Богословская антропология о свойствах личности и педагогическом сотрудничестве: смысловые акценты
Aннотация
В статье исследуются особенности богословско-антропологического подхода к пониманию сущности личности наряду с другими существующими подходами; проводится богословский анализ свойств личности в контексте современных исследований в области богословия личности; основные выводы сопоставляются с обоснованием и решением проблемы сотрудничества участников педагогического процесса. Сотрудничество в педагогике осмысливается как путь реализации личностных свойств в практической деятельности и связано с личностными качествами, которые необходимо развить в воспитанниках. Богословие личности позволяет говорить о бытийном единстве природно-личной онтологии, имеющем основание в бытии Трёх Лиц Святой Троицы. Такие свойства личности, как свобода, уникальность, общение, открытость, творчество и другие, взаимосвязаны, различаемы в личности, неразделимы в практике сотрудничества и являются ее богословско-антропологическим основанием. Богословское видение свойств личности открывает педагогу новые перспективы в сотрудничестве с родителями, позволяя увидеть ребенка целостно, способствует его гармоничному развитию.
Любая образовательная система имеет целью воспитание личности с определенным набором качеств – идеал, к которому следует стремиться и который определяет педагогический подход к воспитанию (принципы, средства, методы, приемы). Соответственно, вопрос о сущностном понимании личности является одним из первостепенных и актуальных вопросов для педагогической науки и практики. Обобщая, современные исследователи богословия личности выделяют три направления в понимании ее сущности: богословско-антропологическое, естественно-натуралистическое и экзистенциальное. Суть первого заключается в признании онтологической глубины человеческой личности, так называемой «метафизической тайны личности» (Зеньковский, 1993: 13), «несводимой к внешнему, природному аспекту, но неразрывно связанную с ним» (Мефодий, 2014: 575). Естественнонаучное направление определяет целью развития личности приобретение в процессе социализации определенных свойств и качеств (Мефодий, 2014: 575). Экзистенциальное направление мыслит личность как самость, субъективно воспринимающую ценности, а не объективно принимающую их (Мефодий, 2014: 576).
Преимущество богословско-антропологического направления, на наш взгляд, заключается в целостном взгляде на развитие личности во взаимодействии внешних и внутренних факторов, тогда как другие два подхода сводят ее развитие к внешнему влиянию и выражению или чрезмерному субъективизму и обособленности.
Согласимся с утверждением протоиерея Василия Зеньковского: «Хотя развитие личности есть существеннейшая задача воспитания, но смысл, цели и условия ее развития могут быть поняты лишь в системе целостного мировоззрения» (Зеньковский, 1993: 13). Бесспорно, зачатки истины встречаются в трудах лучших представителей разных направлений, однако богословское осмысление свойств личности позволит, на наш взгляд, выработать целостный подход к ее развитию (Мефодий, 2017: 186). В противном случае такие качества личности, как свобода, уникальность, творчество, нравственность и другие, будут либо пониматься однобоко и примитивно, в русле определенного течения мысли, либо игнорироваться или, наоборот, абсолютизироваться, что может привести к крайностям в процессе и результатах воспитательной деятельности педагогов с точки зрения формирования личности. Соответственно, сама по себе идея личности вне богословского видения не может быть верховным принципом педагогики, так как, субъективно трактуемая, не имеет прочного основания, что приводит к ошибкам в воспитательном процессе и к тяжелым последствиям в личностном развитии воспитанников.
Педагогика есть сфера технологий передачи знания, а также, что не менее важно, искусство воспитания человека. Сотрудничество учителя и родителей в воспитании школьников, таким образом, непосредственно связано с теми личностными качествами, которые необходимо развить в воспитанниках. Богословское видение свойств личности, на наш взгляд, позволит педагогу в сотрудничестве с родителями увидеть ребенка целостно и способствовать в практической деятельности его гармоничному развитию. В современном исследовании иеромонаха Мефодия (Зинковского) проанализированы идеи видных представителей православного богословия XIX–XX веков в области учения о личности и сформулированы характеристики личностных качеств. Рассмотрим их в связи с богословско-антропологическим обоснованием идеи сотрудничества и направленностью на практическую деятельность педагогов.
Святоотеческое предание утверждает, что каждый человек отличен от другого по ипостаси, в то же время все человечество едино по сущности (Мефодий, 2017: 192). По мысли В.Н. Лосского, «человек – не только природа, но и личность, стоящая перед личным Богом, в личном к Нему отношении» (Лосский, 2012). Одновременно «люди обладают общей единой природой во многих человеческих личностях» (Каллист). Личность несводима к природе, но и не оторвана от нее: как личностные свойства неотделимы от природных, так и наоборот природные – от личностных, в силу бытийного тождества природы и личности (Мефодий, 2017: 193). В то же время неотделимость свойств не означает их слияния.
Личностные (или ипостасные) свойства в каждом человеке уникальны в отличие от присущих всем общих природных свойств (Мефодий, 2017: 190). В.Н. Лосский определяет природу как содержание личности, личность же суть существование природы: «человек – личность, которая не должна определяться своей природой, но сама может определять природу, уподобляя ее своему Божественному Первообразу» (Лосский, 2012).
Глубинный смысл образования имеет в своей основе стремление к раскрытию образа Божиего в воспитаннике и устремление к идеалам святости. Раскрытие и развитие личностных свойств в перспективе обожения с точки зрения единства природно-личной онтологии является одной из главных задач и «принципиальным объектом внимания для педагогики» (Мефодий, 2017: 191). Личностно-ориентированный подход, являющийся системообразующим в российской образовательной парадигме, предполагает построение педагогического процесса, ориентированного на развитие и саморазвитие личностных свойств воспитанников (Гульянц, 2009). Природное единство человечества является фундаментом в практической реализации сотрудничества между людьми, в то же время развитие личностных качеств воспитанников есть и цель, и обоснование сотрудничества в педагогике.
Богословский метод стремится определить истинную природу человека, исходя из того понятия о Боге, по образу которого был создан человек и которое содержится в Откровении, чтобы затем найти в человеке то, что соответствует образу Божию (Лосский, 2012). Авторитетность Священного Писания и Святоотеческого Предания в понимании природы человека подтверждается жизнью святых угодников Божиих. Соответственно, рассмотрение догмата о Святой Троице является основополагающим для понимания человеческой личности.
Единство Бога в Трёх Лицах – тайна, превосходящая человеческое понимание. Но ее глубочайшее практическое измерение в тайне общения и любви Трёх Лиц. Вечное «круговращение» любви, постоянное взаимное общение между Тремя Ипостасями – перихоресис (περιχώρησις) выражает бытие Бога (Каллист). Понимаемое как соучастие в действиях Друг Друга, оно наполнено открытостью и любовью, являющей себя в самоотдаче, которая отождествляется с Личным Существованием. И это Божественное свойство в переложении на человека есть высшая цель и идеал всякого общения между людьми.
По мысли митрополита Каллиста Уэра, «тринитарный образ, в соответствии с которым мы сотворены, не принадлежит никому из нас отдельно, в отдельности от нашего ближнего; этот образ исполняется только в “промежуточном пространстве” любви в отношении Я-и-Ты, только в том “и”, которое соединяет “Я” с “Ты”» (Каллист). Отсюда очевиден вывод о созданной по образу Бога личности человеческой: замкнутая внутри себя, сосредоточенная на себе, она неизбежно оскудевает, будучи ограниченной. Бог есть разделенная любовь, а не эгоцентризм – такова же и человеческая личность (Каллист).
Парадокс христианского понимания природы человека заключается в том, что, отдавая себя свободно и по любви другим в жертвенном служении, предпочитая других себе, в некотором смысле переставая существовать для себя самого, человек обогащается и раскрывается в своей личной уникальности без утраты свободы и самостоятельности. По мысли В.Н. Лосского, «отказываясь от своей частной собственности, личность бесконечно обогащается всем тем, что принадлежит всем» (Лосский, 2012).
В этом смысле учение о взаимном общении внутри Лиц Святой Троицы является богословским обоснованием идеи сотрудничества между людьми, указывая вектор развития отношений, заключающийся во взаимопроникновении личностей в общении, в самоотдаче и открытости. Эта мысль указывает путь к глубокому доверительному и плодотворному общению между всеми участниками педагогического процесса. Образ взаимной любви, явленный в Святой Троице – направленность на другого, открытость, диалог – имеет непосредственное преобразующее значение в повседневной жизни: так отношения в любой среде призваны стать живой иконой Святой Троицы в духе соучастия и сотрудничества. Эту мысль можно приложить к сотрудничеству педагога, родителей и детей, где каждый несет ответственность за характер взаимоотношений и атмосферу, которая складывается в процессе общения, соответственно от качества общения зависит протекание внутренних процессов обретения личностью (учителем, родителем, учащимся) духовного опыта.
Синтетическим свойством личности, объединяющим открытость к общению и самоидентичность, можно назвать религиозность (Мефодий, 2017: 205). Дух животворит тело, поэтому важно наполнение внутренним смыслом повседневной жизни и общения – принимая в свое сердце и от всего сердца других людей, дать возможность и место в сердце Духу действовать через нас в мире и животворить другие сердца, наполняя содержание жизни высшим смыслом. Эта мысль особенно важна для воплощения идей сотрудничества, одухотворения процесса общения. Синтетичность личного начала, таким образом, предполагает обращение педагогики к религиозной стороне жизни души не только с целью религиозного или духовно-нравственного воспитания, но и для гармоничного развития личности. Идеи христианской антропологии, выраженные в сотрудничестве, должны быть связаны со всеми процессами жизни души (Зеньковский, 1993: 7).
В противном случае педагогика находится «во внутреннем тупике», потому как, признавая «тайну» детской личности, не чувствует того, что «жизнь личности вообще, а детской в особенности, требует религиозного освещения, самоуверенно истолковывая жизнь души независимо от ее сопряженности с Богом» (Зеньковский, 1993: 7).
Святые отцы подчеркивают, что неотъемлемой составляющей образа Божиего в человеке является свобода, которая неразрывно связана с действием воли в человеке. Свобода есть личностное свойство, воля же – свойство человеческой природы. Человеческая воля глубоко повреждена в акте грехопадения, необходимо последовательное ее воспитание в направлении следования нравственным идеалам. По учению свят. Феофана Затворника, христианин должен непрестанно сознательно трудиться над собой, чтобы в соработничестве с Богом склонить свою волю на путь добродетельной жизни по заповедям (Кирилл, 2017: 61). Прежде всего, и это всегда подразумевалось и проговаривалось отцами Церкви, человек должен научиться господствовать над самим собой. Умение распоряжаться даром свободного произволения – задача воспитания воли и саморегуляции, самоконтроля в широком смысле. Этот опыт внутренней борьбы ради преображения души свойственен каждому христианину, стремящемуся следовать за Христом. Родители и педагоги, идя путем борьбы с собой за торжество любви в сердце, могут своим примером жизни во Христе укрепить и вдохновить своих подопечных (Кирилл, 2017: 62).
В христианской антропологии свобода личности не мыслится вне общения с другими личностями (Мефодий, Кирилл, 2019: 177). Однако необходимо учесть греховность человека, которую путем подвига самоотвержения, смирения, молитвы и любви человек должен преодолеть ради единства с Богом и ближними. Понимание личностного развития в контексте христианской антропологии обращает нас к внутреннему человеку и внутреннему подвигу, тем самым идет вразрез с общепринятым взглядом педагогики на человека и суждении о нем по внешним проявлениям.
В учении Святых Отцов различаются «внешний» и «внутренний человек». «Внешнему» человеку принадлежит тело и плоть, он – «ветхий» человек плотских страстей, подверженный тлению, а «внутреннему» – ум, сердце, совесть, дух, необходимые «новому» человеку для служения Богу и людям. Святоотеческое наследие сосредотачивает внимание человека на внутреннем подвиге путем самоотвержения. Термин «внутренний человек» употребляется в Посланиях святого апостола Павла: «... крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф. 3: 16; см. также Рим. 7: 22; 2 Кор. 4: 16). По мысли Блаженного Феофилакта Болгарского, апостол испрашивает укрепления человека силою Божией в Духе Святом, «каким же образом – верою, ибо в верных сердцах обитает Христос, приходя с Отцом и творя в них обитель, как Он и предсказал (Ин. 14: 23), а этого вы достигнете, когда укоренитесь в любви Его и не будете колебаться и смущаться» (Феофилакт).
Отметим, что в педагогике понятие «внутреннего человека» практически не употребляется, либо сформулировано нечетко и не имеет практического воплощения в воспитательном подходе. В этом богословско-антропологическом акценте, на наш взгляд, скрывается ответ на вопрос, почему современные исследования отношений между родителями, учителем и детьми не могут положительно решить проблему все чаще возникающих конфликтов и недопонимания, взаимных требований и претензий. Проблема остается актуальной в связи с тем, что проводимые мероприятия и в целом общепринятый подход в обучении и воспитании ориентированы на внешнюю сторону организации общения, носят внешний характер. Не умаляя ценности разработанных проектов и подходов по созданию гармоничного сотрудничества в школе, отметим, что, в первую очередь, требуется личный подвиг учителя как человека, который призван найти подход к каждому и сплотить всех, вдохновить духом единства вверенных ему подопечных. Во-вторых, необходим ежедневный труд родителей в сотрудничестве с учителем в осуществлении личностного подхода в отношениях с ребенком, а также и труд самих воспитанников, учащихся в терпении, взаимном принятии и любви общаться друг с другом.
Воспитание свободного произволения человека ко спасению как следование путем совести и раскаяния во внутренней борьбе с ветхим человеком необходимо для соединения со Христом и с другими личностями. Так, обрести подлинную внутреннюю свободу человек может только посредством включения в свое бытие других личностей: «свобода “для” освобождения других от боли, страдания и греха – единственный, хотя и далеко не безболезненный, путь освобождения и себя самого» (Мефодий, 2017: 211). Только такой путь может в полноте привести к объединению на основе взаимопонимания и доверия, однако свободный выбор всегда остается за человеком.
Отметим, что свобода в христианском понимании не есть раскрепощение и освобождение от нравственных норм, а, наоборот, укорененность в добре и познании истины, которая заключается в свободном, осмысленном и самостоятельном выборе добра и противостоянии, отвержении зла (Иларион (Алфеев)). По сути, самым существенным является вопрос: как раскрывается свобода в душе ребенка, ведь детская душа может оказаться безмолвной и закрытой, хотя с нашей стороны было сделано все возможное для ее роста и раскрытия. Таким образом, воспитание заключается в педагогическом сопровождении и деликатном ведении ребенка по пути достижения им такой силы личности, при которой он постепенно и достаточно будет овладевать «тайной свободы в себе», поэтому «воспитание плодотворно лишь в той мере, в какой оно обращено к духовной жизни, пронизано верой в силу Божию, в человеке светящую как образ Божий, способно зажечь детскую душу любовью к добру и правде» (Зеньковский, 1993: 245). Подлинный смысл воспитания свободы непосредственно связан с темой спасения.
В христианском понимании творчество есть не только акт вдохновения и желание делать то, что нравится, творчество заключается в синергии, сотрудничестве Божественной Благодати и воли человека к ее усвоению, что невозможно в отрыве от ближних, соответственно достижимо в сотворчестве с другими личностями в процессе сотрудничества. По мысли протоиерея Василия Зеньковского, «нам не только дана, но и задана наша личность, как тема творческого раскрытия и осуществления данных нам талантов» (Зеньковский, 1993: 82). Открытость человека, бытие для других связаны с восприимчивостью личности к Божественным энергиям и творческим импульсам других личностей. Восприимчивость следует понимать как осмысление, принятие внешних факторов во внутренний опыт духовной жизни (Мефодий, 2017: 219). По образу общения Лиц Святой Троицы уникальность каждой личности раскрывается в сотворчестве с другими личностями, в соработничестве в становлении их уникальности на основе восприимчивости, открытости и самоотдачи. Творческие способности человека получают особенно эффективное развитие, когда исчезает «обособленность лиц друг от друга» (Лосский, 1991: 249), что не означает слияния личностей в единообразную массу, но рост уникальности и ценности каждой из личностей, «включенных в соборно-творческий процесс» (Мефодий, 2014: 503-504). Стяжание Благодати Духа Святого в соединении со Христом и с другими личностями – вот истинная творческая задача христианина, в решении которой заключается восстановление образа Божиего и подобия каждой уникальной личности.
Учение о Святой Троице в полноте раскрывается в идее кафоличности, соборности Церкви – единство во множестве, цельность, полнота. Святые Отцы понимали Церковь как «Тело Христово», «Храм Святого Духа». Это таинственное свойство Церкви открывается в самой Ее жизни, в Таинстве Святой Евхаристии. В творениях многих святых сквозной нитью проходит мысль о «едином теле» – христиане как члены одного Тела Христова. Цель сотрудничества в педагогике по духу близка идее кафоличности, так как заключается в стремлении к внутреннему единству всех участников, основанному на любви, взаимопонимании и доверии. Сотрудничество позволяет актуализировать и реализовать уникальность каждой личности, способствующей одновременно становлению уникальности других личностей в процессе общения в духе единения. Конечно, в светской школе не может быть полностью воплощена идея соборного единства в Евхаристическом смысле. Однако богословское видение оснований сотрудничества задает правильный вектор его развития: идея кафоличности, соборности – это основа совместной, слаженной и согласованной деятельности.
Христианская антропология может обогатить педагогическую мысль с целью принятия личности понятия «креста», который содержится в жизни каждого человека и в педагогическом процессе раскрывается во внешних проявлениях, поведении. Крест человека определяет тайну уникальности личности, и есть те духовные задачи, которые требуют внутреннего решения для преображения и духовного возрастания души (Зеньковский, 1993: 81). Каждый человек внутренним чутьем сознает задачи, которые перед ним стоят, однако вся сложность их решения заключается во внутренней неустроенности жизни, которая передается и через наследственность, и через воспитание и социальное окружение, личностное восприятие, так называемую «укорененность греха в духовном начале» личности (Зеньковский, 1993: 84). И педагог, и родители, и ребенок – каждый призван к творчеству, к разрешению этой задачи, к «несению» своего креста (Зеньковский, 1993: 83). Творчество с богословско-антропологической точки зрения не есть только вдохновение, но путь преображения души в Боге, имеющий сотериологическую перспективу (Зеньковский, 1993: 153).
Педагог в сотрудничестве с родителями должен способствовать раскрытию лучших личностных качеств ребенка, не отрицая при этом борьбу с грехом и тот крест, который есть у каждого человека, – преобразуя его в задачи, которые необходимо творчески решить человеку на его жизненном пути. Путь к деятельному, чуткому и неравнодушному сотрудничеству с другим человеком в богословско-антропологическом смысле лежит через познание своего внутреннего человека, глубины его испорченности и поиска единства с Богом и ближними в непрестанном личном подвиге, что возможно осуществить только с помощью крепкой веры и доверия Богу.
Благодать, преобразующая природу человека, не является статическим состоянием. В отношениях с Богом и другими человеческими личностями всегда есть динамика, поэтому жизнь есть непрерывная борьба за стяжание Благодати, в которой «решительность и отвага являются главными отличительными чертами свободы человека, свидетельствующими о его воле и вере в Бога» (Иосиф Ватопедский, схим., 2015). От человека требуется непрестанный «труд любви» (1 Фес. 1: 3). Святитель Иоанн Златоуст в толковании на эти слова из Послания апостола Павла Фессалоникийцам вопрошает: «Что за труд кое-как любить? Нет никакого. Но любить в собственном смысле – труд великий. В самом деле, когда восстают бесчисленные искушения, чтобы отвлечь нас от любви, между тем мы твердо противостоим всему, – не труд ли это, скажи мне?» (Иоанн Златоуст).
Ответом, перекликающимся с вопрошаниями Святителя Иоанна, могут стать слова из письма архимандрита Софрония Сахарова о единстве Церкви: «Истинное единство возможно только в любви и через любовь. Любовь навязать нельзя. В этом мире, отвергшем заповедь Христа: “Возлюби ближнего, как самого себя” … борьба за торжество любви приводит к жертве, к “распятию” служителей любви» (Софроний (Сахаров), схиархим.).
В сотрудничестве, соработничестве человека с Богом и другими личностями важен характер динамики, цель и импульс (Мефодий, 2014: 506). В святоотеческом понимании динамика личностного роста связана с очищением сердца, с динамикой личностных добродетелей, проявляющейся в соучастии и единении с другими.
Динамика, или внутренний рост, является важным фактором в воспитании личности. Человек постоянно меняется. Можно говорить о синергии воспитуемых и воспитателей в педагогике (Мефодий, 2017: 230). Педагоги и родители в сотворчестве призваны воспитывать детей, а дети в свою очередь незримо воспитывают и меняют взрослых, поэтому так важно для педагогики чувство открытости и чуткости.
Рост происходит в глубинах личности: в разные периоды по мере взросления меняются представления ребенка о любви и единстве, послушании, горе и радости, возрастают рассудительность, разум, чувства, силы душевные. Если роста нет, наступает стагнация и далее деградация. Искусство воспитания может быть определено как «содействие росту» (Зеньковский, 1993: 265). Однако суть духовного роста состоит в том, что содействуют росту не только правильные поступки, но и падения, ошибки; затруднения носят воспитывающий характер, содействуют формированию целостной, устойчивой духовно-нравственной личности. Эта мысль может вдохновить педагога терпеливо искать подход к каждому ребенку и преодолевать трудности, совместно духовно возрастая. Учителя и родители в духе сотрудничества должны содействовать процессу развития самосознания ребенка, однако делать это нужно тактично и с рассуждением, относясь к себе самокритично, помня, что слова, поступки и действия взрослых будут способствовать духовному возрастанию ребенка и сплочению, объединению его с другими личностями и с Богом.
Здесь важно соработничество учителя и родителей с Богом, а именно «устойчивость нашего личного произволения в Боге, как в высшем Благе» (Мефодий, 2014: 507), который делает человека открытым Божественному Промыслу. Бог всесилен обратить все немощи и недостатки взрослых на пользу учеников и преобразить в общении внутренний мир каждого, созидая гармоничное и плодотворное сотрудничество. Обожение, являясь высшей целью сотрудничества в педагогике, означает устойчивость в добром свободном произволении к Богу и непрерывный созидательный труд в воспитании открытости, самоотдачи, перихоретичности в общении с другими личностями.
В онтологическом смысле педагогическая задача, которая решается в сотрудничестве, заключается в динамическом преодолении разделений путем «отшлифовывания» ипостасного или личностного начала, то есть через гармоничное, целостное развитие всех свойств личности (Мефодий, 2014: 511).
Развитие каждой личности должно способствовать формированию единства всех участников педагогического процесса. Качество общения воспитателей и воспитуемых и вдумчивый подбор методов и приемов, личностный подход, укорененный в богословско-антропологическом понимании личности – весь этот комплекс может способствовать достижению единства в сотрудничестве во множестве уникальных личностей.
Богословское понимание личности позволяет синтезировать две противоположные категории, или личностные свойства: логосность личности как «очерченное и оформленное ипостасное отличие», и иррациональность как невозможность в словах осмыслить и выразить всю глубину и тайну личности (Мефодий, 2017: 233). Словесность существует в общении всех Ипостасей Троицы, а значит, является выражением межличностного общения в Божественно-человеческой иерархии по образу Святой Троицы. Однако словесность не сводима к разумной природе, «Слово в Боге обладает неограниченностью, уникальностью и вечно “рождается-произносится” Богом Отцом и сосуществует со Святым Духом» (Мефодий, 2017: 233).
Слово человека также является категорией межличностного общения, направлено к слушающей личности, являясь выражением личности, самосознания. Посредством слов человек выстраивает отношения с Богом и людьми. Принято относить слово к уму человека, однако с богословской точки зрения словесность не является только признаком разумности, рациональности, так как включает в себя еще и отношение говорящего к выражаемому посредством слов (Мефодий, 2017: 234). С помощью слов является внутренний мир личности и направляется к другим личностям, влияя на них.
Учителю нужно быть осторожным и осмотрительным: каждое его слово в классе, каждое его действие могут оказать необратимое влияние на душу ребенка. И в этом смысле благое молчание с молитвой и верой может оказаться гораздо ценнее, чем множество слов и наставлений, сказанных зачастую в немирном, раздраженном духе. Задача педагога и родителей не просто передать воспитаннику знания, но заслужить доверие в пространстве диалога, решение этой задачи требует самоотдачи, чуткости, деликатности, то есть высокой внутренней культуры педагога, которая раскрывается в общении и в принятии личности каждого.
Такие свойства, как когнитивность и сознательность, являемые в логосности, согласно богословскому пониманию личности связывают знание со словесным выражением и в то же время сохраняют за ним свойство неисчерпаемости и неполной выразимости (см.: Мефодий, 2017: 235). Для практики сотрудничества в педагогике эта амбивалентность говорит о том, что сугубо информационный, «знаниевый», или познавательный, подход в образовании является весьма однобоким и ущербным, так как не учитывает иррациональную природу личности, глубину и неисчерпаемость внутреннего мира каждого человека.
Подведем некоторые итоги. Вопрос о сущности личности является не просто теоретическим и отвлеченным от повседневной жизни. Педагогика опирается на практический жизненный опыт, и поэтому как богатый педагогический фундамент, так и приобретенная опытным путем интуиция педагогов должны быть подкреплены святоотеческим пониманием личности. Педагог должен опираться на сущность и подлинный смысл бытия человека – внутренним оком прозревать философское основание практической деятельности (Слободчиков и др., 2019: 7). Все педагогические концепции, имея зерно истины, ограничены пониманием личности в ее социальном, психологическом, физическом измерениях, выражающихся в терминах «индивид» и «индивидуальность». Взгляд же на развитие личности в перспективе обожения открывает бесконечную глубину личностного роста. Каждая личность и весь собор личностей призваны стать иконой Святой Троицы по образу взаимной любви, которая, не ограничиваясь временной жизнью, находит продолжение и полноту в вечности.
Для того чтобы воспитать личность – то есть целостного человека во взаимосвязи внешних и внутренних факторов развития, сама педагогика должна сама стать целостной, что с богословской точки зрения невозможно «вне верного богословского понимания личности как онтологического принципа целостности человека» (Мефодий, 2017: 232). Именно богословское понимание личности дает нам прикоснуться к целостной мировоззренческой картине, в рамках которой раскрывается глубина и тайна личности.
Синтетические свойства личности позволяют говорить о бытийном единстве природно-личной онтологии, коренящейся и зависящей от Божественного бытия Трёх Лиц Святой Троицы. Принципиально важные свойства личности, понимаемые именно богословски, такие как «несводимость личности к ее природе и обладание ею, общение и диалогичность, открытость и кафоличность, уникальность и творчество, динамичность и целостность, религиозность и нравственность, логосность и иррациональность», взаимосвязаны, различаемы в личности и неразделимы в практике сотрудничества, являясь ее богословско-антропологическим основанием и направлением развития (Мефодий, 2014: 511).
Личность, в ее исконном основании, всегда уникальна, а основа ее своеобразия лежит в «неразложимом метафизическом ее ядре». Однако она становится «самой собой», «находит себя» лишь в живом и действенном взаимообщении с людьми, с миром окружающих ее ценностей, а также во взаимном общении с Богом (Зеньковский, 1993: 13). Богословское понимание личности человека дает указание на то, что деятельность педагога должна быть направлена не только и даже не столько на внешние образовательные моменты, но и на «внутреннего человека», так, чтобы затронуть глубины, «тайники души», заронить туда добрые семена христианской нравственности, которые бы со временем принесли многоценные плоды в жизни молодых граждан России.
Человек сообразен Богу, поэтому целью образования является, в конечном счете, подготовка человека к вечной жизни в перспективе спасения, Богообщение и уподобление Первообразу – Личности Богочеловека Христа, который максимально являет и воплощает все свойства личного начала.
С одной стороны, деятельное и гармоничное, всестороннее и целостное развитие личности возможно лишь в Церкви как Богочеловеческом организме, с другой стороны, оно непосредственно зависит от качественного педагогического подхода, вдумчивого подбора средств, методов и технологий, которые создадут условия – плодородную почву для воспитания, возрастания души ребенка, чтобы в ней проросли добрые семена, посеянные Творцом. Сотрудничество в педагогике и педагогика сотрудничества, на наш взгляд, есть путь реализации личностных свойств в практической деятельности. Богословское осмысление свойств человеческой личности и их применение в практике сотрудничества позволит обогатить современные методики воспитания в синергии лучших достижений христианской и светской педагогики.
Список литературы
Блаженный старец Иосиф Ватопедский и его изречения // Православие.Ru. 2015. 1 июля [Электронный ресурс] URL: https://pravoslavie.ru/80338.html (дата обращения: 20.10.2020).
Гульянц, С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 2. C. 40-51.
Зеньковский, В.В., прот. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владим. братства, 1993. 224 с.
Иоанн Златоуст, свят. Толкование на первое послание к Фессалоникийцам // Азбука веры. Православная библиотека. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-fessalonikijtsam/1 (дата обращения: 17.10.2020).
Каллист (Уэр), митр. Святая Троица – парадигма человеческой личности // Азбука веры. Православная библиотека. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/svjataja-troitsa-paradigma-chelovecheskoj-lichnosti/ (дата обращения: 18.07.2020).
Кирилл (Зинковский), иером. Волевые качества личности согласно святителю Феофану Затворнику // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Т. 18. Вып. 2. С. 54-68.
Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / пер. с фр. мон. Магдалины (В.А. Рещиковой). 2-е изд., испр. и перераб. 2012 [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/ocherk-misticheskogo-bogoslovija-vostochnoj-tserkvi/ (дата обращения: 30.05.2020).
Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. 368 с.
Макарий Булгаков, митр. Православно-догматическое богословие. Том 1. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/1_34 (дата обращения: 05.04.2020).
Мефодий (Зинковский), иером. Образование и богословие личности // Теология и образование / отв. ред. Д.В. Шмонин. СПб.: Изд-во РХГА, 2017. С. 182-247.
Мефодий (Зинковский), иером. Православное богословие личности: истоки, современность, перспективы развития. Дис. … докт. богословия. М.-СПб.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноап. Кирилла и Мефодия, 2014. 721 с.
Мефодий (Зинковский), иером., Кирилл (Зинковский), иером. Современные образовательные ориентиры и обожение как цель жизни христианина // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 20. Вып. 2. С. 167-181.
Слободчиков, В.И., Остапенко А.А., Рыбаков С.Ю. Базовые смыслы национально-ориентированного образования Российской Федерации // Непрерывное образование. 2019. № 2. С. 6-10.
Софроний (Сахаров), схиархим. Письмо о единстве Церкви. [Электронный ресурс] URL: https://soulibre.ru/Письмо_о_единстве_Церкви_(архимандрит_Софроний_(Сахаров)) (дата обращения: 14.10.2020).
Феофилакт Болгарский, Блаж. Толкования на Еф. 3:16. [Электронный ресурс] URL: http://bible.optina.ru/new:ef:03:16 (дата обращения: 30.05.20).
Христианское воспитание детей. 10 тезисов митрополита Илариона (Алфеева). Цикл «Христианская нравственность». [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=W3Pm5zSEKTs (дата обращения: 20.06.2020).