич Попов и по кафедре истории и обличения западных вероисповеданий, в связи с историей Западной церкви от 1054 года до настоящего времени, Анатолий Петрович Орлов, который с 1917 по 1922 гг. занимал должность ректора Московской Духовной Академии. «Совет единогласно признал защиту удовлетворительной, а магистранта достойным в утверждении искомой им степени магистра богословия и в должности доцента Академии»[9].
Диссертация состояла из введения, 18 глав, трех приложений. Работа объемом в 487 страниц была издана в 70 экземплярах[10] в городе Сергиев Посад. За этот труд Фёдор Михайлович был удостоен второй премии митрополита Макария за 1915/1916 год. В «Историческом вестнике» уже в 1916 г. была опубликована критика на его работу, где отмечается, что в диссертации пересмотрено правление патриарха Фотия, его первые годы. В сочинении, состоящем из восемнадцати глав, отмечает автор критики, несмотря на отсутствие новых, преимущественно греческих, документов, актуальны для современной науки постановка вопроса, научное решение и детали исследования[11].
Влияние как на формирование научных интересов, так и на личностное развитие Ф.М. Россейкина в значительной степени оказывал преподавательский состав Московской Духовной Академии, где в конце 1917 г. преподавали такие известные историки, философы, богословы, как профессора Алмазов Александр Иванович, Глаголев Сергей Сергеевич, Богословский Михаил Михайлович, который неоднократно упоминал Федора Михайловича и его жену Зинаиду Александровну в дневниках 1913-1919 гг.; экстраординарные профессора Попов Иван Васильевич, Флоренский Павел Александрович, Туницкий Николай Леонидович[12]. Звание экстраординарного профессора Академии Ф.М. Россейкин получил в 1917 году.
В это время он являлся членом собора Православной Российской церкви, который действовал в Москве в 1917-1918 гг. и был созван для преобразования Православной церкви в связи с изменением государственного строя (Кравецкий, 2002). В связи с тем, что избранные от Московской Духовной Академии делегаты в Предсоборный Совет ординарный профессор И.В. Попов и помощник Ректора архимандрит Иларион по объективным причинам не смогли принять участие в Совете, 22 июня 1917 г. Совет Московской Духовной Академии единогласно избрал делегатом экстраординарного профессора Академии Феодора Михайловича Россейкина (Российская православная церковь. Священный собор. (Москва. 1917-1918), 1918: 9). В 1917 году состоялось первоначальное открытие Московского Епархиального съезда, причем собранием Совета Московской Духовной Академии делегатом на съезд был избран Ф.М. Россейкин, что говорит о его активной церковной деятельности (Адрианов, 2017: 42).
Как опытный педагог, Ф.М. Россейкин принимал активное участие в создании новой системы образования и с сентября 1918 г. являлся членом Постоянного совещания по реформе высшей школы (Горянов, 1952: 301-302). Однако в связи со сложностями, которые возникли в быту, в конце 1918 г. он был вынужден переехать вместе с семьей в город Новый Оскол Курской области (ныне Белгородская область). Годы Гражданской войны Ф.М. Россейкин провел в Новом Осколе, который переходил из рук в руки и являлся опорным пунктом Красной Армии. Россейкин Ф.М. принимал активное участие в местной партийной организации, представители которой отмечали, что «Россейкин М.В. известен нам как гражданин положительный по отношению к Советской власти, и как энергичный и дельный общественный и педагогический работник»[13]. Уже в 1919 г. он занимал должность библиотекаря (организатора) Красноармейского клуба при военной части в городе Новый Оскол[14].
При работе с документами из фондов Государственного архива Белгородской области было установлено, что в период 1920-1921 гг. Ф.М. Россейкин продолжил трудовую деятельность в Новом Осколе, и его основным местом работы стала школа II ступени, где он преподавал историю и обществоведение с 1918 г.[15]. В школе было 10 отделений и интернат. К концу 1920-1921 учебного года здесь числилось 295 учеников (132 мужчины и 163 девушки).
Педагогическую деятельность в г. Новый Оскол продолжила и жена Федора Михайловича, Зинаида Александровна Россейкина (Нагаткина). Выпускница гимназии и Московских женских педагогических курсов Тихомирова, в 1918 г. она стала единственным учителем Чубаровской единой трудовой школы I ступени Новооскольского уезда, Пригородной волости (адрес г. Новый Оскол, Курская обл., хутор Чубаровка). Основных классов в школе было 3, учеников – 22 (9 мужчин, 13 девушек)[16].
В листке по учету кадров, который хранится в научном архиве Института российской истории Академии наук отмечено, что в 1922-1923 гг. Ф.М. Россейкин занимал должность заведующего школой II ступени в Новом Осколе[17]. Параллельно до августа 1923 г. он совмещал основную работу с работой в сельскохозяйственном техникуме, где читал лекции для рабочих и крестьян района. При этом он вел значительную общественную работу, в течение трех лет состоял в президиуме уездного комитета Союза работников просвещения, а так же работал членом Упрофбюро[18].
Интерес представляет тот факт, что в 1920 г. Федор Михайлович был избран профессором Воронежского государственного университета по факультету общественных наук. Но избранием не воспользовался, так как в это время довольно сложно было существовать с семьей в Воронеже. 17 августа 1923 г. он был уволен из школы II ступени г. Новый Оскол[19].
В 1923 г. Россейкин Ф.М. переезжает с семьей в Москву. В 1923-1929 гг. он преподавал в Талицкой школе Пушкинского района Московской области, в 1929-1931 гг. – преподаватель Пушкинской школы II ступени Московской области, в 1931-1933 гг. – преподаватель Ивантеевского профтехнического комбината Московской области, в 1933-1940 гг. – преподаватель Мытищенского индустриального рабфака при заводе им. Кагановича. 1940-1941 гг. – преподаватель и директор Калининградской школы взрослых г. Калининград; 1941-1945 гг. – преподаватель Зеленоградской средней школы[20].
Отметим, что с 1923 по 1930 гг. он работал в методической комиссии Московского отдела народного образования и Института методов школьной работы, а в 1927 г. получил звание научного работника и был утвержден Центральной комиссией по улучшению быта ученых (ЦКУБУ), в подтверждение чего имелись отзывы профессоров Д. Егорова, Ю. Готье, и М.К. Любавского, а также академика Ф.М. Успенского. В отзыве профессоров отмечалось в качестве подтверждения научных заслуг кандидата, что «здесь мы все время видим подлинную историческую сцену – Византию в одном из наиболее интересных и ответственных ее моментов… Автор – хороший источниковед, и множество ценных критических замечаний и заметок обильно разбросано по всему, очень внушительному ученому аппарату…»[21].
Несмотря на то, что его основная деятельность была связана с преподавательской работой, Ф.М. Россейкин продолжает проводить исследования, а уже с 1925 г. в рамках своих научных интересов выполняет поручения Русско-Византийской комиссии Академии наук СССР. Отметим, что со смертью в 1928 г. академика Федора Ивановича Успенского, с которым Россейкин поддерживал переписку, прекратилась и связь с византиноведением, но он продолжал изучать труды по византологии, составлять списки журнальных статей и монографий, и часть материала позднее была принята для публикации в Византийском сборнике. С 1943 г. он вошел в состав созданной при Институте истории АН СССР группы по истории Византии (Горянов, 1952: 301-302).
В годы Великой Отечественной войны М.Ф. Россейкин с семьей (жена, две невестки, внук и внучка) находился в Москве, награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»[22]. Оба его сына – участники Великой Отечественной войны. Старший Михаил 1911 г.р. погиб в звании лейтенанта, младший Николай 1913 г.р. – капитан, военный врач, был дважды ранен.
8 июня 1944 г. в Дирекцию Института истории Академии наук СССР потупило письмо членов-корреспондентов Владимира Ивановича Пичеты и Евгения Алексеевича Косминского с рекомендацией Ф.М. Россейкина на должность старшего научного сотрудника, в котором отмечалось, что он принимает деятельное участие в работе группы по истории Византии, а его работа, посвященная патриарху Фотию, «не была защищена в качестве диссертации, но по своему научному уровню она несомненно удовлетворяет требованиям, предъявляемым к докторским диссертациям»[23]. Важным фактом биографии Федора Михайловича является зачисление его на должность исполняющего обязанности старшего научного сотрудника института истории Академии наук СССР, в соответствии с приказом № 22 по Институту от 3 февраля 1945 г.[24]. И в этом году в Византийском сборнике АН СССР вышло два его исследования совместно с Николаем Степановичем Лебедевым: «Издание византийских текстов в западноевропейской литературе» и «Византия и славяне. Библиография»[25].
Ф.М. Россейкину не пришлось защищать диссертацию кандидата наук, так как его магистерская диссертация, защищенная в 1915 г., по своим научным и содержательным аспектам соответствовала высокому уровню научной работы. Поэтому его магистерская диссертация «Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского» была учтена и, в порядке исключения, на основе постановления Высшей аттестационной комиссии Министерства высшего образования СССР от 10 мая 1946 г. № УС 52-24 была рассмотрена в Ученом совете Института истории Академии наук СССР. По итогам, на основании решения Совета, автору была присвоена ученая степень кандидата исторических наук[26].
А уже через месяц, 20 июня 1946 г., заседанием Президиума Академии наук СССР кандидату исторических наук Ф.М. Россейкину было присвоено ученое звание старшего научного сотрудника[27]. После приема на работу в Институт истории АН СССР Федор Михайлович продолжил научно-исследовательскую деятельность. В отчете о проделанной им научной работе в 1947 г. было указано, что он принимал участие во всех заседаниях византийской группы, где неоднократно выступал с докладами. Темой его исследования стала «Византийская дипломатия и церковная миссия в IX веке», которая была рассмотрена на заседании византийской группы (15.10.1946 г.) Предметами изучения стали хазарская миссия и пересмотр основных вопросов изучения кирилло-мефодиевской проблемы в истории моравской миссии и византийско-славянских отношений[28].
В 1950 г. выходят такие его работы как «Буржуазная историография о византино-моравских отношениях в середине IX в.» и «Рецензия на: R. Devreesse. Le Patriarcat d'Antioche depuis la paix de ľéglise jusqu'à la conquête arabe» (Россейкин, 1950: 245-257). В это же время Φ.Μ. Россейкин начал исследовательскую масштабную работу по теме «Византия и Московская Русь» (Россейкин, 1950: 282-290).
Таким образом, деятельный педагог и ученый, несмотря на все изменения, которые происходили в его жизни, внес значительный вклад в создание новой школы в первые годы советской власти, а его научные труды – в становление педагогического образования и историю отечественной византологии. Федор Михайлович ушел из жизни 31 мая 1951 года и похоронен в Москве (Горянов, 1952: 301-302). Незадолго до смерти, 18 апреля 1951 г., в связи с хронической формой заболевания и переводом на инвалидность, он был освобожден от занимаемой должности старшего научного сотрудника. В 1952 году в Византийском временнике был опубликован некролог и портрет Ф.М. Россейкина.
[1] Научный архив Института российской истории Российской академии наук (НА ИРИ РАН). Ф. 1. Опись личных дел. Д. 39 Л. 10.
[2] Журнал собраний Совета Московской Духовной Академии за 1905 г. Сергиев Посад, 1906. С. 426-428.
[3] Журнал собраний Совета Московской Духовной Академии за 1905 г. Сергиев Посад, 1906. С. 217.
[4] НА ИРИ РАН. Ф. 1. Опись личных дел. Д. 39. Л. 7.
[5] Журнал собраний Совета Московской Духовной Академии за 1910 г. Сергиев Посад, 1911. С. 398-399.
[6] Журнал собраний Совета Московской Духовной Академии за 1910 г. Сергиев Посад, 1911. С. 399-401.
[7] Отдел рукописей Российской государственной Библиотеки. Ф. 172. Опись архива Московской Духовной Академии (1801-1930 гг.). Т. 3-5.
[8] Журнал собраний Совета Московской Духовной Академии за 1910 г. Сергиев Посад, 1911. С. 365- 516.
[9] Журнал собраний Совета Московской Духовной Академии за 1915 г. Сергиев Посад, 1917. С. 494-495.
[10] Журнал собраний Совета Московской Духовной Академии за 1915 г. Сергиев Посад, 1917. С. 110-118.
[11] Критика и библиография. Ф.М. Россейкин Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. Петроград. Т. CXLIV. 1916. С. 539-542.
[12] Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1917 год: 24-й год издания (46-й год издания «Адрес-календаря» г. Москвы, изд. Моск. Гор. Управой). М.: Тов-во А.С. Суворина "Новое Время", 1917. Стб. 287.
[13] НА ИРИ РАН. Ф. 1. Опись личных дел. Д. 39. Л. 10 об.
[14] НА ИРИ РАН. Ф. 1. Опись личных дел. Д. 39. Л. 7 об.
[15] Государственный архив Белгородской области (ГАБО). Ф. Р-688. Оп. 1. Д. 20. Л. 12.
[16] ГАБО Ф. Р-688. Оп. 1. Д. 20. Л. 220
[17] НА ИРИ РАН. Ф. 1. Опись личных дел. Д. 39. Л. 7 об.
[18] НА ИРИ РАН. Ф. 1. Опись личных дел. Д. 39. Л. 10.
[19] ГАБО Ф. Р-688. Оп. 1 «Л». Д. 87. Л. 265.
[20] НА ИРИ РАН. Ф. 1. Опись личных дел. Д. 39. Л. 9.
[21] НА ИРИ РАН. Ф. 1. Опись личных дел. Д. 39. Л. 20.
[22] НА ИРИ РАН. Ф. 1. Опись личных дел. Д. 39. Л. 11 об.
[23] НА ИРИ РАН. Ф. 1. Опись личных дел. Д. 39. Л. 17.
[24] НА ИРИ РАН. Ф. 1. Опись личных дел. Д. 39. Л. 22.
[25] НА ИРИ РАН. Ф. 1. Опись личных дел. Д. 39. Л. 14.
[26] НА ИРИ РАН. Ф. 1. Опись личных дел. Д. 39. Л. 13.
[27] НА ИРИ РАН. Ф. 1. Опись личных дел. Д. 39. Л. 13.
[28] НА ИРИ РАН. Ф. 1. Опись личных дел. Д. 39. Л. 19-19 об.
Благодарности
Авторы выражают благодарность за содействие в работе старшему научному сотруднику, заведующему Научным архивом ИРИ РАН Константину Сергеевичу Дроздову.
Список литературы
Андрианов, Г. Участие священномученика Илариона Верейского в событиях отечественной церковной жизни 1917 года // Ипатьевский вестник: научно-богословский журнал. 2017. № 5. С. 39-50.
Голубцов, С.А. Московская Духовная Академия в начале XX века. Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения. М.: Мартис, 1999. 78 с.
Горянов, Б.Т. Ф. М. Россейкин (1879-1951) // Византийский временник. 1952. Том 5 (30). С. 301-302.
Кравецкий, А.Г. Биографические сведения о членах Поместного Собора Православной российской Церкви 1917-1918 гг. М., 2002. [Электронный ресурс] URL: http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/7971/ (дата обращения: 15.04.2019).
Россейкин, Ф.М. Буржуазная историография о византино-моравских отношениях в середине IX в. // Византийский временник. 1950. Том 3 (28). С. 245-257.
Россейкин, Ф.М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. Сергиев Посад: тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1915. [4], IV, 491 с.
Россейкин, Ф.М. Рецензия на: R. Devreesse. Le Patriarcat d'Antioche depuis la paix de ľéglise jusqu'à la conquête arabe // Византийский временник. 1950. Том 3 (28). С. 282-290.
Российская православная церковь. Священный собор. (Москва. 1917-1918). Деяния. Кн. 1, вып. 1: Деяния 1-16: [предисловие, документы и материалы к созыву и деятельности Предсоборнаго совета и собора]. М.: Издание Соборного Совета, 1918. 143, [1] с.