Богословская традиция борьбы староверов-поморцев с инновациями в христианстве и ересью: опыт Белгородской старообрядческой общины
Aннотация
В статье проведен краткий анализ опыта борьбы староверов-поморцев с инновациями в христианстве, в основе которого лежит святоотеческий подход к противостоянию ереси. Показано, что секты и новые религиозные движения имеют типологическое сходство с доктринами более древних ересей. Обоснована необходимость совместного противостояния старообрядцев и Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП) угрозам глобализации через восстановление основ религиозного воспитания и семейную церковь.
Ключевые слова: инновации, ересь, секта, новое религиозное движение, святоотеческий подход, старообрядцы, глобализация, семейная церковь
После Смутного времени 1605–1612 годов государство Российское находилось на грани краха. Произошла девальвация ключевых христианских ценностей, а сама жизнь человеческая перестала восприниматься как нечто святое, Богом данное. Однако уже в 1620-х годах, после заключения мира с Польшей и возвращения Патриарха Филарета, который стал, по сути, идеологом преображения России и соправителем своего сына, царя Федора Михайловича, страна стала подниматься с колен. Именно в этот период возрождения государства и встречается впервые, в 1626 году, упоминание в писцовых книгах о деревне Кошлаково, во многом определившей становление и развитие старообрядчества на территории Святого Белогорья. Сюда стали активно ссылать стрельцов с семьями, противников церковных реформ Патриарха Никона. В 1666 году в Кошлаково переселилась большая семья староверов Тараса Москалева в надежде избежать репрессий. И сам Тарас с целью предотвращения опасных расспросов был зачислен в стрельцы под фамилией Тарасов. Именно семья Тарасовых и приехавшие чуть позже Михайловы и Лагутины стали основой старообрядческого клана. После отмены Петром Первым в 1716 году 12 статей царевны Софьи в отношении старообрядцев и поддержки им Выговского общежительства старообрядческая жизнь в Белогорье стала активно развиваться. Огромную роль в этом сыграли последователи братьев Денисовых, в частности, схиинок Даниил, иноки Герасим и Герман. В конце 1750-х годов при императрице Елизавете ими был основан первый поморский монастырь в городе Чугуеве Белгородской губернии. Вскоре вслед за этим, после указа 1762 года императрицы Екатерины Великой об освоении малозаселенных земель – Кошлаковский и Крапивенский поморские монастыри в Курской губернии стали духовными центрами Старой Веры в регионе на долгие годы. В 1907 году в селе Кошлаково был освящен Храм Святителя Николая Угодника, который стал местом проведения в 1927 году знаменитого Собора христиан поморского согласия, на котором присутствовало более 200 представителей старообрядческих обществ со всей России (Ермолович, 2021b: 192-193).
В 2001 году инициативной группой в составе Тарасова Ивана Николаевича, Тарасова Ефима Ивановича, Перекрестовой Татьяны Борисовны, Цыганковой Прасковьи Григорьевны, Царевой Анны Владимировны была официально зарегистрирована Белгородская старообрядческая община Древлеправославной Поморской Церкви. В мае 2006 года духовным наставником Белгородской общины был избран Тарасов Александр Егорович (10 лет Белгородской…, 2011: 1-4). Белгородская община староверов-поморцев старается внести свой посильный вклад в противостояние угрозам глобализации, прежде всего конкретными делами и посредством построения семейной церкви среди прихожан, интеграцией старообрядцев в современное общество. Сущность старообрядчества не в церковных обрядах, хотя их спасительная сила не вызывает сомнений. Старообрядчество – это прежде всего образ жизни и мировоззрение человека в соответствии с заповеданным нам наследием Старой Веры. Именно сохранению, а порой и восстановлению традиционного образа жизни прихожан в чистоте дел, слов и помыслов уделяет ключевое внимание Белгородская община староверов-поморцев (Ермолович, 2021b: 197).
Со времен раннего христианства и до конца Нового времени (до середины – конца XIX в.) инновации (нововведения) в христианстве активно исполняли разного рода ереси. Ереси отходили от официального учения церкви, от Евангелия, уходили от христианства и превращались обычно в секты. Отход от христианства был связан с конфликтом с официальной церковью, а антропология и сотериология еретиков продолжала находиться в христианской парадигме (Лункин, 2009: 340). Основой для появления течений, которые отходили от христианства, но оставались верными многим его основным принципам и идеологемам, стал прежде всего протестантизм, который впоследствии породил тысячи направлений и групп, однако большая их часть развивалась в рамках протестантской этики и логики церковного развития (Карташев, 1991: 287). Меньшая часть превратилась в новые религиозные движения (НРД), которые принципиально отличаются от традиционного исторического христианства. Заманчивой стороной любого сектантского неохристианского учения всегда была и остается вера в мнимое воображаемое спасение и благополучную жизнь без всякого подвига – труда во славу Божию. Святые Отцы такое состояние характеризовали как «прелесть» (Куликов, 2008: 3-8; Питанов). Таким образом, сектанты хотят или подменить собою православие, или ассимилировать христианство. Эта методология противостояния Церкви известна Ей давно. Впервые Церковь встретилась с такой опасностью в борьбе с гностицизмом. Другими словами, заблуждения современных сектантов имеют типологическое сходство с доктринами более древних ересей.
Доктрины современных сект воплотили в себя предшествующие идеи и не представляют собою неизвестные Церкви учения. У сект, подобно Преданию Церкви, существует свое еретическое предание. Хотя в нем не всегда прослеживается историческая преемственность, но часто существует типологическое сходство их идей, которые в большинстве сект восходят ко времени возникновения Церкви. Поэтому для определения характерных признаков сектантства приемлемы выработанные Церковью признаки отличия истины от заблуждения (Сидоров, 2011: 343). Идеология целого ряда НРД, тесно связанных с христианским миропониманием и вероучением, основывается на переосмыслении и развитии христианских идей в самых неожиданных направлениях. При этом в подавляющем большинстве случаев НРД противопоставляет себя христианству либо критикует его (Лункин, 2009: 341).
Развитие религиозной свободы личности от церковного авторитета иерархии, а частично и от авторитета Священного Писания в его буквальном понимании путем использования различных аллегорических истолкований, неприемлемо для сторонников истинной православной веры, поэтому старообрядчество в принципе сохраняет признание учительной власти духовенства; не приемлет «свободного исследования» Библии, сохраняя признание святоотеческих толкований ее текстов и опираясь на них.
Молельня (Храм) всегда была центром жизни верующих людей. Жизнь староверов связана с молельней – от рождения и до смерти (Лавренов, 2021: 111). Принадлежность к старообрядчеству обязывает верующего к организации всей своей жизни по религиозным правилам, к регулярному участию в продолжительных богослужениях, к соблюдению многочисленных ограничений в быту. Бытовой консерватизм старообрядчества основывается на религиозном традиционализме. Именно он обусловил сохранение в старообрядчестве русских национальных традиций. Представление о целостности человеческого бытия, неразделимой связи между материальным и идеальным началами, особенно в отношениях между человеком и Богом, в религиозном культе; о нераздельности между церковным и светским – всё должно быть воцерковлено, вся жизнь устроена на религиозных основах. Отсюда происходит неприятие старообрядчеством идеи нерелигиозной «светской» жизни (Шахов, 2000: 267).
Ревнители старой веры, являясь приверженцами традиционного византийско-русского богословия и концепции «воссоздания Святой Руси», полагают, что для противодействия деструктивному влиянию неохристианских НРД необходимо провести «воцерковление» россиян, в частности, через повышение роли религиозного образования в современном обществе. И в этом вопросе нельзя идти на поводу у идеологов построения социально фрагментированного секуляризованного общества, которые так любят прикрываться принципами свободы совести и религиозной свободы граждан (Миловидов, 1979: 56; Балагушкин, 1996: 95). В последние годы лидеры детрадиционализации и религиозной свободы усиливают пропаганду религиозной нетерпимости в стране. Верующих традиционных конфессий они сплошь и рядом пытаются опорочить и именуют «земными прислужниками сатаны», а россиян пытаются запугать «нашествием всеереси» и якобы творящимся в стране «бесовским шабашем». Цель подобных заявлений – подорвать доминирующее положение православия [Осипова, 2021: 276].
Отношение старообрядцев к неохристианским НРД основано, прежде всего, на святоотеческом опыте борьбы с ересью. В этом вопросе у старообрядцев нет противоречий с официальной позицией Русской Православной Церкви. Патриарх Кирилл охарактеризовал сектантство как «очень болезненное явление»: «В сектантской деятельности есть отрицание истории, есть отрицание религиозного опыта других, есть попытка монополизировать религиозный фактор и подчинить его недекларируемым целям. В России это всегда направлено против Русской Церкви. Я не встречал ни одного сектанта, безразличного или доброжелательного по отношению к Русской Церкви». Патриарх подчеркнул, что «религиозный экстремизм – а речь идет об экстремизме – конечно, должен быть ограничен законодательно» (Кирилл (Гундяев), Патриарх).
Проблемы отношений старообрядческих религиозных организаций с государством, возникающие в ходе обеспечения конституционного равенства конфессий, возвращения церковного имущества, в связи с принятием Закона «О свободе вероисповеданий и о религиозных объединениях» для старообрядчества вызваны тем, что, будучи мировоззренчески одной из традиционных конфессий, старообрядчество в то же время находится в состоянии религиозного антагонизма с Московским Патриархатом. Сегодня староверы открыты для общения с официальной властью и РПЦ МП, однако есть принципы, которыми староверы никогда не пожертвуют, – чистотой Веры, которая является основой всей жизни (Поморские ответы, 2016: 226). По отношению к неохристианским НРД стороны занимают солидарную позицию, поскольку сторонники Старой Веры конфессионально рассматривают себя как подлинную Российскую Православную Церковь и придерживаются в этом вопросе, как и новообрядцы, исключительно авторитетного мнения Святых Отцов. Староверы полагают, что любые инновации (нововведения) в христианстве недопустимы и являются ересью.
В новейшее время на старообрядчестве, на старообрядческом мировоззрении существенно сказывается общая тенденция к снижению уровня религиозности в обществе. Сегодня наряду с борьбой с сектантством перед старообрядцами и всем православным сообществом стоит гораздо более трудный вызов – вызов глобализации (Андрей (Марченко), 2018). Поэтому актуальность противостояния деструктивному влиянию новых религиозных организаций, с опорой, прежде всего, на святоотеческий опыт борьбы с ересью, будет только усиливаться. И противостоять этой негативной тенденции возможно только совместными действиями всех традиционных христианских конфессий. Прежде всего здесь речь может идти о духовном единстве всех христиан в рамках малых семейных церквей, «ибо где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18:20) (Ермолович, 2021a: 202). Как отмечалось в Итоговой резолюции Всемирного старообрядческого форума, проходившего в Москве в 2018 году, «старообрядцы настороженно воспринимают информационную и духовную глобализацию, следствием которой становится пропаганда греха» (Всемирный старообрядческий…, 2018: 256-259).
Сейчас главная тенденция развития старообрядчества изменилась и состоит в том, что оно перестает быть чисто сельским и крестьянским; старообрядчество интегрировано в городскую жизнь. Но его модернизация должна проходить на базе Старой Веры, а не современных нововведений, чтобы сохранить чистоту традиционных ценностей. В старообрядческой среде все еще непоколебимы традиционные семейные ценности, но общинная жизнь по заповедям Старой Веры в лучшем случае превратилась в так называемую приходскую жизнь (Поморские ответы, 2016: 47-48). И сегодня, несмотря на разногласия, перед всеми христианами России, обществом и государством стоит несоизмеримо более важный вызов, чем межконфессиональные разногласия, – вызов сохранения христианской цивилизации как таковой. И прежде всего глобальной атаке подвергается сама суть христианства: семья и община.
Список литературы
10 лет Белгородской старообрядческой общине / под ред. А.Е. Тарасова. Белгород: Константа, 2011. 30 с.
Андрей (Марченко), протоирей. Ближайшие задачи Старообрядчества и проблемы его самоидентификации в эпоху глобализма // Материалы Международной конференции, Москва, 1-2 октября 2018 г. М.: Культурно-паломнический центр им. протопопа Аввакума, Третий Рим, 2018. С. 43-50.
Арсенина, О.В. Проблема религиозной идентичности и религиозности в старообрядческом социуме: Дис… канд. философских наук. Архангельск: Поморский ГУ, 2006. 204 с.
Балагушкин, Е.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен // Общественные науки и современность. 1996. № 2. С. 90-100.
Всемирный старообрядческий форум: Материалы международной конференции, Москва, 1-2 октября 2018 г. М.: Культурно-паломнический центр им. протопопа Аввакума, Третий Рим, 2018. 264 с.
Ермолович, В.В. (Василий Ермолов). Путь к Истине и Старой Вере. Белгород: Белгородская. обл. тип., 2021. 212 с. (a)
Ермолович, В.В. Религиозно-историческая идентичность Белгородской общины староверов поморцев // Третьи Ковылинские Преображенские чтения (Москва, 28 октября 2021 г.): Сб. материалов. М.: Культурно-паломнический центр им. Протопопа Аввакума, 2021. С. 192-197. (b)
Карташев, А.В. Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1991. 704 с.
Кирилл (Гундяев), Патриарх. В сектантстве всегда есть пафос отрицания своей истории и культуры [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/726813.html (дата обращения: 26.04.2022).
Куликов, И. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. М.: Паломник, 2008. 386 с.
Лавренов, А.Н. К староверам, потерявшим страх Божий // Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2018 год. СПб.: Изд-во ДПЦ, 2021. С. 111-115.
Лункин, Р.В. Новые религиозные движения в России: христианство и постхристианство в зеркале новых богов и пророков // Двадцать лет религиозной свободы в России: Сб. ст. М.: РОССПЭН: Московский центр Карнеги, 2009. С. 329-394.
Миловидов, В.Ф. Современное старообрядчество. М.: Мысль, 1979. 126 с.
Осипова, В.В. Нетрадиционные движения в общественно-политической жизни России 1990–2015 гг.: Дис. … кандидата исторических наук. М.: МГУ им. Ломоносова, 2021. 326 с.
Питанов, В.Ю. Духовный опыт, как источник истины // Православный миссионерский апологетический центр «Ставрос». [Электронный ресурс]. URL: http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/pdf/pitanov_duhovniy_opit.pdf (дата обращения: 25.04.2022).
Поморские ответы: В 2 кн. Кн. 2 М.: Кринница, 2016. 406 с.
Сидоров, А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 1. Святые отцы в истории Православной Церкви. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. 432 с.
Шахов, М.О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и отношение к обществу: Дис... доктора философских наук. М.: РАГС при Президенте РФ, 2000. 377 с.