О стихотворениях из юношеской поэтической тетради Н.Н. Страхова (к архивным пересмотрам)
Aннотация
В статье проанализированы стихотворения из юношеской поэтической тетради Н.Н. Страхова. Определяется место и значение стихотворных опытов будущего литературного критика в его творческой биографии. Это позволяет уточнить традиционные представления об эстетических воззрениях и философской системе Страхова, отразившихся в его литературной критике. В конце статьи впервые представлены некоторые стихотворения из юношеской поэтической тетради философа.
Ключевые слова: Н.Н. Страхов, юношеская поэтическая тетрадь Н.Н. Страхова, стихотворения, русская литература XIX в, литературная критика
В обширном литературном наследии Н.Н. Страхова стихотворения как по количеству, так и по их историко-литературному значению занимают не первое место. Однако без учета этой стороны творческой биографии философа и литературного критика представления о его эстетических воззрениях и философской системе были бы неполными.
Любовь и тяга Н.Н. Страхова к поэзии пробудилась очень рано. Желание выразить свои мысли в стихотворной форме начало приходить к юному Страхову еще в годы учебы в Костромской семинарии. Биограф Страхова И.П. Матченко упоминал о первом стихотворном опыте будущего критика, относящемся к 1844 г. Это было стихотворение-посвящение ко дню Пасхи опекуну и дяде по материнской линии о. Нафанаилу (Савченко).
В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (Москва) хранится тетрадь стихотворений Н.Н. Страхова. Небольшая тетрадка – записная книжка в толстом переплете – была подарена юному Николаю Страхову его близким другом Ф.С. Оранским. На титульном листе рукой Оранского написано: «Возвратить исписанную. Страхову – Оранский. 1847 июня 24-го в четверг вечером в 10 ч.»[1] После смерти критика тетрадь перешла к поэту и переводчику П.А. Кускову, затем хранилась у В.В. Розанова: «Получена мною по смерти Платона Александровича Кускова от его сыновей Павла и Ивана Платоновичей, в СПб. В. Розанов»[2].
В поэтической тетради Н.Н. Страхова находим стихотворения 1848–1859 гг. (в общей сложности около сорока стихотворений, есть незавершенные). В большинстве случаев автор ставил дату написания стихотворений в заголовке или в конце текста. Также в тетради имеются и недатированные стихотворения.
Характер ранних стихотворных опытов Страхова определялся влиянием романтической традиции. Познакомившись в юности с поэзией Лермонтова и Байрона, молодой Страхов надолго вошел в орбиту их художественного воздействия, что видно из таких стихотворений, как «18 июля 1848 г.», «Оранскому» (1848), «К А. С.» (1848), «Мгновения» (1849) и других, содержащихся в тетрадке.
Сочинение молодыми людьми стихотворений, изобилующих романтическими абстракциями, преувеличениями и мечтательностью, было весьма распространено в русской культурной среде середины XIX столетия. Образцы отношения к своему внутреннему «я», к обществу, к окружающему миру находили сверстники Страхова в произведениях романтических поэтов. Очень характерны в этом отношении воспоминания некоего С. У. о том, как он в юности представил свои стихи для отзыва Н.А. Некрасову: «Некрасов очень смеялся над моими “Розами”, “Луной”, “Весенней элегией” и прочими стихосложениями того же типа и прямо и откровенно посоветовал стихов не писать, так как из этого, кроме огорчения, ничего не выйдет». Вместо сочинения стихов поэт дал расстроенному юноше совет переводить поэзию Горация: «Какие у него найдете перлы ума, наблюдательности, иронии, элегии…» (Цит. по: Эйхенбаум, 1969: 51). Нелишне добавить, что, например, и И.А. Гончаров в молодости, так же, как и главный герой его романа «Обыкновенная история» Александр Адуев, пробовал свое поэтическое перо: «Лирика Гончарова, – констатирует исследователь творчества писателя А.Г. Цейтлин, – не оригинальна: она вся соткана из подражаний модным романтическим поэтам» (Цейтлин, 1950: 33). Страхов также не остался в стороне от этого увлечения. Его стихи юношеского периода, подобно стихам его сверстников, легко укладываются в рамки поэтики романтизма.
Одним из характерных в этом отношении является стихотворение «18 июля 1848 г.». Романтическая эстетика, с одной стороны, и юный возраст автора, с другой, определили пафосность художественной окраски и стиль данного стихотворения:
Усталостью и скукою томимый
Пришел сегодня я к родным своим.
По улицам шумящим и живым
Бродил я долго, злой тоской гонимый.
И рад я был, что я не заставал
Своих знакомых глупых и презренных.
Упрямо в них, безумец, я искал
И мыслей, и речей живых и вдохновенных[3].
Это стихотворение является довольно типичным для молодого Страхова. Следует отметить, что в 1846–1848 гг. будущий критик работал над художественно-автобиографическим отрывком «Записки Демона». Сознательное стремление следовать традициям прозы и поэзии Лермонтова, которая отвечала внутренним потребностям юноши и находила живой отклик в его душе, бесспорно ощущается в ранних прозаических и поэтических опытах Страхова. Типичные романтические мотивы и темы (тема одиночества, разочарования) пронизывает стихотворение, которое построено на противопоставлении лирического героя (человека, склонного к самоанализу) «пошлому обществу людей».
Стихотворение написано пятистопным ямбом с чередованием женской и мужской рифмы. Ямб – излюбленный стихотворный размер молодого Страхова. Ямбом написаны такие стихотворения, как «Возвращение на родину», «К А.», «Воспоминанье» и др. Если говорить об организации рифм в стихотворении, то оно начинается опоясывающей рифмой, сменяющейся перекрестной. И, наконец, все стихотворение венчается парной рифмой, заключающей сжатый вывод безотрадных размышлений лирического героя:
И нет в нем пыла жизни молодой,
Затем, что нет ни слез, ни ожиданий.
Ни радостей, ни горя, ни желаний[4].
От внутренних переживаний о противоречиях собственной и окружающей жизни, о суетности человеческих стремлений юный автор переходит к размышлению о жизни предыдущих поколений:
То жизнь была людей могучих и живых,
В борьбе и дружбе вольных и прямых.
И сильных волею и смелостию силы[5].
Размышление автор начинает цитатой из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» («Дела давно минувших дней»), тем самым ощущая свою сопричастность национальному литературному и историческому процессу. А затем опять возвращается к своим личным переживаниям, закольцовывая таким образом стихотворение.
Рифмы в стихотворении не слишком затейливы, большим художественным мастерством и новаторством не отличаются: томимый / гонимый, своим / живым, заставал / искал. В лексическом наполнении отчетливо видны романтические трафареты: скука, волнений и страстей, безумец, вдохновенных. Здесь находим широкий ассортимент традиционных штампов романтической поэзии: и борьбу живых страстей, и злую тоску, и судьбу печальную. Из этих примеров видно, что и тон, и стилистика стихотворения несут на себе существенное влияние поэзии романтизма.
Тем не менее, значение этого периода – периода литературного ученичества, юношеских проб и подражаний Страхова – умалять нельзя. Это было время, когда начинал складываться особый писательский стиль будущего критика и философа, время глубокого и основательного изучения художественных особенностей и стиля романтической поэзии (как русской, так и западноевропейской). Упражнения в стихосложении помогали юноше иначе выразить свои мысли, чем он делал это в прозе. «Лирическая поэзия, – замечает Л.Я. Гинзбург, – далеко не всегда прямой разговор поэта о себе и своих чувствах, но это раскрытая точка зрения, отношение лирического субъекта к вещам, оценка. Поэтическое слово непрерывно оценивает все, к чему прикасается, – это слово с проявленной ценностью» (Гинзбург, 1974: 8).
Активное усвоение и накопление научных и философских знаний придало поэтическим опытам Страхова второй половины 1850-х гг. не только новую интонацию, но и новое содержание. Из тетради видно, что к этому времени в его поэтических сочинениях начинает преобладать философская тематика. Лирический субъективизм постепенно вытесняется философскими размышлениями, которые оказываются первостепенными по своему значению. Они расширяют смысл и обогащают содержание стихотворных сочинений Страхова. Пантеистическое мировоззрение, созерцательность, философичность мышления Страхова отразились в таких стихотворениях, как «Мир» (1855), «15 марта 1857 г.». Позже эти стихотворения были включены Страховым в сборник «Воспоминания и отрывки» (1892). Стихотворение «15 марта 1857 г.» вышло под заголовком «Жизнь» с небольшими изменениями.
По мере идейного созревания будущего критика менял свой внутренний облик и его лирический герой. Он отходит от сугубо личных переживаний и начинает наблюдать и постигать неисчерпаемый мир природы, размышлять над законами бытия и мироздания. Хотя следует признать, что и в этих стихотворениях субъективный элемент в характере лирического героя в определенной степени отражает черты личности самого автора. Лирика «осмысляет характерность внутреннего мира человеческой жизни, процесс мыслительно-эмоциональных переживаний, который всегда бывает вызван явлениями внешнего мира и направлен на них, часто пронизывает их как свой объект, иногда всецело растворяется в них, но столь же часто не обнаруживает при этом своей пространственно-временной определенности», – справедливо отмечает Г.Н. Поспелов (Поспелов, 1971: 237).
В стихотворениях Н.Н. Страхова в той или иной степени нашли отражение его художественные воззрения, взгляды на литературу, отдельные критические оценки. Записи в поэтической тетради, работа над стихотворениями убеждают, что будущий критик следил за тем, как решались проблемы в области эстетической, философской и научной мысли. Видно, на какие литературные авторитеты он опирался при создании собственных поэтических опытов. Так, эпиграфом к неоконченной поэме студенческих лет «Институт» (1850) молодой Страхов не случайно ставит строку из «Руслана и Людмилы»: «Прекрасное должно быть величаво». Страхов никогда не переставал преклоняться перед гением А.С. Пушкина. Несколькими десятилетиями позже, в цикле статей о поэте, Страхов даст высочайшую оценку поэзии и художественного мастерства великого поэта. В тексте «Института» находим и другие цитаты из поэмы «Руслан и Людмила».
Факты биографии также нашли место в поэтических опытах Н.Н. Страхова (стихотворение «Возвращение на Родину» (1848), которым открывается поэтическая тетрадь, «Оранскому» (1848), «15 августа 1854 г.», «Мгновения» (1849–1850)). Последнее стихотворение в сокращенном и отредактированном виде было включено Страховым в автобиографическую повесть «По утрам» (1850).
О высоком предназначении поэта и поэзии говорит Страхов в стихотворениях «Поэт» (1851) и «Поэту» (1853) (в «Воспоминаниях и отрывках» последнее стихотворение напечатано под названием «Не верь себе»). Любовная лирика представлена стихотворениями «Ах, мне все снятся, все снятся» (1853), «Как расскажу я сладкое томленье?» (1855). Особенно выделяется здесь стихотворение «Я ждал тебя, зачем ты не пришла?» (1850), проникнутое искренними чувствами и переживаниями молодого автора.
Отдельно отметим занятия стихотворными переводами молодого Страхова. На страницах поэтической тетради представлены переводы из Шиллера и Гейне.
В своем творчестве Страхов никогда не придавал сочинению стихов первостепенного значения. Однако потребность в стихотворном воплощении мыслей он испытывал всю жизнь. К некоторым своим ранним стихотворениям, записанным в поэтической тетрадке, Страхов обращался и во второй половине жизни, работая над сборником «Воспоминания и отрывки». Но лишь немногие из этих стихотворений критик счел достойными увидеть свет. Лирические опыты Н.Н. Страхова дают наглядное представление об особенностях его таланта и служат ценным материалом для его творческой биографии.
Подводя итог, следует отметить, что значительная часть автографов, относящихся к раннему периоду творческого пути Н.Н. Страхова и являющаяся источником для научного издания его сочинений (вопрос, который периодически поднимается в научном сообществе), хранится в Киеве. Текстологические находки последнего десятилетия (подготовка к печати и публикация художественно-автобиографической повести «По утрам» М.И. Щербаковой (2010), вступительная статья и комментарий ученого (Щербакова, 2010: 359-367) свидетельствуют о том, что процесс собирания первоисточников, а значит, и, возможно, не известных нам до сих пор стихотворений Н.Н. Страхова не завершен.
Некоторые стихотворения из поэтической тетради Н.Н. Страхова
К А.
5-го сентября
В дали туманной и безбрежной
Там, далеко – передо мной
Являлся часто образ нежный
В сияньи жизни молодой.
И жадно взор мой утомленный
Черты прелестные ловил;
Но он бледнел, – и в отдаленный,
В бесцветный сумрак уходил.
Я вспоминал, – в краю далеком
Под шепот отененных вод,
Под небом жарким и глубоким
Природа дремлет и цветет…[6]
18 июля 1848 г.
Усталостью и скукою томимый
Пришел сегодня я к родным своим.
По улицам шумящим и живым
Бродил я долго, злой тоской гонимый.
И рад я был, что я не заставал
Своих знакомых глупых и презренных.
Упрямо в них, безумец, я искал
И мыслей, и речей живых и вдохновенных.
Я думал в пошлом обществе людей
Найти хоть искру жизни, чувства,
Найти движение, борьбу живых страстей.
Хоть отблеск идеального искусства.
Напрасно! И душа сжималася тоской,
Когда я видел их, холодных и беспечных,
Объятых сном, дремотою немой,
В их жизни страшно-мелкой и пустой.
Без воли и ума, и без тревог сердечных.
Их пошлости дивяся нестерпимой,
Довольству их ничтожеством своим,
Усталостью и злой тоской томимый
Я возвратился вечером к родным.
И здесь, когда уже покров незримый
На землю сумрак тихо опускал
И в полусвет предметы одевал,
Я с жадностью и завистию скрытой
Рассказу длинному внимал.
Была то повесть жизни позабытой,
Дела давно минувших дней,
Жизнь, полная волненья и страстей,
И вольной роскоши, теперь разбитой.
То жизнь была людей могучих и живых,
В борьбе и дружбе вольных и прямых.
И сильных волею и смелостию силы.
И все погибло. Много было их;
Те разошлись, те спят в могиле.
А ныне грустно, тихо все кругом
В судьбе печальной и бесцветной.
Жизнь медленно течет, а день за днем
Приходит и уходит незаметно.
И сердце полно горькою тоской
От раздражающих воспоминаний.
И нет в нем пыла жизни молодой,
Затем, что нет ни слез, ни ожиданий,
Ни радостей, ни горя, ни желаний[7].
***
Проходят дни, проходят ночи –
А сердце жадно ждет!
И смотрят молодые очи
Задумчиво – вперед.
И каждый вечер – дня смерканье
Мне грустию грозит;
И утра каждого сиянье
Надеждой мне блестит.
Минуют дни, минуют ночи…
Мир пуст и тих кругом,
Уста молчат, не блещут очи
Ни влагой, ни огнем.
И тихо утром пробужденье
На тихий день трудов
И тихо в полночь усыпленье
На ночь без сладких снов.
Настанут дни, настанут ночи,
О, радость! Ты придешь?
Уста улыбкою и очи
Слезою обольешь.
И вспыхнет жизнь моя в сияньи
И дум, и дел, и слов.
Тогда – лобзанье на лобзанье
И на любовь – любовь!
Проходят дни, проходят ночи,
А сердце жадно ждет,
И смотрят молодые очи
Задумчиво – вперед.
3 марта 1853[8].
Поэт
1851 г. 29 октября
Одесса
Восторгом ли грудь у него затрепещет,
Заноет ли сердце тоской,
Из уст изобильных и льются, и блещут
Послушные звуки волной.
И чуть он заслышит огонь вдохновенья,
Чуть первый рождается стих,
Он весь полон власти, и гаснет смущенье
В пророке народов земных.
Он всем говорит, но в ласкающих звуках,
В размеренной музыке слов,
Он всем говорит и о тайнах, и муках;
Он скинул вседневный покров.
Что другу не скажет, то скажет он свету,
Что милой в полночную тьму,
Лобзая, уста не промолвят поэта,
То скажет он миру всему.
И чуть звонкомерную речь ту заслышат,
Чуть ласково звуки стеклись,
Все, внемля покорно, участием дышат,
И дерзость, и смех улеглись.
Насмешкою буйной никто нечестиво
Его оскорбить не дерзнет,
Презренье к высокому сердца порыву
И в сердце засохшем замрет.
И вольно поэт доверяется звукам,
Всем равен, и всеми любим,
И звуки послушны восторгам и мукам,
И люди покорствуют им.
Затем, что безгрешным устам лишь подвластна
Живая речей красота;
Им можно пред всеми лобзать без соблазна
У милой и грудь, и уста[9].
[1] ОР РГБ Ф. 249. М. 3819. Ед. хр. 1. Л. 2.
[2] ОР РГБ Ф. 249. М. 3819. Ед. хр. 1. Л. 1.
[3]ОР РГБ Ф. 249. М. 3819. Ед. хр. 1. Л. 22. Все стихи Н. Страхова приводятся в авторской орфографии и пунктуации.
[4] ОР РГБ Ф. 249. М. 3819. Ед. хр. 1. Л. 23
[5] ОР РГБ Ф. 249. М. 3819. Ед. хр. 1. Л. 22 об.
[6] ОР РГБ Ф. 249. М. 3819. Ед. хр. 1. Л. 10
[7] ОР РГБ Ф. 249. М. 3819. Ед. хр. 1. Л. 22–23.
[8] ОР РГБ Ф. 249. М. 3819. Ед. хр. 1. Л. 45–45 об.
[9] ОР РГБ Ф. 249. М. 3819. Ед. хр. 1. Л. 53 – 53 об.
Список литературы
Источники
Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ) Ф. 249. М. 3819. Ед. хр. 1.
Литература
Гинзбург, Л.Я. О лирике. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1974. 408 с.
Поспелов, Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1971. 271 с.
Цейтлин, А.Г. И.А. Гончаров. М.: Изд-во АН СССР, 1950. 491 с.
Щербакова, М.И. Повесть Н.Н. Страхова «По утрам» // Толстой и о Толстом. Вып. 4: Материалы к комментариям. М.: ИМЛИ РАН, 2010. С. 359-367.
Эйхенбаум, Б.М. О поэзии. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1969. 552 с.